Что именно запрещает закон о рекламе в Инстаграм*

По закону, реклама ― это любая информация, распространённая любым способом и в любой форме, адресованная неопределённому кругу лиц. Её цель — привлечь внимание к объекту рекламирования, сформировать или поддержать интерес к нему и продвигать на рынке. Например, объектом рекламирования может быть товар, работа или услуга, изготовитель или продавец товара, мероприятия: соревнования, конкурсы, пари. (ст. 3 закона о рекламе).

То есть основные признаки рекламы:

  • она адресована не конкретному человеку, а широкой аудитории;
  • привлекает внимание к товару или услуге, вызывает интерес, побуждает к действию;
  • цель — поддерживать интерес и продвигать объект на рынке.

Признаки, по которым можно понять, что публикация считается рекламой в Инстаграм*

Что нельзя публиковать Как это может выглядеть
Прямые или косвенные призывы к действию «Записывайтесь!», «Осталось 1 место!», «Скидка действует до конца дня!», «Успей купить!», «Лучшая цена!», «Жмите ссылку!», «Успейте до среды!», «Купите для любимой!»
Нативная реклама — без явного призыва, но с деталями товара или ссылкой. Такую рекламу часто размещают клиенты или партнёры по просьбе бизнеса. «Посмотрите, какое пальто я примерила сегодня, его артикул…», «Посмотрите, как помолодело моё лицо после визита к косметологу (активная ссылка)»
Продвижение товара, услуги, работы, мероприятия  «Осталось 5 штук», «Количество мест ограничено», «Осталось мало билетов», «Ещё есть места»
Ссылки на оплату или запись Ссылка в шапке профиля или в тексте поста на онлайн-запись или оплату
Акции и бонусы Упоминание промокодов, скидок, подарков за покупку

С 1 сентября в России официально действует запрет на рекламу в Инстаграм* (закон от 07.04.2025 № 72-ФЗ). Он касается как саморекламы своих товаров или услуг, так и публикаций у блогеров. Формат роли не играет — пост, фото, видео или сторис теперь под запретом.

Ищете кассу?

«Эвотор 6» — это сразу 3 устройства в одном корпусе: касса, сканер штрихкодов и марок и терминал для приёма карт и СБП. Работает до 12 часов без подзарядки — и даже при минусовых температурах.

На правах рекламы ООО «Эвотор» 2Ranynyhg65

Что не считается рекламой в Инстаграм* с 1 сентября

Запрет на рекламу в Инстаграм* в России не мешает бизнесу и дальше вести свои аккаунты. С 1 сентября можно продолжать публиковать посты, фото и видео — но только без продвижения своих или чужих товаров и услуг.

В безопасной зоне остаются истории о компании, экспертные материалы, аналитика и личные заметки. Цель таких публикаций ― общение с аудиторией, обмен опытом. Главное — не превращать это в скрытую рекламу: никаких призывов «купить», ссылок на оплату или упоминаний скидок.

Варианты публикаций в Инстаграм* которые не считаются рекламой

Что можно публиковать Как это может выглядеть
Новости компании «Мы открыли новый офис», «Отметили 10-летие на природе»
Закулисье и повседневность Фото команды за работой, рассказ о привычках основателя: «утром зарядка, потом пишу книги»
Экспертные советы Юрист даёт алгоритм действий при ДТП, бухгалтер рассказывает о новых правилах сдачи отчётности
Аналитика Подборка статистики («в России растёт число онлайн-покупок»
Законодательство Например, адвокатское бюро может публиковать обзор изменений в законодательстве
Справочные материалы Контакты судов, список полезных сервисов, пошаговые инструкции налоговых инспекций

Определять, является ли конкретная публикация рекламой, будет Федеральная антимонопольная служба. Вероятно, со временем появятся разъяснения и судебная практика. А пока лучше действовать максимально осторожно и аккуратно, чтобы не попасть под штраф.

Нужно ли удалять рекламу, которую разместили до 1 сентября

Если реклама в Инстаграм* появилась до 1 сентября и больше никак не распространяется, штрафа за неё не будет. Но использовать её повторно — запрещено. К примеру, бизнес могут оштрафовать, если после 1 сентября (информация на сайте ФАС):

  • делать репосты своей или чужой рекламы;
  • добавлять в новых постах гиперссылки или хештеги на старую рекламу;
  • указывать на действующие акции, скидки, предложения на товары, работы и услуги, о которых было заявлено до 1 сентября, например, сообщать, что продолжается такая-то акция; 
  • реклама будет в закреплённом сообщении;
  • распространять рекламу с помощью рекомендательных механизмов соцсетей.

Как будут выявлять нарушителей 

Соблюдение закона о рекламе контролируют Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Роскомнадзор. Они мониторят интернет, могут подключать автоматические системы отслеживания бизнес-аккаунтов. Плюс никто не отменял жалобы — пожаловаться могут конкуренты, недовольные клиенты или обиженные сотрудники.

Что грозит за нарушение

Если бизнес разместит на своей странице в Инстаграм* рекламу своих товаров, работ или услуг, его оштрафуют. За размещение чужой рекламы накажут обе стороны ― и рекламодателя, и рекламораспространителя. Размер штрафа за каждый пост или сторис (ст. 38 закона о рекламе, ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ):

  • для физлица от 2000 до 2500 ₽;
  • для предпринимателя или должностного лица от 4000 до 20 000 ₽;
  • для компании от 100 000 до 500 000 ₽.

Что предпринять, чтобы не попасть под штраф

Чтобы не попасть под штраф за рекламу в Инстаграм*:

✅ Проверьте закрепы ― убедитесь, что в них нет гиперссылок, промокодов.

✅ Переделайте био в Инстаграм* ― удалите в своей визитной карточке словосочетания «оказываю услуги», «продаю товары», «запись на консультацию» и другие похожие по смыслу формулировки.

✅ Не актуализируйте старую рекламу, которую размещали до 1 сентября.

✅ Пересмотрите контент-план по ведению аккаунта. Исключите продвижение товаров, работ, услуг. Переключитесь на экспертность, общение и нейтральный контент, не связанный с коммерческой выгодой.

✅ Проверьте договоры с блогерами и партнёрами. Если по договору реклама в Инстаграм* должна выходить после 1 сентября, внесите в соглашение изменения или расторгните его

Как и где продвигать свой бизнес в сети после запрета рекламы в Инстаграм* с 1 сентября 2025

Несмотря на запрет рекламы в Инстаграм* с сентября, у бизнеса есть много других возможностей рекламировать свои товары, работы или услуг. Например, можно:

  • размещать рекламу на легальных площадках ― в Телеграме, ВКонтакте, на Яндекс.Дзене, в Одноклассниках, на RuTube;
  • развивать свой сайт, вести блог с полезными статьями, использовать SEO-статьи;
  • публиковать экспертные статьи, рассказывать о товарах, работах и услугах в популярных СМИ;
  • публиковать партнёрские посты, проводить совместные конкурсы и акции с другими брендами в разрешённых соцсетях;
  • использовать e-mail рассылки.
Для тех, кто с Эвотором

На правах рекламы ООО "СМАРТ СОФТ ТЕХНОЛОДЖИ" 2RanynNgJW4

Подытожим

👉 С 1 сентября 2025 года вступает в силу закон о запрете рекламы в Инстаграм*.

👉 Под запрет попадает любая реклама собственных или чужих товаров, работ, услуг.

👉 Вести в Инстаграм* аккаунт без размещения в нём рекламы не запрещено.

👉 Является ли информация рекламой, будет определять ФАС в индивидуальном порядке.

👉 Рекламу, размещённую в Инстаграм* до 1 сентября, можно не удалять, но актуализировать и продвигать её нельзя.

👉 За рекламу в Инстаграм* предпринимателя могут оштрафовать на сумму до 20 000 ₽, а фирму — до 500 000 ₽.

👉 Чтобы не попасть на штраф за рекламу в Инстаграм*, бизнесу нужно перенести рекламу на легальные площадки.

* принадлежит информационно-технологической платформе Meta, признанной экстремистской организацией и запрещённой на территории Российской Федерации