Что за штраф за рекламу без маркировки

С сентября 2022 года рекламу в интернете нужно маркировать. Для этого данные о рекламе необходимо отправить в реестр Роскомнадзора и получить на ролик, пост или баннер специальный номер — Erid. В опубликованную рекламу нужно вставить данные рекламодателя и тот самый Erid с пометкой «Реклама», а конце месяца — сдать отчёт. Это касается саморекламы и рекламы чужих товаров и услуг на своей площадке. Подробно про весь процесс рассказали в отдельной статье.

Интернет-рекламу контролируют Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Роскомнадзор. Первые следят, чтобы рекламу не маскировали под новости и личную рекомендацию блогеров, вторые — чтобы креатив попадал в реестр.

Штрафы за нарушение маркировки рекламы в интернете (ч. 1, 15 и 16 ст. 14.3 КоАП РФ):

Нарушение Кто штрафует Размер штрафа
Физлицо ИП Компания
Отсутствие отметки «Реклама» в опубликованном материале ФАС от 2000 до 2500 ₽ 4000 до 20 000 ₽ от 100 000 до 500 000 ₽
Отсутствие Erid в опубликованном рекламном материале ФАС от 30 000 до 100 000 ₽ от 100 000 до 200 000 ₽ от 200 000 до 500 000 ₽
Если не залить рекламный материал в реестр или не отчитаться Роскомнадзор от 10 000 до 30 000 ₽ от 30 000 до 100 000 ₽ от 200 000 до 500 000 ₽

Штраф за отсутствие отметки «Реклама» — самый щадящий. Именно его выписывают тем, кто не маркирует рекламу.

Штрафы за маркировку рекламы в 2024 году: кого уже оштрафовали

Пока известно всего об одном штрафе от Роскомнадзора. Его выписали в ноябре 2023 года телеграм-каналу «Лиса рулит» на сумму 300 000 ₽ (новость РБК).

Активнее штрафы за нарушение маркировки интернет-рекламы выписывает ФАС. Чаще выписывают самый низкий штраф за отсутствие пометки «Реклама», реже — за отсутствие Erid. Судя по делам из открытого доступа, больше всего следят за рекламой у блогеров и ютуберов, в группах во Вконтакте, Телеграме и Вотсапе. Администраторов групп находят по номеру телефона. Аргумент, что за рекламу не брали деньги, не помогает. 

Вот кого уже оштрафовали в 2024 году:

🔴 На 2000 ₽ — администратора телеграм-канала с тематикой обзора развлечений, афиши за рекламу секции пляжного волейбола (дело № 052/04/14.3-560/2024).

🔴 На 2000 ₽ — администратора паблика во Вконтакте с тематикой обзора фуд-заведений за рекламу ресторана (дело № 074/04/14.3-421/2024).

🔴 На 50 000 ₽ — новостной портал за рекламу фестиваля крафтовой культуры на своём сайте (дело № 042/04/14.3-1308/2023).

🔴 На 100 000 ₽ — компанию — владельца телеграм-канала научпоп-тематики за рекламу образовательного проекта (дело № 052/04/14.3-498/2024).

🔴 На 100 000 ₽ — городской телеканал за рекламу детских кружков на своей странице во Вконтакте (дело № 042/04/14.3-168/2024).

🔴 На 110 000 ₽ — ещё один городской телеканал за указание «партнёрами» выпуска передач клиники и мехового салона (дело № 072/04/14.3-496/2023).

Вместо штрафа вынесли предупреждение:

🟡 Администратору паблика во Вконтакте за тринадцать рекламных постов. Рекламировали местные услуги: автомойку, салон красоты, надгробия и обучение в колледже (дело № 011/04/14.3-329/2024).

🟡 Администратору телеграм-канала родительской тематики за рекламу вебинара диетолога (дело № 068/04/14.3-17/2024).

🟡 Блогеру Вконтакте за рекламу караоке-бара (дело № 076/04/14.3-735/2023).

Завели дела, но пока не оштрафовали:

🔘 На администратора группы в Вотсапе для местных объявлений. Он разместил рекламный пост о доставке птиц из инкубатора (дело № 022/05/18.1-556/2024).

🔘 На администратора группы в Телеграме для жителей жилого комплекса за рекламу дня открытых дверей в детском центре (дело № 023/05/7-2020/2024). 

🔘 На ютубера с аудиторий в 4,64 миллиона подписчиков. В его видео была рекламная вставка приложения для трейдинга, предлагалось скачать его по промокоду (дело № 039/05/18.1-422/2024).

🔘 На администратора группы формата «Подслушано там-то» во Вконтакте за рекламу магазина автомобильных шин (дело № 022/05/18.1-373/2024).

Во всех решениях ФАС указывает, что поводом к проверке стало «обращение гражданина по факту распространения рекламы без специальной маркировки».

Что нужно маркировать кроме рекламы

На правах рекламы ООО “Эвотор” 2RanymVzbCL

Как быть блогерам, администраторам, владельцам интернет-медиа

Штраф за отсутствие маркировки рекламы в интернете уже не редкость. Единственный способ его избежать — маркировать рекламу. Выделите время и разберитесь в этом вопросе. Как вариант, поищите рекламное агентство и проконсультируйтесь у них. Вам в помощь:

🟢 Статья в Жизе про маркировку рекламы.

🟢 Примеры рекламы, подлежащей маркировке, — карточки от ФАС.

🟢 Какую рекламу надо маркировать, какую нет — ответы от ФАС.

🟢 Пять шагов по учёту рекламы — инструкция от Роскомнадзора.

🟢 Как сдать отчёт — рекомендации Роскомнадзора.