Как амбарная шайка изменила мир | Жиза — онлайн-журнал Эвотора о малом бизнесе
Как амбарная шайка изменила мир

Как амбарная шайка изменила мир

Жиза — проект Эвотора о малом бизнесе

В 1884 году Джон Паттерсон начал выпускать кассы. Его тут же обступили конкуренты, и он боролся с ними беспощадно: за 15 лет 158 компаний выпускали кассы, и 153 из них не выдержали конкуренции. Их капитал суммарно составлял 5 735 000 $, а потери — 1 970 000 $. Это очень много по тем временам. Никто не мог тягаться с Паттерсоном, потому что он постоянно внедрял новые идеи, как вести бизнес, как наладить производство, улучшить продукт. И его идеи были такой силы, что изменили весь мир.

Мы уже рассказали, как касса изменила предпринимательство:
научилась ловить воришек,
выбралась из сарая и захватила мир,
придумала скрипты, завалила спамом и взорвала маркетинг.

А теперь — самое классное: мы расскажем, как касса изменила весь мир. Это история изобретателей, которые в душе всегда остаются детьми — вечно что-то поджигают в амбаре.

«Национальная кассовая компания» базировалась в Дейтоне, штат Огайо. Это город изобретений, именно там Ритти придумал кассу, но после там появилось и много другого:

  • самолёт;
  • скотч;
  • электрическая инвалидная коляска;
  • аппарат искусственного кровообращения;
  • жестяные банки с язычком-открывашкой;
  • машинка для наклеивания ценников;
  • стремянка;
  • парковочный счётчик;
  • парашют;
  • еда для космонавтов.

А ещё штуки, которые только специалист поймёт — вроде методологии выравнивания жидких кристаллов.

Дейтон был расположен удачно для бизнеса: около реки и железной дороги. Туда было удобно добираться для переговоров и дёшево доставлять сырьё, поэтому многие бизнесмены предпочитали открываться именно там. Кроме «Кассовой компании», там работали братья Райт, General Motors и другие крупные компании. Они привозили в Дейтон самых талантливых работников даже из соседних штатов — так складывался особый дух города. Вскоре инженеры разных предприятий познакомились друг с другом, стали обмениваться идеями, встречаться после работы и изобретать.

В такой творческой атмосфере инженеры «Кассовой компании» сделали изобретения, которые изменили мир.

Завели мотор для кассы и кадиллака

В 1888 году Паттерсон в своей фирме открыл отдел изобретений. Его возглавил Эдвард Дидс.

Отдел изобретений в «Национальной кассовой компании», 1910. Источник: статья о том, почему в Дейтоне так много изобретателей

В 1904 году в «Кассовую компанию» пришёл молодой инженер Чарльз Кеттеринг. Он только закончил колледж — ни резюме, ни деловой репутации, но Дидс его нанял. И свои первые изобретения он сделал для «Кассовой компании».

Кеттеринг автоматизировал продажи в кредит. В начале двадцатого века, без компьютеров это была сложная процедура. Продавец звонил в центральный офис компании, оттуда звонили в банк, чтобы проверить состояние счёта клиента. Из банка сообщение шло обратно: центральный офис — стойка продавца. Кеттеринг сделал для офиса специальный аппарат и присоединил его к кассе телефонным проводом. Касса отсылала в офис информацию о покупке и получала оттуда одобрение или отказ. На сотрудниках офиса оставались переговоры с банком, но в торговый зал звонить не приходилось. Касса Кеттеринга экономила время, и крупные магазины захотели её получить.

Затем Кеттеринг позаботился о продавцах. Раньше им приходилось крутить ручку кассы, чтобы пробить сумму покупки. Это отнимало время и утомляло — как мясорубку целый день крутить. Кеттеринг переложил нагрузку на электрический мотор.

У других инженеров это не получалось: в то время мотор необходимой мощности получался слишком большим — размером с кассу. Но Кеттеринг догадался, что мотору не нужно работать непрерывно, достаточно коротких интенсивных всплесков — значит, его можно уменьшить. Для этого понадобилось несколько изобретений: улучшить обгонную муфту, магнитное реле, универсальный двигатель переменного тока и обмотки. Мотор влез в стандартную кассу — кассиры сказали «спасибо».

Чарльз Кеттеринг работает над кассой. Источник: твиттер «Национальной кассовой компании»

Кеттеринг отлично напрактиковался в «Кассовой компании» и начал брать заказы на стороне. Его руководитель Эдвард Дидс даже выделил ему амбар для работы.

General Motors попросили Кеттеринга придумать, как сделать, чтобы двигатель машины запускался автоматически. Раньше перед тем как ехать нужно было запустить двигатель большим рычагом снаружи машины. Кеттеринг придумал стартер, который запускал машину без лишних усилий.

Мужчина заводит Тойоту рычагом. Источник: Wall Street Journal
Кадиллак 30-й модели, на которой впервые стоит автоматический стартер. Источник: Википедия

Хотя Кеттеринг проработал в «Кассовой компании» пять лет и принёс ей 23 патента, он больше известен изобретениями для автомобиля. Он ушёл руководить отделом исследований в General Motors и открыл собственную компанию DELCO. После стартера он разработал полную систему запуска, зажигания и освещения, свечи зажигания, быстросохнущую краску для автомобилей, этилированный бензин, защитное стекло, портативный электрический генератор, тормоза на четырёх колесах, автоматическую коробку передач.

На месте амбара Дидса стоит памятный знак: здесь Чарльз Кеттеринг изобрёл зажигание и стартер, которые изменили автомобильную индустрию и привели к созданию в 1909 году компании DELCO. Кеттеринг сотрудничал с руководителем «Кассовой компании» Эдвардом Дидсом, и амбар за домом Дидса стал мастерской для Кеттеринга. Этот амбар занесён в Национальный список исторических мест и для сохранности перенесён в музей. Источник: база памятных знаков

Придумали самолёт-бомбу

Кеттеринг и Дидс дружили с братьями Райт — теми самыми, которые изобрели самолёт. Они вместе отдыхали и работали над личными проектами. Они даже называли себя «Barn Gang» (что-то типа «амбарная шайка»), а потом расширились и сформировали клуб инженеров.

Похоже, это они вдохновили Кеттеринга на несколько авиационных изобретений: например, первую версию авиационного топлива и первую авиационную ракету. Ещё он придумал первый радиоуправляемый беспилотник со взрывчаткой. Он управлялся часовым механизмом и должен был в задуманный момент сбрасывать крылья, падать на врага и взрываться. Дело шло к Первой мировой войне, так что правительство США выделило финансирование на проект. Но из-за нескольких неудачных запусков этими беспилотниками перестали пользоваться.

Беспилотник назывался «Жук Кеттеринга» или «Орёл свободы». Источник: Википедия
Чарльз Кеттеринг на обложке журнала «Time» в 1933 году. Источник: журнал Time

Начали продавать компьютеры всем

Ещё один выпускник «Национальной кассовой компании» — Томас Уотсон — причастен к самым вдохновляющим и самым мрачным эпизодам современной истории.

Томас Уотсон начал работать в 19 лет. Сначала он был бухгалтером, а потом коммивояжёром — торговал фортепиано и швейными машинками. Он был плохим продавцом, и конкуренты его постоянно обходили. Но как-то раз у него выдался удачный день, он много заработал и решил отметить это в салуне. Он очнулся только утром и увидел: кто-то угнал его телегу с лошадью и всем товаром.

Работодатель уволил Уотсона и заставил выплачивать стоимость утраченного товара. Ещё и испортил ему репутацию: Уотсон не мог найти работу даже в соседних штатах. Он открыл было свою мясную лавку, но разорился, лавку пришлось продать. Уотсон остался без денег и без перспектив.

Тогда Уотсон продал свою лавку новому владельцу вместе с мебелью и товаром. Кассу для магазина он купил в рассрочку и ещё не закончил выплаты, поэтому ему пришлось переоформлять рассрочку на нового владельца. Он пришёл в местный офис «Кассовой компании» — и вот там-то его жизнь лихо изменилась. Пока он ждал оформления бумаг, разговорился с местным сотрудником и понял, что хочет остаться тут работать. Сначала ему отвечали отказом, но он продолжал названивать и приходить в офис и в конце концов получил долгожданную работу.

«Кассовая компания » основательно взялась за его развитие: руководитель обучал его лично, по два раза в день связывался, чтобы узнать, как успехи в работе, и скорректировать тактику. И, конечно, Уотсон много раз участвовал в школе коммивояжёров, которую каждый год проводила «Кассовая компания».

Через четыре года ему уже доверили руководить офисом в Рочестере: там как раз сильно насели конкуренты. Ещё за четыре года Уотсон разбил конкурентов и сделал «Кассовую компанию» монополистом в своём регионе. В качестве награды его перевели в головной офис в Дейтоне.

В то время в Дейтоне жил влиятельный предприниматель Чарльз Флинт. Он верил в силу монополии и хотел создать огромную корпорацию. Он выкупил акции четырёх компаний, чтобы присоединить их к своей. Но получалось это не очень хорошо, ведь каждая компания до этого занималась своим делом. Даже название у новой компании из-за этого получилось корявое: «Вычислительная табулирующая записывающая компания» (Computing-Tabulating-Recording Company, или CTR).

Чарльз Флинт познакомился с молодым и амбициозным Уотсоном и задумал переманить его из «Кассовой компании» к себе на пост гендиректора. Уотсон принял предложение, возглавил новую компанию, а через год стал её президентом.

В «Кассовой компании» Томаса Уотсона здорово обучили: как продавать товар, управлять людьми и громить конкурентов — эти навыки ему пригодились на новой работе. За четыре года он удвоил доходы, а через десять лет вышел на международный рынок. По этому случаю компанию переименовали в International Business Machines (IBM). К 1952 году IBM владела более чем 90% всех табуляторов (предшественников компьютеров) в США и сдавала их в аренду своим клиентам. Когда Уотсон умер в 1956 году, доходы IBM составляли 897 000 000 $, а в компании было 72 500 сотрудников.

Это Томас Уотсон придумал знаменитое мотивирующее слово THINK, которое стало девизом IBM и в ответ на которое Стив Джобс придумал Think Different.

Философия образования Уотсона, выбитая на ступенях ко входу в школу IBM. Источник: биография Уотсона

Уотсон сформировал основные ценности IBM, которые мотивировали работников и сделали IBM частью мировой культуры. Но будьте осторожнее с этими ценностями: Уотсон был другом Гитлера и открыл в Германии офисы IBM, которые производили машины для подсчёта евреев и цыган.

За 40 лет отдел изобретений в «Кассовой компании» Паттерсона получил получил 2000 патентов, а маркетинговая стратегия распространила кассы по всему миру. Но на этом влияние компании не заканчивается. Её выпускники повлияли на самые важные отрасли в современном мире.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите 111 Ctrl+Enter.

Опубликовано 30 декабря 2019

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак

Допустим, вы шьёте детскую одежду, вложились в рекламу и раскрутились. И тут узнаёте, что кто-то производит вещи под вашим логотипом. Чтобы конкуренты не нажились на вашем имени, зарегистрируйте свой логотип как товарный знак. Рассказываем по пунктам, как это сделать.

Чтобы бизнес зарабатывал, каждый сотрудник должен приносить пользу. Оценить его работу помогут цифры. Рассказываем, как с помощью нескольких показателей вычислить ленивого, некомпетентного или вороватого сотрудника.

«Продажи у неё будут невероятные»: как Паттерсон из идеи сделал продукт

Изобретатель был доволен своей кассой, но для других она была неудобной. Предприниматель купил кассу, внёс в неё сотни изменений, изготовил корпус из стали и построил успешный бизнес. Рассказываем, как ему это удалось.

Какому бизнесу нужен товарный знак

Если вы открыли кафе или производство одежды, у вас есть вывеска с красивым названием или свой стиль, вам может понадобиться защита от плагиата. Мы разобрались, кому стоит регистрировать товарный знак, а кому — нет.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: