Если у вашего бизнеса сайт для продаж, вы блогер, админ канала или паблика и впервые слышите про маркировку, обязательно изучите этот вопрос. Заказную рекламу и саморекламу нужно маркировать → Маркировка интернет-рекламы в 2023 году

Реклама без маркировки в постах, баннерах и рекламных интеграциях может обернуться штрафами. Мы нашли пару десятков дел на ютуберов, админов каналов в Телеграме, Вконтакте и Вотсапе → Штрафы за маркировку рекламы в 2024 году.

Список того, что не считается рекламой 

Никогда не маркируются:

  • социальная реклама;
  • имейл-рассылки, пуш-уведомления, сообщения в личный чат.

Не маркируются, только если нет признаков рекламы, то есть расхваливания, подсвечивания плюсов, призыва купить:

  • ассортимент товаров и описание услуг;
  • каталоги и новости;
  • акции и скидки;
  • логотипы спонсоров и партнёров;
  • отзывы покупателей;
  • вакансии;
  • розыгрыши призов;
  • призывы подписаться на канал;
  • обзоры, научные исследования, аналитика;
  • органичные интеграции.

Эти списки мы составили по ответам ФАС, примерам интернет-рекламы ФАС, письмам ФАС от 29.05.2023 № 08/41716/23, от 27.04.2023 № 08/32849/23, информации с сайта ФАС и ответам Роскомнадзора

Относится ли информация к рекламе, решает ФАС — Федеральная антимонопольная служба. Разберём подробнее все пункты из списка.

Что нужно маркировать кроме рекламы

На правах рекламы ООО «Эвотор» 2RanymVzbCL

Социальная реклама

Социальной считается реклама благотворительности и полезных целей, например фонда помощи детям или отказа от курения (ч. 4 ст. 18.1 закона о рекламе). Маркировка социальной рекламы не предусмотрена, но в посте, ролике или на постере нужно сделать отметку «Социальная реклама», указать рекламодателя и его сайт.

Имейл-рассылки, пуш-уведомления, сообщения в личный чат

Сообщение всегда отправляют кому-то конкретному, поэтому оно не считается рекламой и маркировка рассылок не нужна. Другое дело, когда сообщение опубликовано в канале или паблике. Если в нём есть описание товара, бренда и расписаны их преимущества, то это уже реклама и её нужно маркировать. Например, ФАС завела дело за отсутствие маркировки на администратора группового чата в Телеграме (дело № 023/05/7-2020/2024).

Ассортимент товаров и описание услуг

Опубликованные на своём сайте, в соцсети, мобильном приложении, на маркетплейсе и в канале Яндекс.Дзен фото и описание товаров, сделанные в едином стиле, не маркируют. Это не реклама, а показ. Например, одинаковые карточки с фото и описанием одежды в интернет-магазине — не реклама.

Список услуг тоже не маркируют. К примеру, перечень бьюти-процедур салона на его странице во Вконтакте — не реклама.

Но если товар или услугу визуально выделить, это будет реклама. Например, вся одежда на сайте размещена в каталоге, а летнее платье из льна — на зелёном баннере вверху сайта. ФАС считает это рекламой и на вопрос, нужно ли маркировать собственную рекламу в таком случае, отвечает утвердительно.

❗️ Информацию про чужие товары и услуги всегда нужно маркировать 

Независимо от стиля оформления рекламой считается любая информация про чужие товары или услуги, если разместить её на своих ресурсах. Например, фото туфель или примеров маникюра со ссылкой на сайт партнёра среди своего ассортимента — это реклама.

Каталоги, новости

Список магазинов, выполненный в едином стиле, не считается рекламой. Например, как в каталоге 2ГИС. Но если все магазины на белом фоне, а один на жёлтом — это уже реклама.

Информация с новостного сайта или агрегатора новостей — не реклама.

Акции и скидки 

Информация про свои акции и скидки, размещённая на собственном сайте, в своей группе в соцсети, мобильном приложении или в канале на Яндекс.Дзене, не считается рекламой. Даже если сообщение подсвечено или размещено на баннере. Но если разместить на любом из своих ресурсов сообщение о скидках другого продавца, это уже реклама.

Для тех, кто с Эвотором

На правах рекламы ООО "СМАРТ СОФТ ТЕХНОЛОДЖИ" 2RanynNgJW4

Логотипы спонсоров и партнёров

ФАС рекомендует размещать такое в специальном разделе своего сайта. Тогда маркировка не нужна. К примеру, не нужно маркировать логотип веб-студии, сверставшей сайт.

Отзывы покупателей

Отзывы на товар в специальном месте сайте — не реклама, а личное мнение.

Вакансии

Приглашения на работу — не реклама. Например, объявление о поиске менеджера по продажам не нужно маркировать. Но если в вакансии расхвалить работодателя, то это уже реклама. Расхвалить — значит рассказать о том, что не связано с условиями труда. Например, что магазин первый в городе по продажам летней одежды из экокожи. 

Розыгрыш призов

Не нужно маркировать объявления о розыгрыше призов, если проводить их на своём канале или сайте. К примеру, розыгрыш смартфона за покупку обучающего курса у блогера. 

Но если розыгрыш проводит другой продавец или у приза описаны достоинства, то это уже реклама и её нужно маркировать. Например, призыв участвовать в конкурсе партнёра, который продаёт качественные смартфоны по доступным ценам.

Призыв подписаться на канал

Размещённые на любых своих ресурсах призывы подписаться на свой канал, группу в соцсетях или перейти на свой сайт никогда не маркируют. А вот призыв подписаться на чужой канал или аккаунт в сети, где что-то продают, — это уже реклама.

Обзоры, научные исследования, аналитика

Обзорные и исследовательские материалы — не реклама. Например, сравнение цен в разных магазинах не нужно маркировать, даже если какой-то магазин будет выглядеть в нём лучше, чем другие.

Органичная интеграция

Органичная интеграция не считается рекламой. Это когда упоминание или показ товара органично встроены в текст, аудио или видео. Например, блогер читает новости в майке Адидас, а потом говорит, что сегодня приехал на Ладе Гранте. Главное, чтобы на продукте не было акцента.

Часто возникает вопрос, нужно ли маркировать нативную рекламу. От органической интеграции нативная реклама отличается тем, что на чужом продукте, который гармонично встроен в контент, сделан акцент. Например, блогер рассказывает неприятную историю, которая случилась с ним в такси, а потом говорит, что недавно купил Ладу Гранту, очень доволен машиной и встреча с хамскими таксистами ему больше не грозит. Нативную рекламу обязательно нужно маркировать.

❗️ Если есть сомнения, нужно ли маркировать рекламу, лучше перестраховаться 

Практика показывает, что обычную информацию могут посчитать рекламой и оштрафовать за отсутствие маркировки. Поэтому наверняка проверить свой сайт, блог или каналы на отсутствие рекламы сложно. Роскомнадзор советует отталкиваться от манеры подачи информации и её назначения. Слишком расхвалили платье, образовательный курс или вакансию менеджера? Попробуйте переделать или промаркируйте.