Обжалование штрафа за «Платон» юридическим лицом: в какой суд обратиться
«Платон», система взимания платежей за передвижение большегрузного транспорта по дорогам федерального значения, пока не отличается совершенством и часто даёт сбои, выписывая необоснованные штрафы. Владелец автотранспортного средства может оспорить предписание. Рассмотрим, как правильно выполнить обжалование штрафа за «Платон» юридическому лицу, в какой суд обращаться.
Система «Платон»: общие сведения
Очевидно, что дорожное полотно в большей степени разрушается от воздействия большегрузного транспорта. Для компенсации затрат на ремонт и восстановление дорог общефедерального значения в 2015 году была введена система «Платон» (сокращение от словосочетания «плата за тонны»). Основная цель проекта — получить деньги на ремонт дорожной инфраструктуры с владельцев фур, уменьшив таким образом финансовую нагрузку на муниципальный и государственный бюджеты.
«Платон» представляет собой электронную систему отслеживания движения большегрузного транспорта и взимания платежей с перевозчика за пользование автомобильными дорогами. Полученные средства поступают в государственный бюджет, а затем перераспределяются по целевым направлениям: дорожные ремонтно-восстановительные работы, модернизация дорожно-транспортной инфраструктуры и прочее. Контроль за работой системы осуществляет Ространснадзор, специальное подразделение Минтранспорта РФ. Именно эта организация наделена правом выставлять штрафы за несоблюдение правил, предписываемых системой.
Действие «Платона» распространяется на грузовые автомобили и грузопассажирские автофургоны грузоподъёмностью от 12 тонн, находящиеся в собственности предпринимателей, физических или юридических лиц. В эту категорию не попадают пассажирские автомобили, военная техника, транспортные средства экстренных служб (полиции, скорой медпомощи, МЧС). Сборы взимаются как с российских, так и с иностранных владельцев грузовиков.
Требования по уплате взносов по системе «Платон» регламентируются ст. 31.1 закона 257-ФЗ.
Для каждого большегрузного автомобиля, используемого в коммерческих целях, формируется учётная запись. Регистрацию можно пройти на официальном сайте или в центре обслуживания «Платона». В систему заносятся личные данные юридического лица, а также сведения о транспортном средстве: государственный регистрационный номер, марка, модель и прочее. После завершения процесса регистрации пользователь получает доступ в личный кабинет системы.
Если у вас Эвотор, заглядывайте чаще в Личный кабинет. Мы постоянно совершенствуем этот дашборд для контроля всего бизнеса. Анализ выручки, анализ продаж в разрезе товаров, всевозможная статистика и отчётность — всё тут.
Как работает «Платон»
Кабина автомобиля оснащается специальным бортовым электронным устройством, совместимым с GPS или ГЛОНАСС (в качестве альтернативы можно работать с маршрутной картой). Его получают в центре обслуживания пользователей системы на безвозмездной основе.
Контроль над автомобилями, подпадающими под действие «Платона», осуществляется с помощью рамных конструкций, установленных над дорожным полотном, или мобильных пунктов. Система в режиме реального времени следит за соблюдением маршрута и своевременностью внесения оплаты.
Передача данных осуществляется в режиме реального времени с помощью спутниковой навигации. Система автоматически, с установленной периодичностью формирует счёт на оплату, основываясь на полученных сведениях о пройденном маршруте, и выполняет списание со счёта перевозчика. По окончании поездки формируется полный отчёт с указанием километража и списанных средств.
Ответственность за соблюдение правил системы возлагается на владельца автомобиля, даже если в момент нарушения за рулём был другой человек. Транспортное средство, принадлежащее иностранным перевозчикам, может быть задержано до уплаты штрафа (ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ). Регулярно фиксируются случаи, когда к такой мере прибегают и в отношении отечественных собственников, что неправомерно и является превышением должностных полномочий.
Нарушения, за которые начисляются штрафы:
- движение без бортового устройства;
- выключенное или неисправное бортовое устройство;
- движение при недостаточном балансе на счёте;
- отклонения от заявленного маршрута.
Уведомления о наложении штрафа формируются в автоматическом режиме и направляются в личный кабинет пользователя. При первом выявлении нарушения размер штрафа составляет 5000 рублей, при повторном — 10 000 рублей (ст. 12.21.3 КоАП РФ).
К сожалению, у «Платона» есть ряд недостатков, связанных со сбоями системы ГЛОНАСС и отсутствием в основе нейросетей на базе искусственного интеллекта. Поэтому добросовестные перевозчики нередко получают необоснованные штрафы. Причины разные:
- повторная фиксация нарушения в течение суток: по правилам, транспортное средство может быть оштрафовано только один раз в сутки;
- начисление штрафа не на тот автомобиль: такая ситуация может возникнуть из-за скопления транспорта на выделенных полосах под контрольными рамками;
- несвоевременная обработка данных: нередки случаи, когда денежные средства были переведены на счёт пользователя, но система не увидела их сразу.
Какие инстанции рассматривают обжалование штрафа за «Платон»
Оспорить штраф за «Платон» можно в течение десяти дней со дня получения постановления. Сделать это можно тремя способами.
- Через Центральное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора (ЦМУГАДН).
Необходимо составить, распечатать и подписать заявление с просьбой об отмене штрафа, приложить любые доказательства неправомерности взыскания, которые заявитель считает уместными и правильными. Это может быть дорожная карта, скан оплаты с электронной почты, записи с камер наблюдения.
Собранный пакет документов передаётся в ЦМУГАДН удобным способом:
- при личном посещении (г. Москва, ул. Петрозаводская, 32а);
- заказным письмом по почте;
- по электронной почте (направляются сканы бумаг).
2. На сайте Ространснадзора.
Нужно заполнить специальную форму. Особое внимание необходимо уделить разделу «Причина обжалования». Важно подкрепить свою позицию фактами и весомыми доказательствами.
3. Через суд.
Владельцы грузовых автотранспортных средств, получившие несправедливое, по их мнению, предписание заплатить штраф, могут оспорить его в судебном порядке. Жалоба должна быть оформлена в письменном виде на бумажном носителе, другие формы подачи не допускаются.
Законодательством точно не определяется, в какую инстанцию нужно обращаться: в арбитражный суд или суд общей юрисдикции.
Юридическому лицу логично подавать заявление в арбитражный суд, поскольку эта инстанция занимается нарушениями, связанными с предпринимательской или другой экономической деятельностью. Однако практика показывает, что в ряде регионов арбитражные суды часто отказывают в приёме таких жалоб, считая, что их рассмотрением должны заниматься суды общей юрисдикции. Поэтому лучше проконсультироваться со специалистами, которые знают судебную практику по конкретному округу и могут дать правильную рекомендацию.
Сервис Эвотора «КУДиР» автоматически ведет вашу отчётность без ошибок и пропусков. Все операции попадут в отчёт, вы никогда не попадёте на штраф за заполнение КУДиР.
Нюансы и случаи из судебной практики
Обжалование единичного штрафа для крупного перевозчика не имеет особого экономического смысла. Даже если соответствующие инстанции примут положительное решение, упущенная прибыль, потери времени и средств на судопроизводство будут несоизмеримо больше размера взыскания. Другое дело, если получен штраф на значительную сумму по причине того, что система выписала на один грузовик несколько предписаний за сутки. В этом случае доказать неправомерность взыскания довольно просто, так как налицо сбой системы.
Ещё один важный момент, который останавливает перевозчика от судебного обжалования, — необходимость подачи заявления в отделение суда по месту предполагаемого нарушения. Присутствие на заседаниях может быть сопряжено с большими финансовыми издержками, если истец проживает в другом регионе.
Статистика по удовлетворению исков за неправомерное назначение штрафов «Платон» для водителей и владельцев грузовиков пока неутешительна: ЦМУГАДН и суды неохотно признают несовершенства системы. Но всё же наблюдается положительная динамика, о чём свидетельствует ряд зафиксированных решений в пользу подателей жалоб.
Например, в 2021 году Пермский краевой суд отменил штраф за движение с неисправным бортовым устройством (дело № 7-2691/2021). Согласно существующим правилам, о факте поломки оборудования необходимо сообщить оператору «Платона». В суде удалось доказать, что у водителя не было возможности определить неисправность устройства. Оно не показывало никаких признаков повреждений, все индикаторы функционировали, пломба была в исправном состоянии, при этом оно не связывалось с другими элементами системы и не передавало данные. Техническая экспертиза подтвердила гарантийный случай сбоя программного обеспечения.
В деле № 16-2598/2021 вышестоящий суд отменил решение нижестоящей инстанции о правомерности штрафа. Представителю перевозчика удалось доказать, что на момент фиксации нарушения автомобиль находился в аренде у другого лица, хотя соответствующая информация не была внесена в реестр взимания платы «Платона».
Подытожим
Система была запущена в 2015 году с целью сбора платежей с владельцев большегрузного транспорта за проезд по дорогам федерального значения. Если грузовик передвигается без внесения оплаты, система фиксирует нарушение и налагает на владельца штраф. К сожалению, работа системы до конца не отлажена, что вызывает рост недовольства перевозчиков. Обжаловать неправомерные штрафы, наложенные из-за легко доказуемого системного сбоя, довольно просто. В других случаях, чтобы выиграть суд у государства, необходимо собрать весомую доказательную базу и привлечь опытных юристов.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Что скажете?