Что даёт регистрация товарного знака

Товарный знак — информация, благодаря которой потребители отличают продукцию компании от конкурентов. Это может быть название, слоган, логотип, фирменный шрифт, уникальная авторская упаковка. Компания, являющаяся обладателем товарного знака, может распоряжаться им так же, как любым имуществом, например продать. Кроме этого, регистрация его в Роспатенте даёт следующие преимущества.

  • Эксклюзивное право на использование названия. Если удаётся раскрутить товарный знак, он становится одним из главных маркетинговых инструментов.
  • Возможность работать с крупными ритейлерами.
  • Возможность открытия франшизы. Без наличия зарегистрированного товарного знака сделать это не получится. Сама суть франшизы в том, что продаётся право пользования им.
  • Возможность внести товарный знак в реестр Таможенной службы. Благодаря этому продукцию с ним нельзя будет провезти через границу без разрешения владельца.

Кроме того, это ещё и нематериальный актив компании, существенно влияющий на её стоимость. Его оценивают в среднем в 5–10% от всего дохода, который приносят продажи продукции под этим знаком.

Способы незаконного использования 

Товарный знак — интеллектуальная собственность, которая охраняется законом (п. 1 ст. 1484 ГК РФ). Однако конкуренты могут воспользоваться им, не имея на это права. Шансы выиграть суд в этом случае велики, если имеются три обстоятельства нарушения.

  • Одинаковое название. Если оно полностью идентично, это однозначное нарушение. Сложнее, если название или другие элементы товарного знака просто похожи. Например, громким был иск КФ «Красный Октябрь», обладателя товарного знака «Алёнка», под которым продаётся шоколад, к белгородской фабрике «Славянка», выпустившей шоколад «Алина» с похожим изображением. Спор дошёл даже до Верховного суда и закончился подписанием мирового соглашения.
  • Идентичная деятельность. Если под ТЗ выпускается кондитерская продукция, а другая компания будет производить обувь под таким же названием, это не будет считаться нарушением закона. Товарные знаки нельзя использовать только в той же или смежной области бизнеса.
  • Получение прибыли. Когда названия двух компаний похожи, обе работают на одном рынке, но одна из них не получает прибыли, это не будет считаться нарушением. Например, сшить одежду, использовать в качестве принта раскрученный товарный знак и носить её самостоятельно — законно. Если же начать продавать такую одежду, она будет признана контрафактом.

Самые частые случаи незаконного использования чужих товарных знаков — в названиях компаний, брендов, на вывесках, в рекламе, маркировке и доменах. Не всегда нарушители преследуют корыстные цели и нередко даже не знают, что действуют незаконно, однако от ответственности это их не освобождает.

Личный кабинет Эвотора — ваш пульт управления бизнесом. Тут вы будете контролировать выручку и самые маржинальные товары, получать оповещения об уплате налогов и изменениях законодательства.

Как собрать доказательства

Доказательствами неправомерного использования товарных знаков могут стать:

  • скриншоты рекламы в интернете, страниц маркетплейсов или сайтов;
  • фото вывески торговой точки;
  • товар, купленный в качестве образца: в этом случае необходимо сохранить чек, чтобы подтвердить факт совершения покупки и извлечения нарушителем прибыли из использования чужого товарного знака;
  • таможенные декларации, подтверждающие вывоз контрафактной продукции;
  • проспекты, каталоги, листовки, в которых рекламируется контрафактная продукция.

Информацию в интернете можно удалить очень быстро, поэтому все сделанные скриншоты рекомендуется сразу заверить у нотариуса. В этом случае их можно использовать как доказательство в суде, даже если интернет-страницы удалены. Кроме того, к сбору доказательств могут быть привлечены государственные органы. Компания, права которой нарушены, может обратиться:

  • в ФАС России, следящую за соответствием рекламы закону и добросовестностью конкуренции;
  • в Роспотребнадзор. Задача этого органа — защита интересов потребителя. Использование чужого товарного знака вводит людей в заблуждение. Поэтому инстанция может посчитать, что права потребителей нарушены.

Ни ФАС, ни Роспотребнадзор не будут штрафовать нарушителя. Но они могут подать на него в суд, и это станет ещё одним доказательством его вины, совместно с теми, которые были собраны самостоятельно. Кроме того, обе инстанции проводят перед обращением в суд серьёзные проверки, которые могут напугать нарушителя и стать стимулом для заключения мирового соглашения.

«Управление ассортиментом» — сервис для работы с товарами там, где вам удобно: на компьютере или планшете. Формируйте товарную базу, импортируйте поступившие товары в несколько кликов, печатайте ценники и передавайте данные в 1С.

Судебное разбирательство

После сбора доказательств необходимо обратиться в суд, придерживаясь определённого порядка действий.

Составление претензии

Направление претензии — обязательный этап спора (п. 5.1 ст. 1252 ГК РФ). Не исключено, что после этого суд не потребуется и конкуренты, нарушившие закон, выплатят компенсацию — это досудебный порядок урегулирования. 

Претензия может быть составлена в свободной форме, но она должна содержать следующие сведения:

  • информацию об отправителе и нарушителе;
  • описание зафиксированного нарушения;
  • сведения о товарном знаке;
  • обоснование сходства с названием (логотипом, другими элементами товарного знака) нарушителя;
  • обоснование идентичности сфер деятельности;
  • обоснование получения нарушителем прибыли с помощью чужой интеллектуальной собственности;
  • требования правообладателя — они включают прекращение использования всего, что касается товарного знака, и выплату компенсации;
  • приложения — свидетельство на товарный знак (копия), доказательства незаконных действий.

Составить претензию можно самостоятельно, но лучше обратиться к юристу, который одновременно оценит весомость доказательств и шансы выиграть дело.

Претензию необходимо направить на юридический адрес. Он есть в договоре, если ранее было сотрудничество с этой компанией, или в ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Документ отсылается заказным письмом с уведомлением, которое нужно сохранить после того, как оно вернётся. Если придётся решать вопрос в суде, уведомление будет доказывать, что порядок досудебного урегулирования соблюдён.

Обращение в суд

На досудебное урегулирование нарушителю даётся тридцать дней с того момента, как отправлена претензия. Если в течение этого времени он не попытается договориться, можно смело обращаться в суд (п. 5.1 ст. 1252 ГК РФ). Важно правильно составить исковое заявление. Оно отчасти похоже на претензию и может содержать требования в соответствии с п. 1 ст. 1252 ГК РФ:

  • изъять контрафактную продукцию из оборота;
  • убрать товарный знак из официальных документов, названия, вывесок, доменов;
  • выплатить компенсацию;
  • возместить убытки.

Убытки и компенсация — разные понятия. Убытки должны быть точно подсчитаны, тогда как компенсация заявляется на усмотрение истца. Поэтому обычно выбирается второй вариант формы взыскания. Существует три способа расчёта суммы (п. 4 ст. 1515 ГК РФ).

  • 10 000 – 5 000 000 рублей. В иске может быть указана любая сумма из этого диапазона, и суд будет рассматривать, насколько она обоснованна.
  • Двойной размер стоимости лицензии. Такая форма компенсации актуальна, если истец занимается продажей франшизы.
  • Двойной размер стоимости контрафактной продукции. Метод расчёта используется, если истец владеет точной информацией об объёме выпуска и/или продажи контрафакта.

Споры о нарушении прав на товарный знак рассматриваются в арбитражных судах. Если один из участников разбирательства не согласен с вынесенным решением, дело передаётся в кассационный суд.