«В марте прошлого года заработала 148 тысяч. В этом марте — 6». Как коронавирус влияет на малый бизнес в России | Жиза — онлайн-журнал Эвотора о малом бизнесе
«В марте прошлого года заработала 148 тысяч. В этом марте — 6». Как коронавирус влияет на малый бизнес в России

«В марте прошлого года заработала 148 тысяч. В этом марте — 6». Как коронавирус влияет на малый бизнес в России

Жиза — проект Эвотора о малом бизнесе

Коронавирус меняет планы и привычки: люди больше времени проводят дома, избегают общественных пространств, закупаются продуктами, теряют деньги на отменённых отпусках. Это влияет и на малый бизнес: для одних эпидемия — это возможность заработать. Для других — угроза полной остановки и долгов. Мы поинтересовались у предпринимателей, как вирус и карантин влияет на их работу.

Ирина, владелица кофейни в Москве:

«Продажи на этой неделе упали на 30% по сравнению с прошлой. Боюсь, что точку могут закрыть на карантин, это мой основной источник дохода. Переживаю за сотрудников: во-первых, за их здоровье, во-вторых, не знаю, где брать других.

Закупили антисептики для бариста. Расширили прикассовый ассортимент в индивидуальной упаковке — надеемся повысить средний чек. Будем общаться с управляющей компанией об отсрочке, рассрочке или скидке. Думаю, что карантина не будет, выручка упадёт, ближайшее время будем тянуть на нуле».

Ирина (слева) на точке, следит за снижением выручки

Игорь, сервис по доставке фермерских продуктов «Ешь деревенское» в Дубне:

«Мы наблюдаем рост среднего чека и количества заказов. Люди стали активнее покупать продукты, средний чек вырос в среднем на 10%, количество заказов — в два раза. Особой популярностью пользуются продукты длительного хранения: крупы, заготовки.

Люди опасаются посещать гипермаркеты и общественные места, поэтому мы добавили опцию бесконтактной доставки продуктов на дом, чтобы наш покупатель чувствовал себя в безопасности. Сейчас мы доставляем четыре дня в неделю, но в ближайшее время планируем добавить ещё один день. Хотя соблюдать сроки из-за количества заказов уже тяжело».

Основатель «Ешь деревенское» на складе сервиса

Мария, образовательный проект Uskillz в Москве:

«Офлайн-события в Москве отменили. Наши любимые выезды в Долину — тоже. Уже собрали новый курс для поездки в Берлин — но и он туда же.

Какое-то время будем без традиционного потока денег, потому что офлайн у нас сильнее, чем онлайн. Но это время, чтобы заняться онлайном: соберём библиотеку прошедших событий, будем пробовать новые механики в социальных сетях.

Резкий карантин — это некруто с точки зрения потока денег прямо вот сейчас, в моменте. Но это здорово скажется на развитии онлайна и, возможно, B2B-курсов»

Алексей, основатель и владелец сети суши-баров Kapibara — корпоративная сеть в Смоленске, точки по франшизе в России и Белоруссии:

«Пока всё в порядке, но мы готовимся. Закупились антисептиками для общепита, их и так много уходит, так что взяли с запасом наперёд. Разработали стратегический план на случай, если придётся закрыть залы и не будет возможности привозить редкие ингредиенты. У нас 60% выручки — доставка. Думаю, справимся.

На рынке после 2014 года есть „младший ребёнок санкций“ — доступные роллы с курицей или крабовыми палочками, так что даже в сильном дефиците будет, что продавать, адаптированное меню есть.

Поставщики отказались работать с отсрочкой — доллар скачет, их можно понять. Думаю, со временем увидим дефицит и рост цен, но пока живём».

Алексей (справа) и команда на открытии точки в Десногорске

Полина, два цветочных интернет-магазина Floever Bureau и Bohemian Flowers в Москве:

«Кажется, пока серьёзных изменений не произошло. После 8 марта каждый год сильный спад продаж. На эти праздники продали даже больше обычного, потому что выросли с прошлого года. Теперь — плановый спад до мая».

Екатерина, туристическое агентство по франшизе Sunmar в Обнинске:

«На днях перебронировала туристов из Иордании в Эмираты, а в этот же день вечером там объявили, что закрывают пляжи и бассейны, питание только в номерах. И зачем вот людям лететь на десять дней, номер смотреть?

Как законно не платить за аренду во время коронавируса

В прошлом году за март заработала 148 тысяч. А в этом году — 6. Настроение упадническое. Границы закрываются, чего ожидать дальше — не знаю. Отправлять туристов уже некуда, да и сами они не хотят. Хорошо, владельцы бизнес-центра пошли навстречу, договорились, что ближайшее время плачу только за коммуналку».

В обычный день в офисе Екатерина и менеджер по продажам. Сейчас — никого

Евгений, самозанятый, занимается перевозками в Калужской области:

«Для перевозок февраль-март в принципе несезон, холода закончились, тепло ещё не наступило. У меня основные клиенты — торговля и стройки, они пока на временном перерыве.

Но в это время обычно появляются перспективы будущих заказов, обычно хотя бы десять поездок за март получается. Сейчас такого нет. Опасаюсь, что если карантин затянется, то весной может быть туго».

Абдулла, продуктовый магазин в Махачкале:

«Ощутимых изменений пока не произошло — у нас в регионе пока не объявили, что будет карантин. Есть люди, которые панике поддались и закупились, есть те, кто неплохо закупил фрукты и овощи, но бума пока нет. Так, небольшой ажиотаж.

Ещё поставил себе аппарат, начал продавать свежевыжатый гранатовый сок. Говорю, что иммунитет поднимает — интерес очень хороший вызывает».

Абдулла в магазине. Фигура Хабиба Нурмагомедова — инструмент маркетинга

Пётр, студия видеопроизводства Multiways в Москве:

«Все клиенты перешли на удалёнку, согласование теперь занимает больше времени. Также отменились несколько роликов, которые должны были делаться под конкретные конференции/выставки/форумы».

Алексей, платформа для организации мероприятий Click2MICE в Москве:

«До того как вышло постановление об отмене мероприятий больше 50 человек, у нас всё было хорошо. Теперь же большая часть клиентов отменила мероприятия минимум до конца марта, кто-то пошёл дальше и отменил апрель. Продаж сейчас нет вообще.

Март и апрель — самые доходные месяцы, которые должны покрыть спад неудачных месяцев. И если в марте хотя бы что-то успели продать, то в апреле будет совсем плохо. При этом в феврале мы активно росли, расширяли штат. Теперь вынуждены будем либо сокращать, либо менять график, либо отправлять в отпуск за свой счёт.

Мы можем перетерпеть полтора-два месяца. Другой вопрос — а сколько действительно это всё продлится? Когда эпидемия пройдёт и когда клиенты очнутся? Недели? Месяцы? Полгода?»

Часть сотрудников Click2MICE уже перешли на удалёнку, офис почти пустой

Вероника, салон красоты Younique в Москве:

«Паника ощущается, начиная с этой недели. В выходные дни был сильный приток клиентов, в том числе те, кто планировал уехать за границу, но не смог. Есть ещё такая тенденция: многие, у кого были записи на следующие недели, хотят перенести на эту неделю. Есть у людей ощущение какой-то неизвестности.

Некоторые клиенты уже уточняют, когда звонят, будем ли мы работать: некоторые салоны закрылись. Но мы пока работаем, просто внимательнее относимся к вопросам стерилизации и дезинфекции. Хотя закупать маски, одноразовые перчатки и антисептики становится всё сложнее.

Выручка снизилась процентов на 20, но клиенты пока есть. А вот со следующей недели, по нашим прогнозам, ситуация будет более критичной».

Опубликовано 20 марта 2020

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак

Допустим, вы шьёте детскую одежду, вложились в рекламу и раскрутились. И тут узнаёте, что кто-то производит вещи под вашим логотипом. Чтобы конкуренты не нажились на вашем имени, зарегистрируйте свой логотип как товарный знак. Рассказываем по пунктам, как это сделать.

Чтобы бизнес зарабатывал, каждый сотрудник должен приносить пользу. Оценить его работу помогут цифры. Рассказываем, как с помощью нескольких показателей вычислить ленивого, некомпетентного или вороватого сотрудника.

«Продажи у неё будут невероятные»: как Паттерсон из идеи сделал продукт

Изобретатель был доволен своей кассой, но для других она была неудобной. Предприниматель купил кассу, внёс в неё сотни изменений, изготовил корпус из стали и построил успешный бизнес. Рассказываем, как ему это удалось.

Какому бизнесу нужен товарный знак

Если вы открыли кафе или производство одежды, у вас есть вывеска с красивым названием или свой стиль, вам может понадобиться защита от плагиата. Мы разобрались, кому стоит регистрировать товарный знак, а кому — нет.