Боксёрский клуб, Москва
Бизнес существует: 4 года
Сотрудники: 2 менеджера, 6 тренеров, уборщица, маркетолог и бухгалтер на удалёнке
Оборот во время работы по франшизе: в среднем 400 000 ₽ в месяц
Прибыль во время работы по франшизе: 0 ₽
Оборот после отказа от франшизы: от 600 000 до 1 000 000 ₽ в месяц
Прибыль после отказа от франшизы: в среднем 250 000 ₽ в месяц

Из найма в собственный бизнес

Я работала в рекламном агентстве, где проводила большую часть времени. Горящие дедлайны, срочные задачи и совещания до глубокой ночи изматывали, времени на семью и маленького ребёнка не оставалось. Тогда я решила открыть бизнес. У меня был план: купить уникальную франшизу, быстро разобраться в нюансах, делегировать большую часть работы помощнику и наконец-то заняться семьёй.

Мне казалось,что план рабочий — но всё пошло совсем не так, как я представляла. На момент запуска клуба я уже вложила 2 800 000 ₽. Через пять месяцев после старта работы я была в минусе на 3 100 000 ₽.

Выбор франшизы

За годы работы у меня скопились деньги, которые я могла инвестировать в бизнес. Мне хотелось развиваться в сфере фитнеса: я увлекалась спортом, и направление казалось перспективным. В интернете я нашла сайт франшизы боксёрского клуба для белых воротничков. Мне понравилась концепция, сайт выглядел стильно и убедительно, а на открытие требовалось до 3 000 000 ₽. У меня как раз была такая сумма. Я воодушевилась и отправилась на встречу с компанией.

Встречу вели две девушки. Они были открытыми и дружелюбными, с улыбкой отвечали на все вопросы. Я узнала, что концепцию франшизы привезли из Америки, там же разработали методики упражнений, которые больше никто в России не использует. После встречи я практически сразу подписала договор и начала готовиться к открытию.

Вводные:

  • Стоимость франшизы — 500 000 ₽
  • Затраты на открытие — 1 800 000 ₽

Обещания франчайзера и реальность

Обещания Реальность
Окупаемость — десять месяцев Окупаемость так и не наступила
Пакет документов для быстрого старта: бизнес-план, регламенты внешнего вида персонала, стандарты работы в компании, должностная инструкция, система мотивации, скрипты продаж Документы прислали, но пригодился только тот, что со скриптами продаж
Обучение персонала Обучение заняло несколько часов, тренеры рассказали базовую информацию из интернета
Настройка рекламы нового клуба на площадках франчайзи Реклама не привела клиентов. Я потеряла на ней 20 000 ₽
Консалтинг на всех этапах открытия После запуска клуба мне потребовалась помощь: не было клиентов, и я растерялась. Франчайзеры неделю не отвечали на письма и звонки
Все маркетинговые материалы Материалы я использую до сих пор

Ошибки на этапе выбора франшизы

1. Сделала выбор на эмоциях. Я не изучила франчайзера подробно: например, не поговорила с франчайзи из других городов, не нашла владельцев закрывшихся франшиз. Вместо того, чтобы проверить факты, я доверилась улыбкам приятных девушек и своему желанию поскорее открыть бизнес.

2. Не проверила договор с юристом. В будущем я узнаю, что под влиянием эмоций отдала деньги мошенникам.

Выбор помещения и ремонт

По рекомендации франчайзера я искала 250 квадратных метров в нежилом помещении. В итоге оказалось, что денег хватит только на 200 квадратов. Помещение для будущего клуба я нашла на сайте Единой городской службы недвижимости, ориентировалась на метраж и стоимость. Месяц аренды стоил 160 000 ₽ первые три месяца, а с четвёртого — 180 000 ₽.

С собственником помещения я заключила договор, заплатила за первый и последний месяцы аренды и договорилась на два месяца ремонтных каникул. Дизайн-проект предоставил франчайзер. Также он предложил закупить спортивное оборудование у знакомого поставщика. Мне сказали, что поставщик проверенный, и этот контакт — мой бонус за сотрудничество.

В итоге ремонт закончился на месяц позже, чем обещал прораб. Так я потеряла 160 000 ₽ за лишний месяц аренды.

Ремонт с учётом душевых обошёлся в 1 000 000 ₽. Оборудование закупили ещё на 800 000 ₽. Так ещё до начала работы клуба я была в минусе на 2 780 000 ₽.

Запуск клуба

Когда ремонт был почти закончен, я наняла персонал. Для старта взяла четырёх тренеров и одного администратора. Помогать администратору и наводить чистоту я планировала сама. Ремонт закончили, оборудование установили, персонал был на месте — настало время открываться. И никто не пришёл. Потенциальные клиенты просто не знали о клубе.

Иногда заходили люди с улицы, которые видели вывеску, начинали тренироваться, но задерживались ненадолго: тренировки были скучными и однообразными. Человек должен был повторять одни и те же упражнения месяц, в следующем месяце они менялись. А кроме групповых тренировок в клубе больше ничего не было, можно было только бить грушу самостоятельно. Гости жаловались на монотонность, маленький выбор и уходили.

Тогда я напомнила франчайзеру, что он обещал помочь. Франчайзер создал лендинг моего клуба на своём сайте и взял 20 000 ₽ на таргетированную рекламу. Деньги закончились быстро, ни один клиент с этой рекламы не пришёл. Больше денег на рекламу я не давала. Попробовала поработать с маркетологами-фрилансерами, но эффекта не было. Так я потеряла ещё несколько десятков тысяч рублей.

Два месяца я сидела в пустом клубе вместе со своим персоналом и несколькими клиентами, которые пришли с улицы. Как привлечь клиентов, я не знала, а франчайзер перестал отвечать на звонки.

Ошибки Марии на момент запуска

1. Не спросила у франчайзера, как искать клиентов. Из-за этого клуб простаивал со дня открытия.

2. Не учла, что у франчайзера только региональный опыт. А окупаемость при аренде и зарплатном фонде в регионах наступает быстрее, чем в крупных городах.

3. Не проверила методику тренировок. Методика оказалась скучной, поэтому немногочисленные клиенты быстро уходили.

4. Мария начала искать таргетологов, когда деньги уже закончились. Она не смогла запустить рекламу профессионально, и последние сбережения ушли в никуда.

Разрыв договора

За пять месяцев я ушла в минус на 3 100 000 ₽. Деньги закончились, и нужно было что-то делать. Тогда я решила расторгнуть договор и вернуть деньги за товарный знак. Для этого обратилась к юристу.

Юрист обнаружил неожиданный факт: товарный знак франчайзера не был зарегистрирован. Это означало, что договор недействительный, и вернуть деньги нельзя. Получается, что я купила за 500 000 ₽ право пользоваться брендом, который и так никому не принадлежит.

Алексей Гуров, адвокат и кандидат юридических наук:

«По закону, чтобы получить права на товарный знак, его нужно зарегистрировать. Если товарный знак не зарегистрирован, значит, юридически его как бы нет. Никто не может его продавать, дарить, передавать в пользование, в том числе, по франшизе. Такая сделка считается несостоявшейся (п. 1 ст. 1484 ГК РФп. 2 ст. 1028 ГК РФ).

В ситуации с Марией очевидно, что девушка не могла получить права на товарный знак, потому что он не был ей передан. Договор, который Мария подписала с франчайзером, прав на товарный знак ей не даёт. Франчайзер должен был вернуть ей 500 000 ₽ с процентами — это неосновательное обогащение (ст. 1102 ГК РФ).

Чтобы доказать, что франчайзер — мошенник, в ходе расследования нужно собрать доказательства, что он умышленно обманул девушку или злоупотребил её доверием, чтобы выманить 500 000 ₽».

Какому бизнесу нужен товарный знак
Инструкция: как зарегистрировать товарный знак

Бизнес Марии сегодня

Я решила вернуть свои инвестиции и всё-таки заработать на боксёрском клубе. Разнообразила программу тренировок: появились единоборства для мужчин, женщин и детей, функциональный фитнес и женский бокс. Рекламу доверила опытному подрядчику: ко мне начали приходить клиенты из интернета. Я вышла на окупаемость после второго года работы и постепенно начала работать в плюс.

Что важно сделать перед покупкой франшизы: советы Марии

1. Запросите расчёт финансового плана для вашего города.

2. Свяжитесь с другими франчайзи и узнайте, как у них идёт бизнес.

3. Найдите франчайзи, которые закрыли свой бизнес, и попробуйте выяснить, почему так вышло.

4. Узнайте у франчайзера, почему закрылись франчайзи, и сравните ответ с информацией из своих источников.

5. Проверьте договор с юристом, а лучше с несколькими. Убедитесь:
— франчайзер не мошенник;
— вы понимаете ваши обязательства, что именно вы должны франчайзеру. В договоре нет спрятанных штрафов и взносов, о которых вам никто не сказал;
— обязательства франчайзера чёткие и измеримые. Например, если вам не предоставили обещанные рекламные материалы, вы сможете доказать это в суде;
— прописан порядок выхода.

6. Уточните, какую именно поддержку вам будут оказывать, если во франшизу входит сопровождение бизнеса или консалтинг.

7. Обсудите, нужно ли платить роялти до выхода на прибыль.

8. Воспринимайте франшизу как полноценную работу — придётся много вкладываться, чтобы получить результат.

Жиза советует
Следить за выходом новых статей в телеграм-канале «Жизы»

Подписаться

На правах рекламы ООО «Эвотор»

Жиза советует