Как не уйти в минус на 3 100 000 рублей из-за франшизы | Жиза — онлайн-журнал Эвотора о малом бизнесе
Как не уйти в минус на 3 100 000 рублей из-за франшизы

Как не уйти в минус на 3 100 000 рублей из-за франшизы

Жиза — проект Эвотора о малом бизнесе
Иллюстратор

В 2015 году Мария ушла из найма, чтобы открыть свой бизнес. У неё не было предпринимательского опыта, поэтому она купила франшизу: решила, что так сможет начать зарабатывать не меньше, чем в офисе — и быстро. В результате Мария ушла в минус на пять миллионов рублей, разорвала договор с франчайзером и стала делать бизнес сама, по своим правилам. Рассказываем, почему так произошло.

Из найма в собственный бизнес

Где взять идею для бизнеса

Я работала в рекламном агентстве, где проводила большую часть времени. Горящие дедлайны, срочные задачи и совещания до глубокой ночи изматывали, времени на семью и маленького ребёнка не оставалось.Тогда я решила открыть бизнес. У меня был план: купить уникальную франшизу, быстро разобраться в нюансах, делегировать большую часть работы помощнику и наконец-то заняться семьёй.

Мне казалось,что план рабочий — но всё пошло совсем не так, как я представляла. На момент запуска клуба я уже вложила 2 800 000 ₽. Через пять месяцев после старта работы я была в минусе на 3 100 000 ₽.

Выбор франшизы

Подкаст «Бизнес, роботы, мечты». Франшизы: зачем их покупать и продавать

За годы работы у меня скопились деньги, которые я могла инвестировать в бизнес. Мне хотелось развиваться в сфере фитнеса: я увлекалась спортом, и направление казалось перспективным. В интернете я нашла сайт франшизы боксёрского клуба для белых воротничков. Мне понравилась концепция, сайт выглядел стильно и убедительно, а на открытие требовалось до 3 000 000 ₽. У меня как раз была такая сумма. Я воодушевилась и отправилась на встречу с компанией.

Встречу вели две девушки. Они были открытыми и дружелюбными, с улыбкой отвечали на все вопросы. Я узнала, что концепцию франшизы привезли из Америки, там же разработали методики упражнений, которые больше никто в России не использует. После встречи я практически сразу подписала договор и начала готовиться к открытию.

Вводные:

  • Стоимость франшизы — 500 000 ₽
  • Затраты на открытие — 1 800 000 ₽

Обещания франчайзера и реальность

Обещания Реальность
Окупаемость — десять месяцев Окупаемость так и не наступила
Пакет документов для быстрого старта: бизнес-план, регламенты внешнего вида персонала, стандарты работы в компании, должностная инструкция, система мотивации, скрипты продаж Документы прислали, но пригодился только тот, что со скриптами продаж
Обучение персонала Обучение заняло несколько часов, тренеры рассказали базовую информацию из интернета
Настройка рекламы нового клуба на площадках франчайзи Реклама не привела клиентов. Я потеряла на ней 20 000 ₽
Консалтинг на всех этапах открытия После запуска клуба мне потребовалась помощь: не было клиентов, и я растерялась. Франчайзеры неделю не отвечали на письма и звонки
Все маркетинговые материалы Материалы я использую до сих пор
Обещания
Окупаемость — десять месяцев
Реальность
Окупаемость так и не наступила
Обещания
Пакет документов для быстрого старта: бизнес-план, регламенты внешнего вида персонала, стандарты работы в компании, должностная инструкция, система мотивации, скрипты продаж
Реальность
Документы прислали, но пригодился только тот, что со скриптами продаж
Обещания
Обучение персонала
Реальность
Обучение заняло несколько часов, тренеры рассказали базовую информацию из интернета
Обещания
Настройка рекламы нового клуба на площадках франчайзи
Реальность
Реклама не привела клиентов. Я потеряла на ней 20 000 ₽
Обещания
Консалтинг на всех этапах открытия
Реальность
После запуска клуба мне потребовалась помощь: не было клиентов, и я растерялась. Франчайзеры неделю не отвечали на письма и звонки
Обещания
Все маркетинговые материалы
Реальность
Материалы я использую до сих пор

Ошибки на этапе выбора франшизы

  1. Сделала выбор на эмоциях. Я не изучила франчайзера подробно: например, не поговорила с франчайзи из других городов, не нашла владельцев закрывшихся франшиз. Вместо того, чтобы проверить факты, я доверилась улыбкам приятных девушек и своему желанию поскорее открыть бизнес.
  2. Не проверила договор с юристом. В будущем я узнаю, что под влиянием эмоций отдала деньги мошенникам.

Выбор помещения и ремонт

Как снизить аренду в три раза

По рекомендации франчайзера я искала 250 квадратных метров в нежилом помещении. В итоге оказалось, что денег хватит только на 200 квадратов. Помещение для будущего клуба я нашла на сайте Единой городской службы недвижимости, ориентировалась на метраж и стоимость. Месяц аренды стоил 160 000 ₽ первые три месяца, а с четвёртого — 180 000 ₽.

С собственником помещения я заключила договор, заплатила за первый и последний месяцы аренды и договорилась на два месяца ремонтных каникул. Дизайн-проект предоставил франчайзер. Также он предложил закупить спортивное оборудование у знакомого поставщика. Мне сказали, что поставщик проверенный, и этот контакт — мой бонус за сотрудничество.

В итоге ремонт закончился на месяц позже, чем обещал прораб. Так я потеряла 160 000 ₽ за лишний месяц аренды.

Ремонт с учётом душевых обошёлся в 1 000 000 ₽. Оборудование закупили ещё на 800 000 ₽. Так ещё до начала работы клуба я была в минусе на 2 780 000 ₽.

Ошибки на этапе выбора помещения и ремонта

  1. Не знала, как устроены ремонты — и что они почти всегда затягиваются. Не договорилась с владельцем помещения на три месяца арендных каникул. Из-за этого потеряла 160 000 ₽.
  2. Не проверяла цены подрядчиков, просто оплачивала сметы франчайзера. Потом я запросила цены напрямую и узнала, что переплатила 100 000 ₽. Франчайзер делал наценку на смету подрядчика.

Запуск клуба

Когда ремонт был почти закончен, я наняла персонал. Для старта взяла четырёх тренеров и одного администратора. Помогать администратору и наводить чистоту я планировала сама. Ремонт закончили, оборудование установили, персонал был на месте — настало время открываться. И никто не пришёл. Потенциальные клиенты просто не знали о клубе.

Воодушевлённая Мария на открытии клуба

Иногда заходили люди с улицы, которые видели вывеску, начинали тренироваться, но задерживались ненадолго: тренировки были скучными и однообразными. Человек должен был повторять одни и те же упражнения месяц, в следующем месяце они менялись. А кроме групповых тренировок в клубе больше ничего не было, можно было только бить грушу самостоятельно. Гости жаловались на монотонность, маленький выбор и уходили.

Сначала в клубе висели только боксёрские груши. Потом Мария добавила штанги, но это не помогло привлечь клиентов

Тогда я напомнила франчайзеру, что он обещал помочь. Франчайзер создал лендинг моего клуба на своём сайте и взял 20 000 ₽ на таргетированную рекламу. Деньги закончились быстро, ни один клиент с этой рекламы не пришёл. Больше денег на рекламу я не давала. Попробовала поработать с маркетологами-фрилансерами, но эффекта не было. Так я потеряла ещё несколько десятков тысяч рублей.

Мария с тренером в клубе после ремонта. Весной 2019 года клуб переехал в новое помещение

Два месяца я сидела в пустом клубе вместе со своим персоналом и несколькими клиентами, которые пришли с улицы. Как привлечь клиентов, я не знала, а франчайзер перестал отвечать на звонки.

Ошибки Марии на момент запуска

  1. Не спросила у франчайзера, как искать клиентов. Из-за этого клуб простаивал со дня открытия.
  2. Не учла, что у франчайзера только региональный опыт. А окупаемость при аренде и зарплатном фонде в регионах наступает быстрее, чем в крупных городах.
  3. Не проверила методику тренировок. Методика оказалась скучной, поэтому немногочисленные клиенты быстро уходили.
  4. Мария начала искать таргетологов, когда деньги уже закончились. Она не смогла запустить рекламу профессионально, и последние сбережения ушли в никуда.

Разрыв договора

За пять месяцев я ушла в минус на 3 100 000 ₽. Деньги закончились, и нужно было что-то делать. Тогда я решила расторгнуть договор и вернуть деньги за товарный знак. Для этого обратилась к юристу.

Юрист обнаружил неожиданный факт: товарный знак франчайзера не был зарегистрирован. Это означало, что договор недействительный, и вернуть деньги нельзя. Получается, что я купила за 500 000 ₽ право пользоваться брендом, который и так никому не принадлежит.

Бизнес Марии сегодня

Как продвигать услуги в интернете

Я решила вернуть свои инвестиции и всё-таки заработать на боксёрском клубе. Разнообразила программу тренировок: появились единоборства для мужчин, женщин и детей, функциональный фитнес и женский бокс. Рекламу доверила опытному подрядчику: ко мне начали приходить клиенты из интернета. Я вышла на окупаемость после второго года работы и постепенно начала работать в плюс.

Что важно сделать перед покупкой франшизы: советы Марии

  1. Запросите расчёт финансового плана для вашего города.
  2. Свяжитесь с другими франчайзи и узнайте, как у них идёт бизнес.
  3. Найдите франчайзи, которые закрыли свой бизнес, и попробуйте выяснить, почему так вышло.
  4. Узнайте у франчайзера, почему закрылись франчайзи, и сравните ответ с информацией из своих источников.
  5. Проверьте договор с юристом, а лучше с несколькими. Убедитесь:
    — франчайзер не мошенник;
    — вы понимаете ваши обязательства, что именно вы должны франчайзеру. В договоре нет спрятанных штрафов и взносов, о которых вам никто не сказал;
    — обязательства франчайзера чёткие и измеримые. Например, если вам не предоставили обещанные рекламные материалы, вы сможете доказать это в суде;
    — прописан порядок выхода.
  6. Уточните, какую именно поддержку вам будут оказывать, если во франшизу входит сопровождение бизнеса или консалтинг.
  7. Обсудите, нужно ли платить роялти до выхода на прибыль.
  8. Воспринимайте франшизу как полноценную работу — придётся много вкладываться, чтобы получить результат.

Опубликовано 7 февраля 2020

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак

Допустим, вы шьёте детскую одежду, вложились в рекламу и раскрутились. И тут узнаёте, что кто-то производит вещи под вашим логотипом. Чтобы конкуренты не нажились на вашем имени, зарегистрируйте свой логотип как товарный знак. Рассказываем по пунктам, как это сделать.

Чтобы бизнес зарабатывал, каждый сотрудник должен приносить пользу. Оценить его работу помогут цифры. Рассказываем, как с помощью нескольких показателей вычислить ленивого, некомпетентного или вороватого сотрудника.

«Продажи у неё будут невероятные»: как Паттерсон из идеи сделал продукт

Изобретатель был доволен своей кассой, но для других она была неудобной. Предприниматель купил кассу, внёс в неё сотни изменений, изготовил корпус из стали и построил успешный бизнес. Рассказываем, как ему это удалось.

Какому бизнесу нужен товарный знак

Если вы открыли кафе или производство одежды, у вас есть вывеска с красивым названием или свой стиль, вам может понадобиться защита от плагиата. Мы разобрались, кому стоит регистрировать товарный знак, а кому — нет.