Как сотрудники крупного интернет-магазина обокрали его на 750 000 ₽
Друг предлагает Илье обмануть один известный крупный интернет-магазин. Илья любит риск и деньги и решается на авантюру: он устраивается на одну из точек выдачи заказов в Минске. Там уже работает человек, который проворачивает мошенническую схему. Вдвоём они организуют махинацию в тайне от других сотрудников. Рассказываем, как это было и чем закончилось.
Нашли богатого клиента, который недавно купил одежду
У каждого продавца есть доступ к общей базе интернет-магазина. Он может просматривать все заказы, информацию о клиентах и статистику продаж: сколько товара клиенты купили, сколько вернули. Задача Ильи — найти в базе клиента, который делает много дорогих заказов, но никогда их не возвращает. Например, может позволить себе шляпу за 15 000 ₽ и носки за 5000 ₽. Судя по базе, только в Минске есть около 2000 человек, которые могут потратить около 150 000 ₽ в неделю на покупку вещей.
Илья находит такого клиента. Он просматривает его заказы за последнее время — главное, чтобы у заказа оставался запас времени для возврата товаров. В одном из заказов Илья находит джинсы за 22 000 ₽, которые клиент уже купил. Они-то и помогут мошенникам подзаработать.
Создали фейковые аккаунты и заказали похожую одежду
Илья заходит на сайт интернет-магазина и создаёт там два новых аккаунта. Раньше это можно было сделать просто: придумываешь имя и фамилию, номер телефона и электронную почту — никаких подтверждений не требовалось. Сейчас нужно подтверждать номер телефона через смс-код — создавать фейковые аккаунты стало сложнее.
С первого аккаунта Илья заказывает точно такие же джинсы за 22 000 ₽, которые видел в заказе богатого клиента. А чтобы никто ничего не заподозрил, Илья добавляет в заказ ещё несколько мелких вещей.
Со второго аккаунта Илья заказывает дешёвые джинсы, внешне похожие на дорогую модель. Илья находит джинсы за 6000 ₽ у более дешёвой фирмы и заказывает их на точку. Вещи едут из московского склада в Минск.
Подменили одежду — самый опасный этап
Когда заказы приходят на склад, наступает самый сложный и опасный этап: Илье нужно незаметно поменять джинсы из заказов.
Склад на точке небольшой, на нём только одна камера. Илья и его напарник специально распределяют коробки на складе так, чтобы казалось, будто в помещении мало места. После сообщники заставляют камеру коробками. Они могут простоять так несколько часов.
Илье остаётся поменять джинсы в заказах, чтобы его не заметили сотрудники на точке. Напарник Ильи становится на шухер, а сам Илья идёт на склад и меняет джинсы в заказах местами. Теперь в дорогом заказе лежат дешёвые джинсы за 6000 ₽, а в дешёвом — дорогие за 22 000 ₽. Илья заново скрепляет пакеты с одеждой степлером — так другие продавцы не заметят, что кто-то открывал заказы.
Купили вещь в четыре раза дешевле
Далее Илья звонит подставному человеку, назовём его Кириллом. Кирилл приходит в магазин и просит выдать ему дешёвый заказ — для этого нужен только номер заказа, который ему сказал Илья. В заказе — джинсы за 22 000 ₽ и другие вещи для отвода глаз.
Кирилл примеряет вещи и решает купить только джинсы: в интернет-магазине можно отказаться покупать заказанную вещь, если она не подошла. По накладным джинсы стоят 6000 ₽, хотя на самом деле вещь стоит почти в четыре раза дороже.
Илья и его сообщники уже обманули интернет-магазин: купили джинсы, которые стоят 22 000 ₽ за 6000 ₽. Но мошенникам нужны деньги, а не одежда. Они переходят к следующему этапу.
Вернули вещь в интернет-магазин за полную стоимость
Чтобы получить деньги за дорогие джинсы, мошенникам нужно вернуть их в пункт выдачи. Это просто: вещь можно вернуть в течение 14 дней после покупки, если на ней нет следов носки. Но Кирилл заплатил за джинсы 6000 ₽, поэтому если он принесёт их магазин, ему отдадут ту же сумму. Здесь то мошенникам и понадобятся данные того самого богатого клиента, которого они нашли в базе интернет-магазина. Воспользовавшись его данными, они смогут получить реальную стоимость джинсов — 22 000 ₽.
Илье нужен ещё один сообщник, назовём его Андреем. Илья передаёт Андрею джинсы, а тот возвращается на точку, чтобы вернуть товар — он может сделать это хоть через минуту.
Андрей подходит к любому продавцу на точке, представляется тем самым богатым клиентом и говорит номер заказа этого клиента. Раньше этого было достаточно, чтобы вернуть товар. Продавец проверяет товар и возвращает его полную стоимость — 22 000 ₽. Теперь в магазине другие правила возврата: нужно писать заявление, а деньги клиенты получают только по безналу.
Дорогой заказ с дешёвыми джинсами на следующий день уезжает в Москву. Если там заметят несоответствие товаров, спишут это на ошибку при фасовке на складе.
Почему никто не заметил махинации
- Никто не контролировал содержимое пакетов. Каждый день из Москвы в Минск едут фуры с одеждой. Сначала на мини-склады по городу, а потом в отдельные точки. И никто не контролирует содержимое пакетов и наличие всех заказов — вещь может пропасть на любом складе и вряд ли кто-то об этом догадается. Почти весь товар возвращается в Москву — клиенты покупают в среднем одну вещь из семи.
- Переучёт ничего не показывал. По схеме заказы на точке не пропадали, как и отдельные вещи в них. Подмену товара могли заметить только на складе в Москве. И, скорее всего, списывали это на ошибки при фасовке.
- С кассой всё было чисто. Илье даже не приходилось брать грязные деньги в руки на точке.
- Схему сложно отследить в системе. Если схема неизвестна, практически невозможно понять, что деньги воруют. Товары возвращают часто, оборот огромный.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных