Что сказано в законе про лимит времени

Кафе, бары и рестораны оказывают услуги общественного питания: подают гостям готовую еду и напитки. Обслуживая гостя, они должны соблюдать права потребителей (закон о защите прав потребителей) и правила услуг общепита (постановление Правительства от 21.09.2020 № 1515). Про время за столиком там ничего не сказано, но есть такие требования:

  1. Внутри заведения можно установить любые правила для гостей, если они не противоречат закону (п. 4 правил услуг общепита). Ограничение клиента по времени за столиком не противоречит закону.
  2. Гостю нужно сообщить всё об услуге до начала её оказания. Это нужно для того, чтобы гость решил, сделать ли заказ здесь или пойти поесть в другом месте (ст. 10 закона о правах потребителей, п. 11 правил услуг общепита). Например, в ресторане о лимите времени может предупреждать хостес при встрече гостей, а в кафе и барах — официант до оформления заказа.

Выходит, можно установить любое ограничение по времени в ресторане, баре или кафе.

Лимит времени можно корректировать и отменять. Но с точки зрения сервиса удобнее делать иначе: применять лимит только по необходимости. Например, если во время ланча гостя устроит лимит в два часа, то субботним вечером людям вряд ли захочется смотреть на часы. Если не применяете лимит, просто не сообщайте о нём гостю.

Для тех, кто с Эвотором

На правах рекламы ООО «СМАРТ СОФТ ТЕХНОЛОДЖИ» 2Ranyo2rU24

Как установить лимит времени

Проще всего сделать так:

Шаг 1. Скачайте в интернете любой шаблон правил посещения заведения общепита. Переделайте текст под свой формат. Добавьте пункт о лимите времени — сколько можно сидеть в ресторане, кафе или баре за столиком.

Пункт может звучать примерно так: «Время пребывания гостей за столом не может превышать трёх часов с момента заказа еды и напитков из меню».

Часто в ресторане ограничивают время для столиков, которые находятся на брони. Это можно сделать с помощью такой формулировки: «Время пребывания за столом на брони для другого гостя ограничено. О лимите времени сообщает официант».

Подпишите правила, поставьте дату утверждения и печать своего ИП или ООО, если её используете.

Шаг 2. Разместите правила в удобном для гостей месте: на барной стойке или в уголке потребителя. Правила можно продублировать в меню, на сайте и в соцсетях.

Шаг 3. Обучите персонал. Пусть официант или хостес при встрече гостя вежливо сообщает о времени. То же самое — при бронировании столика по телефону.

Нельзя связывать лимит времени: 

С количеством гостей. Если одному гостю разрешают сидеть только два часа, а большой компании — сколько угодно, это ущемление прав потребителей. 

С чеком. У гостя должна быть возможность заказать любое блюдо без навязывания других позиций меню (п. 5 ч. 2 ст. 16 закона о правах потребителей).

Если гость сидит за столиком дольше лимита, он нарушает правила заведения. Дальше можно не обслуживать его и попросить уйти.

Что будет, если не предупредить гостей про ограничение по времени

Если гость вовремя не узнал про лимит времени за столиком, это правило теряет силу. Тогда он может сидеть до закрытия, то есть времени, которое указано на табличке при входе. Если забыли предупредить гостя, лучше разрешить ему остаться.

Гость, которого не предупредили про ограничение по времени, а спустя время попросили освободить столик, может пожаловаться в Роспотребнадзор. Тогда заведение оштрафуют за нарушение права потребителя на информацию об услуге. Штраф для ИП — от 500 до 1000 ₽, для компаний — от 5000 до 10 000 ₽ (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ).

Гость может дополнительно потребовать компенсацию морального вреда. Если не договориться по сумме и довести спор до суда, платить придётся в полтора раза больше (ст. 15 и 17 закона о правах потребителей).

Если гость прислал претензию, ответьте со ссылкой на правила. Не молчите — за такое могут оштрафовать: ИП — на сумму от 15 000 до 30 000 ₽, компанию — от 100 000 до 300 000 ₽.

Чтобы клиентов было больше и они возвращались снова, попробуйте запустить скидочные и бонусные программы. С этим поможет сервис «ЭвоБонус».

На правах рекламы ООО «СМАРТ СОФТ ТЕХНОЛОДЖИ» 2RanynXFer4

Подытожим

👉 Ограничить время за столиком можно: это не противоречит закону и не нарушает права потребителей.

👉 Чтобы установить лимит времени:

  1. Утвердите правила для своего заведения и укажите в них нужный вам лимит: сколько можно сидеть в кафе, баре или ресторане. Для столиков на брони может быть своё ограничение по времени в зависимости от ситуации. 
  2. Разместите правила на барной стойке или в уголке потребителя.
  3. Придумайте вежливое сообщение про лимит времени и обучите персонал сообщать о нём гостю до оформления заказа. 

👉 Если гостя вовремя не предупредили про ограничение по времени в ресторане, баре или кафе, он может сидеть до закрытия.