Предприниматель продаёт зимние сапоги по очень низкой цене. Но купить их можно только вместе с дорогим кремом для обуви, специальной щёткой и водоотталкивающей пропиткой. Ситуация может казаться странной — в жизни такого практически не бывает, но, если представить вместо обувного магазина автосалон, становится понятно, что это не редкость.
На языке юристов это называется навязыванием дополнительных товаров — оно запрещено законом. Разбираемся, чем чревато навязывание и как могут ужесточить наказание за него.
Помогли разобраться эксперты Эвотора
Определения, что именно считать навязыванием, в законе нет. Главный критерий, на который ориентируются Роспотребнадзор и суды, — это возможность клиента отказаться от дополнительных товаров и услуг. Если в обувном магазине покупателю советуют крем для новых сапог — это предложение, если без покупки крема отказываются продавать сапоги — это навязывание.
Акцию, когда при покупке одного товара предлагают скидку на второй, нельзя считать навязыванием — в этом случае у покупателя есть выбор: второй товар приобретать он не обязан.
В Новоалтайске Роспотребнадзор провёл контрольную закупку мобильного телефона. На ценнике была указана стоимость 1190 ₽, ещё продавец положил в подарок две сим-карты. В чеке цена оказалась другой — 1210 ₽: 610 ₽ за телефон и ещё по 300 ₽ за подключение услуг мобильной связи к каждой сим-карте. Роспотребнадзор посчитал, что услуги связи включены в договор купли-продажи обманным путём, и оштрафовал магазин на 10 000 ₽.
Магазин попытался обжаловать штраф. Ответчик уверял, что проводил акцию: купить телефон со скидкой можно было при оплате услуг мобильной связи. Доказательство — имейл-рассылка клиентам с условиями акции. Суд обратил внимание, что в самом магазине об акции ничего не написано, а значит, не все покупатели о ней знали. Штраф остался без изменений.
Ситуация, когда один товар или услугу можно купить только вместе с другим, считается ущемлением прав покупателя — это нарушение закона (ст. 16 закона «О защите прав потребителей»). Договоры, заключённые на таких условиях, недействительны.
Если покупатель обратится в Роспотребнадзор и докажет, что товар навязали, продавца оштрафуют на сумму до 20 000 ₽. А если в суд — магазин должен будет полностью возместить ущерб, например, вернуть деньги за навязанный товар.
В Красноярском крае покупатель купил в кредит у дилера Nissan Qashqai. По дополнительному соглашению вместе с машиной он приобрёл ещё видеорегистратор, антирадар и набор автомобилиста — всего на 300 000 ₽. Оплатить оборудование он должен был в течение пяти дней, иначе штрафы за просрочку.
В договоре была ещё одна деталь: вместо оплаты оборудования можно заключить договор страхования с компаниями-партнёрами продавца. Так получилось бы выгоднее: страховка стоила 250 000 ₽, и покупатель мог сэкономить 50 000 ₽ на оборудовании. Но если бы покупатель захотел отказаться от страховки, то снова остался бы должен продавцу — в течение пяти дней он был бы обязан выплатить полную стоимость дополнительного оборудования.
Покупатель обратился в Роспотребнадзор, где посчитали, что компания навязывает дополнительные услуги, и назначили штраф — 10 000 ₽. Компания попыталась оспорить решение, но суд согласился с Роспотребнадзором.
В этой истории Роспотребнадзор и суд посчитали, что оплата дополнительного оборудования напрямую связана с договором страхования, а значит, компания нарушила п. 2 ст. 14.8 КоАП — включила в договор условия, которые ущемляют права потребителя.
Навязывание дополнительных товаров и услуг происходит, как правило, на сумму от 100 000 ₽ до 500 000 ₽, отмечают в Госдуме. При этом максимальный размер штрафа — 20 000 ₽. Депутаты считают, что этого недостаточно, учитывая, что подобных обращений в суды и Роспотребнадзор множество. Выход из ситуации — повышение штрафов.
Депутаты предложили дополнить статью 14.8 КоАП ещё одним пунктом: «2.1 — навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату». Если законопроект примут, за нарушение компаниям придётся платить штрафы в размере двукратной стоимости навязанного товара. Это серьёзное увеличение, с учётом того что чаще всего навязывание встречается в автосалонах, утверждают авторы законопроекта.
Какие товары и услуги чаще всего навязывают:
Шансы на то, что законопроект примут, велики. Антимонопольная служба считает, что из-за навязывания дополнительных товаров растут цены на основные товары. Роспотребнадзор неоднократно выступал за увеличение штрафов, так как по многим статьям они не повышались с 2001 года.
Если вы предлагаете клиентам дополнительные услуги и опасаетесь, что это можно посчитать навязыванием, вот как можно обезопасить себя:
Если вы продаёте наборы товаров, однозначно отличить предложение от навязывания можно только в том случае, если набор составил производитель. Продажу наборов косметики, упакованных производителем, или чайного сервиза никто не посчитает навязыванием.
Для тех, кто с Эвотором
Покупайте сервисы для товарного учёта, маркировки, ЕГАИС, управления кафе и интеграции с 1С. Они помогут наладить складской учёт, контролировать и анализировать продажи, вести КУДиР, а ещё рассчитывать налоговые платежи и взносы.
На правах рекламы ООО “Эвотор” 2Ranyn3S3Tn
На правах рекламы ООО “Эвотор” 2Ranyo1JN64
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Из книги отзывов предприниматель может узнать, какие сотрудники грубят клиентам, а какие отлично работают. Рассказываем, как оформить и использовать книгу отзывов для развития бизнеса.
Часто мошенники звонят, пугают проверками Роспотребнадзора и предлагают купить стенд для уголка потребителя. Мы разобрались, какой должен быть уголок потребителя и нужен ли он вообще.
Мы узнали, как проходит проверка Роспотребнадзора, какие документы нужно подготовить, на что вы имеете право и как обжаловать результаты.
До 30 июня 2020 года каждый работодатель должен рассказать сотрудникам о новых правилах ведения трудовых книжек. А с 1 января 2021 года новые правила начнут работать. Мы разобрались, что нужно сделать уже сейчас.
Предпринимателя могут оштрафовать на 10 000 ₽, если он вовремя не заполнит анкету для Росстата. В 2020 году её заполняют не все, а только те, кто попал в выборку. Разобрались, кому нужно отчитаться перед Росстатом, и как это сделать.
Владельцы магазинов неправильно оформляют ценники, а цены на них не совпадают с ценами на чеках. Рассказываем, как оформить ценники, чтобы у Роспотребнадзора не возникло вопросов.
Что скажете?