Какие товары начали маркировать с 1 сентября 2024 года

Правительство РФ приняло решение об обязательной маркировке сразу семи товарных групп с 1 сентября 2024 года:

  • велосипеды и велосипедные рамы;
  • безалкогольное пиво;
  • ветпрепараты;
  • корма для животных;
  • консервы;
  • растительное масло;.
  • технические средства реабилитации (ТСР).

1 сентября правила начали действовать для импортёров и производителей, а у розницы есть время подготовиться: сделать квалифицированную электронную подпись, купить 2D-сканер, настроить работу кассы. Подробнее о каждой новой группе и сроках для продавцов писали в статье.

Продаёте такие товары?

На правах рекламы ООО «Эвотор» 2RanymDLGUG

Код маркировки: что это и зачем он нужен

Система маркировки внедряется в России поэтапно с 2016 года. Проект реализует Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), завершить введение кодов планируется к 2024 году. Подлежащие маркировке товары регистрирует «Честный знак» (ГИС МТ) — система идентификации единиц продукции путём присвоения уникальных цифровых кодов, защищённых криптографией.

Производитель или импортёр получает от оператора двумерный DataMatrix-код и наносит его на упаковку, этикетку, ярлык или непосредственно на товар. Цена одного кода — 50 копеек плюс НДС, бесплатно выдаются коды маркировки на жизненно важные лекарства стоимостью до 20 ₽ для медицинского применения (п. 4 постановления Правительства № 577). Идентификатор содержит информацию о продукции (дату, место производства, состав, срок годности и так далее) — считывают его 2D-сканером или мобильным приложением. Внешне код маркировки похож на QR-код, но характеризуется более высоким уровнем защиты. 

DataMatrix имеет две составляющие:

  • идентификатор, отражающий позицию товара в системе и национальном каталоге;
  • криптохвост, который генерирует оператор.

Криптотехнологии делают невозможной подделку кода, гарантируют прозрачность системы учёта для всех участников оборота: от производителя и надзорных органов до конечного покупателя. Маркировка позволяет проверить качество и подлинность продукции, отслеживать её движение по логистической цепочке с момента производства до конечной продажи.

Ежегодно список товаров, подлежащих маркировке, расширяется. Добавление новой продукции в действующий перечень регламентируется соответствующими постановлениями Правительства РФ. Документы содержат указание, с какого числа вводится маркировка на конкретный товар, порядок присвоения кодов, регистрации операций в ГИС МТ. Продажа такой продукции без цифровых идентификаторов недопустима: она расценивается как контрафакт.

Полный перечень товаров, подлежащих маркировке на 2024 год

Государственный цифровой учёт действует уже несколько лет: перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировке, регулярно пересматривается. Первыми получили цифровой код шубы в 2016 году.

В 2024 году в системе «Честный знак» производители маркируют уже 23 категории товаров:

Категория товаров Что входит в категорию Кого касается
Шубы Все виды из натурального меха, за исключением изделий с меховой отделкой Производителей, импортёров и продавцов
Лекарственные препараты Все препараты для лечения или профилактики заболеваний Производителей, импортёров и продавцов
Обувь Из натуральной и искусственной кожи, из резины, текстиля, дерева, пластмассы, спортивная, лыжная Производителей, импортёров и продавцов
Табачные изделия Сигареты, папиросы, обычный и альтернативный табак, а также вейпы, жидкости для них, электронные сигареты и стики Производителей, импортёров и продавцов
Фототехника Все виды фотоаппаратов, а также лампы-вспышки Производителей, импортёров и продавцов
Парфюмерия Духи, одеколоны, туалетная вода Производителей, импортёров и продавцов
Шины и автопокрышки Для всех автомобильных средств, общественного и рабочего транспорта, мотоциклов, квадроциклов, мопедов Производителей, импортёров и продавцов
Молочная продукция Молоко и сливки, сыры, творог, сливочное масло, мороженое и другие кисломолочные продукты Производителей, импортёров и продавцов
Вода в упаковке Минеральная, с газом и без, в том числе вода для детского питания (без вкусовых и ароматических добавок) Производителей, импортёров и продавцов
Пиво и слабоалкогольные напитки Пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, другие напитки брожения Производителей, импортёров и продавцов
Кресла-коляски С ручным приводом и электрические Производителей, импортёров и продавцов
Антисептики Дезинфицирующие средства и парфюмерно-косметическая продукция с антимикробным эффектом Производителей, импортёров и продавцов
БАДы Биологически активные добавки к пище с действующим свидетельством

о госрегистрации

Производителей, импортёров и продавцов
Медицинские изделия Томографы, слуховые аппараты, ортопедические изделия, очистители воздуха Производителей, импортёров и продавцов
Безалкогольные напитки Соки, компоты, морсы, газировка, безалкогольное пиво и все сахаросодержащие напитки Производителей и импортёров
Изделия легпрома Постельное, столовое, туалетное бельё, полотенца, многие предметы одежды Производителей, импортёров и продавцов
Велосипеды и велосипедные рамы Двухколёсные и трёхколёсные велосипеды, электровелосипеды, рамы Производителей и импортёров

 

Продавцам запрещено продавать товары без маркировки с 1 марта 2025 года

Пищевые растительные масла Подсолнечное, оливковое, пальмовое, кокосовое, арахисовое, соевое и другие масла Производителей и импортёров

 

Продавцам нужно сообщать о продаже каждой единицы товара с 1 ноября 2025 года

Технические средства реабилитации Трости, костыли, поручни, ортезы, специальные матрацы и подушки и другие Производителей и импортёров

 

Продавцам нужно подавать сведения о выводе из оборота с 1 марта 2025 года

Ветпрепараты Лекарственные препараты для животных Производителей и импортёров

 

Продавцам нужно подавать сведения о выводе из оборота с 1 марта 2025 года

Корма для животных Сухой и влажный корм для кошек, собак и других животных Производителей и импортёров

 

Продавцам нужно сообщать о продажах с 1 сентября 2025 года

Икра Икра осетровых и лососёвых рыб Производителей и импортёров

 

Продавцам нужно сообщать о продажах с 1 апреля 2025 года 

Консервы Рыбные и мясные консервы, консервы из морепродуктов и овощей Производителей и импортёров

 

Продавцам нужно сообщать о продажах с 1 октября 2026 года

Прокачайте кассу на 100%

На правах рекламы ООО «Эвотор» 2Ranynz6J3r

Пилотные проекты

Перед тем как вводить обязательную маркировку определённой категории товаров, Минпромторг проводит тестирования и эксперименты с участием компаний-добровольцев.

Сейчас в стадии эксперимента 14 категорий товаров:

  • детские игрушки (до 1 декабря 2024 года);
  • оптоволокно (до 1 декабря 2024 года);
  • строительные материалы в упаковке (до 1 декабря 2024 года);
  • бакалея (до 28 февраля 2025 года);
  • косметика и бытовая химия (до 28 февраля 2025 года);
  • отопительные приборы (до 28 февраля 2025 года);
  • кабельная продукция (до 28 февраля 2025 года);
  • пиротехника (до 28 февраля 2025 года);
  • моторные масла (до 28 февраля 2025 года);
  • слабый алкоголь крепостью до 9% (до 31 августа 2025 года);
  • новые категории медицинских изделий (до 31 августа 2025 года);
  • печатная продукция (до 31 августа 2025 года);
  • радиоэлектроника (до 31 августа 2025 года);
  • фармацевтическое сырьё и лекарственные средства (срок не установлен).

Также завершился эксперимент по маркировке титановой металлопродукции, но в обязательную маркировку категорию ещё не запустили.

Чтобы принять участие, компании, которые производят или торгуют товарами из экспериментов, должны оставить заявку на сайте системы «Честный знак» в разделе «Пилотные проекты». Эксперты «Честного знака» помогут участникам внедрить в свои бизнес-процессы новые решения, предоставят доступ к технической документации и Личному кабинету платформы.

Правовое регулирование

Основные аспекты внедрения цифровых кодов в торговлю регламентированы обширной нормативной базой: законами, распоряжениями, постановлениями. Правовые акты устанавливают, какая продукция подлежит маркировке и в какие сроки, порядок регистрации компаний, работы с цифровыми кодами, ведения отчётности и так далее.

Главными регламентирующими документами являются федеральные законы о маркировке: 487-ФЗ и 488-ФЗ. В них утверждены основные положения о введении цифровых кодов, регулировании сферы торговли, цели и принципы систем учёта, определена терминология, установлена ответственность за нарушения.

Распоряжения и постановления Правительства РФ выступают уточняющими правовыми документами:

  • № 791-р — о модели, базовых принципах функционирования маркировочной системы;
  • № 792-р — определяет, что подлежит маркировке с 1 января 2019 по 2023 год (предусмотрено несколько обновлённых редакций, последняя — от 31.03.2023);
  • № 2963-р — концепция создания системы идентификации;
  • № 515 — постановление утверждает правила маркировки и мониторинга продукции в инфосистеме;
  • № 577 — постановление устанавливает размер оплаты за кодирование товаров.

Распоряжения и постановления также регламентируют порядок маркировки в отношении различных товарных групп:

Требования к маркировке и ответственность за нарушения

Этикетка с напечатанным на ней двумерным кодом должна быть хорошего качества: она наклеивается один раз на весь период нахождения товара в обороте. Важно, чтобы она была без повреждений и легко сканировалась 2D-сканером. Продукция с нечитаемым кодом приравнивается к немаркированной.

Отсутствие кода маркировки на товаре, запрещённом к продаже без цифрового кода, является нарушением 487-ФЗ, грозит штрафными санкциями и изъятием конфиската. Ответственность за несоблюдение установленного порядка маркировки регламентирована статьями 15.12, 15.12.1 КоАП РФ: последние изменения в них вступили в силу 1 февраля 2022 года.

К нарушениям относятся:

  • оборот товара без кода или с поддельным идентификатором;
  • отсутствие регистрации на платформе «Честный знак» в установленные законом сроки;
  • реализация продукции в розницу без передачи данных в ГИС МТ;
  • нарушение сроков передачи сведений в систему;
  • сбыт товаров с кодами маркировки, которые не были введены в оборот;
  • ввод в оборот ассортимента с неверными сведениями;
  • возврат в оборот товара, владельцем которого вы не являетесь;
  • превышение максимальной розничной цены табака;
  • передача товара организации без отправки УПД и передачи данных в ГИС МТ.

Подробнее о нарушениях и штрафах — в таблице.

При сбыте немаркированной продукции в крупном и особо крупном размере административная ответственность может перерасти в уголовную. В этом случае возможен не только штраф, но и тюремный срок на три года и более (ч. 1 ст. 171.1 УК).

Этапы маркировки товаров

Чтобы работать с товарами, которые необходимо маркировать, предпринимателю нужно:

  1. Оформить квалифицированную электронную подпись — с 2022 года получение УКЭП доступно только в налоговой и в её удостоверяющих центрах.
  2. Оформить договор с ОФД — проверьте, что ваш оператор взаимодействует с ГИС МТ и будет направлять данные о ваших товарах в налоговую и «Честный знак».
  3. Зарегистрироваться на платформе «Честный знак», а чтобы торговать молочными изделиями, ещё и в сервисе «Меркурий».
  4. Подключиться к электронному товарообороту (ЭДО) для обмена с партнёрами электронной документацией.
  5. Заказать цифровые коды, напечатать, наклеить их на товары и ввести в оборот.
  6. Приобрести 2D-сканер для считывания цифрового кода.
  7. Проверить , что ПО кассы может работать с маркировкой.

Вы можете использовать приложение «Маркировка» от Эвотор: оно поможет вам в решении ключевых вопросов, связанных с маркировкой продукции. Сервис зарегистрирует вас в необходимых системах, проверит УКЭП, даст возможность приёма товаров от поставщика по ЭДО непосредственно на кассе, в личном кабинете или мобильном приложении, а также проведёт выбытие товаров.

На правах рекламы ООО «Эвотор» 2RanynLtQqW

Подытожим

  1. Обязательная маркировка постепенно вводится для всех групп товаров: сейчас производители маркируют уже 24 категории.
  2. С 1 сентября 2024 года ввели обязательную маркировку для велосипедов, ветпрепаратов, кормов для животных, консервов, растительных масел, технических средств реабилитации и безалкогольного пива.
  3. Экспериментальный режим действует в отношении 14 категорий товаров. После окончания экспериментов эти товары станут обязательными к маркировке.
  4. Ужесточены наказания за нарушение требований к маркировке и её отсутствие. Возможно не только наложение административных санкций, но и уголовная ответственность с лишением свободы на три года и более.