Этапы внедрения системы маркировки

Маркировка сыра является одним из элементов программы Правительства РФ по внедрению системы маркировки молочной продукции, начатой в 2019 году. Но до начала 2021 года проводился эксперимент, в котором принимали выборочное участие производители сыра и прочей молочной продукции для того, чтобы выявить возможные недочёты маркировки. После окончания эксперимента было принято Постановление Правительства № 2099 от 15.12.2020, в котором установлены следующие даты по внедрению системы маркировки сыра с 2021 года.

  • 20.01.2021 — первый этап внедрения системы. Маркировка является добровольной, участники могут регистрироваться в системе «Честный знак» и отправлять сведения о вводе продукции в оборот, перемещении (изменении владельца) и выбытии из оборота.
  • 01.06.2021 — обязательной становится маркировка сыра и мороженого для импортёров и производителей.
  • 31.03.2022 — появляется обязанность фиксировать выбытие сыров с любым сроком годности. То есть розница должна сканировать коды маркировки при продаже и передавать данные в «Честный знак».  
  • 01.09.2022 — вводится объёмно-сортовой учёт сыра. То есть участники системы маркировки обязаны в УПД указывать сведения о коде товара и его количестве. Также с этой даты необходимо указывать все причины выбытия из оборота, а не только реализацию: собственное использование, истечение срока годности и прочее.
  • 01.12.2022 — становится обязательной маркировка молочной продукции для КФХ (крестьянско-фермерских хозяйств). В том числе маркировке подлежит сыр ручной работы, даже если КФХ является и производителем, и продавцом в одном лице.
  • 01.12.2023 — вводится обязательный поэкземплярный учёт сыра. То есть производитель, импортёр, поставщик и продавец в ведомостях обязаны отчитываться о каждой промаркированной единице товара.

В марте 2022 года Правительство РФ приняло новое постановление, согласно которому установленные ранее сроки становятся недействительными (постановление Правительства РФ № 477).

Новые сроки маркировки молочных продуктов: 

  • Для розничных продавцов. Сообщать в «Честный знак» о продажах молочных продуктов с любым сроком годности нужно будет с 1 сентября 2022 года
  • Для фермеров. Маркировать молочную продукцию нужно будет с 1 декабря 2023 года. Фермеры получили отсрочку на год: ранее планировалось, что маркировка станет для них обязательной с 1 декабря 2022 года. 
  • Для общепита и гостиничного бизнеса. Сообщать в «Честный знак» о продажах и списаниях молочных продуктов нужно будет с 1 декабря 2023 года.

Обратите внимание: если сыр и прочая молочная продукция были произведены до 01.06.2021, маркировке такие товары не подлежат.

Сервис «Маркировка» от Эвотора решает все вопросы по продаже маркированных товаров. Простая регистрация в «Честном знаке», подключение к ЭДО и оформление ЭЦП — всё внутри приложения.

Какой товар подпадает под требования обязательной маркировки сыра

Сначала следует определиться с перечнем сырных товаров, для которых обязательна маркировка. Полный список установлен в категории 0406 ТН ВЭД и 10.51 ОКПД 2, в него входят:

  • классический сыр (мягкий, полутвёрдый, твёрдый);
  • творог;
  • недозрелый сыр, в частности сывороточный;
  • тёртый и порошковый сыр;
  • плавленый сыр;
  • сыр с плесенью;
  • прочие виды сыров и сырных продуктов.

Какой сыр можно не маркировать

Под требования обязательной маркировки не подпадают следующие виды:

  • упакованный сыр, вес упаковки которого составляет менее 30 граммов;
  • импортные продукты, ввезённые на территорию РФ без цели продажи (рекламные и выставочные экземпляры);
  • сыр, проходящий транзитом через страны ЕАЭС, а также направляемый на экспорт;
  • сыр, подлежащий продаже в магазинах беспошлинной торговли (Duty Free);
  • диетические продукты;
  • товар, упакованный для продажи продавцом после разделения головки сыра и выбытия её из оборота.

Для чего нужна маркировка и какие сведения содержит

Маркировка представляет собой двухмерный код (формат DataMatrix) с зашифрованными буквенно-цифровыми символами, в которых содержится основная информация о продукте (наименование, дата изготовления, сведения о производителе), а также дополнительные зашифрованные символы во избежание подделки кода.

Маркировка необходима для того, чтобы исключить поддельную и контрафактную продукцию на рынке. Государственные органы через «Честный знак» отслеживают производителей и других участников системы, а Роспотребнадзор в случае выявления несоответствия проводит проверки и привлекает к ответственности.

Кроме того, обычный покупатель тоже может считать код и узнать основную информацию, благодаря чему процесс перемещения товара от производителя к столу становится максимально прозрачным.

«УТМ-Плюс» — сервис от Эвотора, который помогает торговать крепким алкоголем и пивом без ошибок и штрафов. Полный контроль поставок, продаж и остатков, автозаполнение алкодеклараций, даже ограничение времени продажи алкоголя на точках.

Какое оборудование необходимо производителю для маркировки сыра

В контексте производителей также необходимо рассматривать и импортёров, так как для всех этапов маркировки сыра и ввода в оборот у них одинаковые требования и обязанности.

Для начала необходимо получить усиленную ЭЦП. Сделать это можно на официальном сайте налоговой или у доверенных лиц.

В семидневный срок с начала производства товара требуется зарегистрироваться в системе «Честный знак», после чего внести все сведения о производителе и непосредственно продукте.

На подготовительном этапе необходимо настроить всё техническое и программное оборудование, а также провести тестовый прогон системы. 

Какое оборудование требуется участникам системы

Все участники системы маркировки обязаны приобрести и зарегистрировать сканеры для считывания 2D-кодов и передачи сведений в «Честный знак».

Производитель обязан приобрести оборудование для печати кодов, хотя тут возможны вариации.

  • Для небольших производителей подходящим может стать вариант заказа печати кодов. Но печатать такие коды могут только сертифицированные типографии, имеющие соответствующее оборудование. Распечатанную маркировку уже можно нанести на товар ручным способом.
  • Для крупных предприятий можно рассмотреть варианты отдельной распечатки кодов либо же печати маркировки на уже существующей этикетке или упаковке.

Обратите внимание: маркировка должна быть читаемой и наноситься исключительно на белую подложку. Печать на прозрачной упаковке запрещена.

Принтер для печати кодов может потребоваться не только производителю, но и продавцу. Например, если до момента выбытия из оборота код стал нечитаемым, необходимо заново распечатать и наклеить маркировку. А в случае возврата товара его требуется заново ввести в оборот.

«Управление ассортиментом» — сервис для работы с товарами там, где вам удобно — на компьютере или планшете. Формируйте товарную базу, импортируйте поступившие товары в несколько кликов, печатайте ценники и передавайте данные в 1С.

Система маркирования сыра: процедура от начала до конца

Если рассматривать цикл маркировки с начала производства, он выглядит следующим образом.

  • Производитель либо экспортёр получает коды через «Честный знак» и наносит их на изготовленную/ввезённую продукцию. Сыр с данного момента считается введённым в оборот.
  • При передаче сыра поставщику заполняется электронный УПД (универсальный передаточный документ), в котором содержатся сведения о товаре, в том числе данные о маркировке. Поставщик получает УПД, сканирует маркировку и сверяет указанные данные. Если сведения совпадают, УПД подписывается с помощью ЭЦП, а в «Честный знак» направляются сведения о смене владельца товара.
  • Аналогичные действия происходят при передаче товара от поставщика продавцу. Поставщик заполняет УПД, продавец сканирует маркировку и сверяет указанные и фактические сведения. Если данные накладной и товара совпадают, УПД подписывается электронной подписью, а сведения направляются в «Честный знак».
  • Последний этап — вывод товара из оборота. На этой процедуре следует остановиться подробнее.

Как происходит маркировка сыра для розницы и выведение из оборота при продаже

В отличие от большинства товаров, подлежащих маркировке, сыр выводится из оборота несколькими способами:

  • Если товар фасуется перед выставлением на витрину (головка сыра разрезается), код сканируется и отправляется в «Честный знак» при фасовке.
  • Если товар продаётся цельным, из оборота выводится обычным способом — при продаже на кассе.
  • Если сыр используется в общепите, то он выбывает из оборота перед использованием в блюдах (указывается «для собственного оборота»).

Независимо от способа вывода из оборота сроки отправки сведений о маркировке сыра для розницы одинаковые — не более трёх дней с момента фактического вывода.