Обязательная маркировка упакованной воды
Польза

Обязательная маркировка упакованной воды

В России с каждым годом растёт объём продаж поддельной бутилированной воды. Согласно данным Ростеха, только в 2019 году среди всей реализованной продукции  было продано более 25% минеральной и прочей бутилированной воды, являющейся подделкой. В 2020 году Правительством РФ был разработан эксперимент по маркировке питьевой воды. А уже к 2022 году процедура стала обязательной, хотя окончательно все этапы будут завершены не ранее 2025 года.

Правовое регулирование и сроки введения системы маркировки воды

Основным законодательным актом, регулирующим вопросы маркировки воды в России, является Постановление Правительства РФ от 31.05.2021 г. №841, хотя стартовала интеграция системы ранее, в 2020 году.

Обязательная маркировка, согласно Постановлению, вводится поэтапно:

  • 01.09.2021 — старт регистрации участников в системе маркировки;
  • 01.12.2021 — обязательной становится маркировка минеральной воды;
  • 01.03.2022 — маркировка обязательна для остальных категорий питьевой воды;
  • 01.11.2022 — обязательный объёмно-сортовой учёт промаркированной воды;
  • 01.03.2023 — обязательная передача сведений о розничных продажах маркированной воды;
  • 01.12.2023 — обязательная передача сведений о продажах воды в кафе, ресторанах, отелях, гостиницах;
  • 01.03.2025 — обязательный поэкземплярный учёт каждой единицы товара.

То есть на 2022 год маркировка воды обязательна для всех установленных категорий, но окончательно система маркировки бутилированной продукции будет завершена минимум в 2025 году.

Принимать, продавать, списывать маркированные товары удобно с сервисом «Маркировка» от Эвотора. Сервис поддерживает всю цепочку, от работы с электронными накладными до отправки сведений в «Честный знак» и ОФД.

Какая вода подлежит обязательной маркировке

Полный перечень установлен в классификаторах ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2. Согласно кодам, маркировке подлежит природная либо искусственная минеральная, газированная вода без добавления сахара или иных подсластителей; негазированная бутилированная вода и прочие виды, входящие в категорию 2201 ТН ВЭД и 11.07.11 ОКПД 2.

В перечень 2201 ТН ВЭД, согласно классификатору, также входят лёд и снег, но они не подлежат маркировке. Также необходимо отметить, что напитки и прочая подслащённая вода не входят в категорию 2201 и, соответственно, регулируются другими нормами законодательства.

Для чего вводится маркировка минеральной и прочей бутилированной воды

Основная задача данной системы — обеспечить прозрачность процесса перемещения товара от производителя либо импортёра воды до конечного потребителя. Государство в лице ГИС МТ собирает полную статистику обо всех участниках системы и передаёт её в Роспотребнадзор, который, в свою очередь, проводит проверки и привлекает к ответственности недобросовестных участников системы.

Помимо государственного контроля все участники процесса (производители, импортёры, поставщики и розничные продавцы) могут следить за движением товара и проверить его подлинность либо выявить подделку.

Даже после вывода товара из оборота розничный покупатель благодаря маркировке может проверить подлинность маркировки производителей и импортёров воды.

Как выглядит процедура маркировки

Полный цикл и этапы маркировки воды происходят следующим образом:

  1. Производитель либо импортёр заказывает в «Честном знаке» коды маркировки и наносит их на соответствующую продукцию.
  2. При передаче продукции поставщику производителем формируется универсальный передаточный документ (УПД) со сведениями, указанными в кодах маркировки. Эти данные вносятся через оператора ЭДО в систему «Честный знак», и продукция поступает в оборот.
  3. Поставщик сверяет сведения, указанные в УПД и в нанесённом коде маркировки. «Честный знак» получает сведения о том, что сменился владелец продукции.
  4. При передаче товара в розничную продажу производится аналогичная операция: поставщик формирует УПД, а розничный продавец сверяет указанные сведения с маркировкой. «Честный знак» получает сведения о местонахождении товара.
  5. При продаже воды розничному покупателю продавец считывает код маркировки и отправляет сведения в «Честный знак». Промаркированная продукция выводится из оборота.

Обратите внимание: поставщик и розничный продавец также обязаны получить электронную подпись и зарегистрироваться в системе ЭДО.

Какие сведения содержит код маркировки

Маркировка воды представляет собой обозначения в виде зашифрованных буквенно-цифровых символов. Визуально маркировка отображается в формате DataMatrix кода, в котором зашифрована вся информация о каждой произведённой бутылке: дата и время производства (экспорта), маркировка производителей воды, срок годности, основные сведения о единице товара. Кроме открытых сведений в маркировке содержится зашифрованный код проверки, благодаря которому указанные сведения невозможно подделать.

Используйте сервис «Управление ассортиментом» от Эвотора, чтобы управлять движением товаров. Легко импортировать поступившие товары, удобно анализировать продажи по категориям товаров, снимать остатки, очень просто печатать ценники.

Порядок проведения маркировки бутилированной воды

Для участия в системе установлены определённые правила маркировки упакованный воды.

  1. Участник системы обязан получить электронную подпись для работы с операторами ЭДО. Оформить её можно в налоговой или у её доверенных лиц.
  2. Производитель либо импортёр бутилированной воды в семидневный срок с начала работы с установленной продукцией обязан зарегистрироваться в системе маркировки и внести сведения о компании и о товаре в «Честный знак», после чего получить список кодов для маркировки.
  3. Производитель/импортёр обязан обеспечить техническое и программное оборудование для нанесения и сверки кодов маркировки. На подготовительном этапе также проводится тестовый прогон системы вместе с оператором ЭДО. После настройки оборудования система маркировки вводится в эксплуатацию.
  4. Производитель/импортёр, поставщик и продавец розничной торговли обязаны приобрести и зарегистрировать сканеры 2D-кодов для считывания кодов маркировки и передачи сведений в «Честный знак».

Как наносится маркировка

Для производителей и импортёров есть несколько способов нанесения маркировки.

  1. Маркировка указывается на установленной производителем воды этикетке.  Мелкие производители и импортёры обычно пользуются услугами сторонних типографий, однако последние в данном случае обязаны иметь специальное оборудование для маркировки воды. Это же правило касается и нанесения знака на этикетку самим производителем.
  2. Маркировка наносится прямо на упаковку товара (бутылку либо крышку) с помощью струйных или лазерных принтеров. Указанный вариант подходит для крупных производителей с непрерывной линией производства.
  3. Возможно нанесение маркировки на отдельную этикетку. Это наиболее простой способ, для которого подойдут как принтеры, так и более простые аппликаторы. Такие отдельные этикетки чаще всего клеятся на крышку бутылки (процедура, схожая с нанесением акцизных марок на алкогольную продукцию).
  4. Кроме маркировки каждой единицы товара, соответствующий код наносится на сформированную партию. В коде содержится консолидированная информация, и именно данную отчётность первоначально сверяет поставщик и затем розничный продавец.

Особенности маркировки воды в розничной торговле

В первую очередь новые требования коснутся производителей и импортёров продукции, однако и для розницы требования маркировки воды вносят определённые коррективы. Так, теперь, чтобы продавать воду с маркировкой, реализатор обязан обновить кассовое оборудование, приобрести сканер 2D-кодов либо онлайн-кассу с соответствующим считывателем и подключиться к ЭДО.

Кроме того, продавцу может понадобиться отдельный принтер для маркировки минералки и прочей бутилированной продукции. Причин тому несколько: в ходе транспортировки либо выставления товара на продажу маркировка может стать нечитаемой, соответственно, такую воду нельзя продать.

Кроме того, в случае возврата бутылки воды, если код будет утерян, потребуется повторная маркировка товара.

Опубликовали 16 марта 2022 года

Что скажете?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Ваш комментарий

Всё о маркировке