Начиная с сентября 2022 года вся реклама в России должна маркироваться, а сведения о ней — передаваться в специальный реестр. Это требование закона, и если вы слышите о нём впервые, возможно, уже успели его нарушить. В первой половине 2023 года за это не наказывали, но с сентября вводятся весьма внушительные штрафы. Самое время разобраться с маркировкой рекламы, даже если вы не маркетинговое агентство, а просто «крутите Директ» для собственного магазина.
Почти год назад, 1 сентября 2022 года вступил в силу федеральный закон № 347-ФЗ, который внёс изменения в закон «О рекламе» № 38-ФЗ. В нём появилась статья 18.1, регулирующая размещение рекламы в интернете. Все участники рынка, от самостоятельных рекламодателей до крупных платформ, теперь должны передавать данные о рекламных материалах в ЕРИР. Это Единый реестр интернет-рекламы, который ведёт Роскомнадзор (РКН).
На сайте Роскомнадзора маркировке рекламы посвящена скромная страничка с весьма скудной информацией. Но на ней есть ссылка на четвёртое издание справочника в вопросах и ответах. Его подготовила Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) на основании разъяснений РКН. Это, пожалуй, один из самых полных и актуальных источников данных для тех, кому нужно углубиться в тему.
Мы же кратко представим основную информацию о маркировке, которая будет полезна в первую очередь рекламодателям.
Маркировка рекламы в интернете подразумевает такие действия:
Если кратко, то новшество касается всех — организаций, ИП, самозанятых и частных лиц. Под него попадает крупный и малый бизнес, мало кому известные микросайты и порталы с миллионами посетителей. Неважно, в какой сфере вы ведёте деятельность: если размещаете рекламу в интернете, она должна быть промаркирована.
Но есть и хорошая новость: если вы просто заказываете размещение рекламы (являетесь рекламодателем), то можете делегировать функции по её маркировке и отчетности подрядчику. Вместо вас это сделает агентство или распространители рекламы — компании, ИП и физлица, у которых вы её размещаете. Такие правила должны быть прописаны в договоре.
Требования распространяются на любую рекламу в интернете. Не нужно маркировать лишь материалы определённых типов:
Учтите, что информация о собственных продуктах или акциях может быть признана рекламой, если она выделена и привлекает дополнительное внимание. Вообще, вопрос разграничения информации и рекламы весьма сложен. В каждом сомнительном случае его придётся решать индивидуально, и вполне возможно, что потребуется помощь юриста.
Формально всё работает уже давно. Первоначально были обозначены этапы внедрения требований закона о маркировке:
Но на практике что-то идёт не так. В апреле 2023 года всего 19% участников рынка были готовы к работе по новым правилам. Понимали, какую рекламу нужно маркировать, только 14%. Такие результаты показало исследование АРИР. Получается, что большая часть пользователей правила нарушает.
Тем временем закон о маркировке 347-ФЗ действует, реестр рекламы ведётся, а крупные игроки давно её маркируют.
Так выглядит маркировка на примере рекламного баннера (справа)
Важно! 24 июня 2023 года был подписан ещё один новый закон о маркировке рекламы, точнее, о штрафах за нарушения в этой сфере. Это закон № 274-ФЗ, который вносит изменения в КоАП РФ. РКН пока не сообщил, с какого момента начнёт выписывать штрафы, но законное основание для этого есть. Подробнее о штрафах мы расскажем в разделе «Ответственность».
Посмотрим на новшество с позиции рядового владельца бизнеса. Вот как теперь происходит размещение рекламы с учётом требований о маркировке:
1. Вы в этой системе — Рекламодатель. Если вы желаете разместить рекламу в интернете, у вас есть разные варианты. Вы можете обратиться напрямую к Рекламораспространителю — блогеру, владельцу сайта или к Оператору рекламной системы (Яндекс, ВК). Либо вы можете пойти к посреднику — в Рекламное агентство. Под агентством подразумевается любой, кто поможет вам в работе с площадками — компания или фрилансер.
2. Ваш рекламный материал — это Креатив. Например, статья со ссылкой, баннер, видеоролик. Он может быть разработан вами, агентством и сторонним лицом — рекламопроизводителем. Раньше можно было сразу разместить материал на площадке, теперь же это не так.
3. До публикации креатив нужно загрузить в ЕРИР и получить на него Токен — тот самый уникальный код, который уже упоминался. Делается это через Оператора рекламных данных (ОРД). Это компания, которая уполномочена взаимодействовать с ЕРИР. Никто другой передавать данные в реестр не может, поэтому все, кто обязан маркировать рекламу, должны зарегистрироваться в ОРД. Всего таких операторов семь — о них мы расскажем чуть позже.
Если рекламодатель передал полномочия по маркировке исполнителю, то обращаться в ОРД за токеном должен исполнитель.
4. Токен встраивается в креатив и публикуется вместе с ним в интернете. Теперь каждый пользователь может узнать, что заказчиком этого баннера выступает ИП Иванов или ООО «Берёзка». Требования закона выполнены, но это ещё не всё.
5. Когда месяц закончился, нужно отчитаться о рекламном бюджете на основании акта, а также представить данные по статистике. На это даётся 30 дней. Подавать сведения нужно будет за каждый месяц, в течение которого этот креатив был размещён на площадке. Даже если он «висел» на ней всего пару дней.
Документы направляются в сервис ОРД, а он передаёт сведения в ЕРИР. Но рекламодатели обычно отчётов не подают. Вам придётся отчитаться только в том случае, если вы самостоятельно получали токен.
Наглядно взаимодействие всех участников процесса маркировки рекламы
Маркировка рекламы введена для её прослеживаемости. Считается, что если все данные будут прозрачны, РКН сможет без труда находить и блокировать материалы, которые нарушают закон. В итоге это должно привести к «обелению» рынка.
С этой целью и был создан Единый реестр интернет-рекламы. В нём хранятся все данные об участниках рынка, сведения по рекламным кампаниям, креативам, бюджетам, актам и договорам на распространение рекламы — всё, кроме текстов рекламных объявлений.
Информацию в ЕРИР (через ОРД) подают все участники системы. Освобождены от этого только:
Доступ к данным реестра у каждого участника есть лишь в той части, которая касается непосредственно его прав и обязанностей. Полный доступ к ЕРИР, кроме РКН, имеют Антимонопольная и Налоговая службы. Сведения хранятся в реестре не менее пяти лет и охраняются законом.
Информацию в ЕРИР передают операторы рекламных данных в порядке, который регламентирован постановлением Правительства РФ № 974 от 28 мая 2022 года. Все прочие участники процесса могут передавать сведения через личный кабинет в сервисе ОРД. Маркировка рекламы предполагает обязательное подключение к одному или нескольким операторам.
С начала введения маркировки рекламы только МедиаСкаут брал абонентскую плату с клиентов. К осени 2023 года почти все ОРД введут плату за обслуживание.
Такова информация о стоимости услуг ОРД на 06.07.2023. Далее рекомендуем уточнять стоимость обслуживания у вашего конкретного ОРД.
При работе в Яндекс.Директ маркировка рекламы производится автоматически. Рекламодателю достаточно заполнить в личном кабинете некоторые поля: для физических лиц — ИНН и номер телефона, для организаций — также ИНН, а дополнительно — название и ОКВЭД. Важно удостовериться, что отмечен пункт «Я конечный рекламодатель» (жёлтый бегунок).
В оферту Яндекса внесены все нужные изменения для передачи сведений рекламодателя в ЕРИР. Нужно лишь согласиться с ними — это будет сделано автоматически при нажатии кнопки «Сохранить».
В личном кабинете можно включить или отключить генерацию описания креатива для ЕРИР в автоматическом режиме.
Интерфейс ЛК Яндекс.Директ
На правах рекламы ООО «ТУ СОФТ» 2RanynPsPqz
У ВКонтакте также есть рекламная сеть и свой ОРД. Поэтому взаимодействие строится по тому же принципу, разница лишь в деталях. Если вы физическое лицо:
Юридическим лицам для маркировки рекламы ВК ничего дополнительно настраивать не нужно. Вся необходимая информация была предоставлена ими в процессе регистрации.
У некоторых маркетплейсов также имеются собственные сервисы, предназначенные для продвижения товаров. И эта реклама должна быть промаркирована. Как технически они будут решать этот вопрос, сказать не берёмся. Но есть платформы, у которых всё уже реализовано. Это Ozon, что и понятно, ведь компания сама является ОРД. Вот пример маркировки её рекламы:
Пример маркировки на маркетплейсе Ozon
Прямому рекламодателю в сети Ozon достаточно для каждой кампании загружать в специальное поле договор с маркетплейсом, а также добавить в личном кабинете стандартные сведения о себе. После этого маркировка рекламы будет производиться автоматически.
Настройка для автоматической маркировки на Ozon
При обращении в агентство или даже непосредственно к распространителю рекламодатель может полностью освободить себя от забот, связанных с маркировкой. Такое право ему даёт Постановление Правительства № 948 от 25.05.22. Это логичный шаг, ведь заказчик не является профессионалом рекламного рынка и не знает многих тонкостей.
Чтобы не заниматься маркировкой самому, рекламодателю нужно подписать договор с блогером, платформой или рекламным агентством. В нём должны быть положения:
Рекламодатель может свои обязанности не передавать. Но тогда нужно вникать во все детали маркировки рекламы. Ответственность также придётся нести самому. Больше о маркировке рекламы у блогеров можно прочесть здесь.
Даже если вы хотите разместить на собственном ресурсе материалы для продвижения своих же товаров, нельзя исключить, что их придётся маркировать. Потому что это может быть саморекламой.
Баннер на сайте магазина с предложением купить со скидкой «товар дня»
Если товар выделяется среди однотипных и привлекает к себе внимание, РКН посчитает это рекламой. Такие материалы нужно маркировать.
Не считается рекламой информирование посетителей об ассортименте, о продавце или о производителе товара, а также о собственных мероприятиях, в том числе анонсированных СМИ. Можно разместить на своей площадке без маркировки ссылку на собственный продукт или другой свой же сайт.
В ЕРИР возможность для маркировки саморекламы предусмотрена. ОРД также реализовали эту функцию — у них есть специальная форма «Самореклама».
Немаркированную рекламу будет выявлять РКН. Для этого будет проводиться выборочная автоматизированная проверка.
Штрафы за разные нарушения в сфере маркировки рекламы очень высоки! Все они предусмотрены статьёй 14.3 КоАП. Некоторые её части начнут действовать с 1 сентября 2023 года — в годовщину введения маркировки интернет-рекламы. Выглядит так, как будто власти дали бизнесу время на подготовку, но оно подходит к концу.
Наказание за это предусмотрено частью 1 статьи 14.3 КоАП. Размеры штрафов таковы:
Норма действует давно, и под неё попадает любое нарушение рекламодателя или рекламораспространителя.
Это штрафы для рекламодателей, рекламораспространителей и рекламных систем по части 15 статьи 14.3 КоАП. Штрафы такие:
Норма вводится в действие с 1 сентября.
Это часть 16 статьи 14.3 КоАП. Штрафы составят:
Норма вводится в действие с 1 сентября.
За нарушения, связанные с передачей данных в ЕРИР и их хранением, оператора с 1 сентября смогут оштрафовать по части 17 статьи 14.3 КоАП. Суммы такие:
На правах рекламы ООО “Эвотор” 2Ranynefvji
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Неплохая статья, хоть и читал я несколько раз чтоб структурировать у себя в голове полученную информацию. Вроде бы и понятно, но все-равно возникают вопросы такие как: где грань между рекламой и не рекламой. Каковы критерии определения что есть реклама?
Информации о том, как работает закон пока не так много, но согласно статье 3 закона 38-ФЗ информация считается рекламой, если: адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, создает интерес к нему и продвигает его на рынке. А судя по поправкам в закон «О рекламе» и комментариям Роскомнадзора, маркировать надо вообще всю рекламу: и платную, и бесплатную, и нативную, и любую другую.
Надо ли делать маркировку алкогольным магазинам в своих закрытых группах в соц сетях? Если это акция? Саморекламу ставим, но значит признаем, что рекламируем алкоголь?
Рекламировать и продавать алкоголь в интернете запрещено. Вы можете только рассказывать об алкогольной продукции в закрытых группах в соцсетях, с упоминанием о вреде алкоголя и пометкой «18+», но такая информация не должна попадать под критерии рекламы. В таком случае маркировать не надо.