Как магазину выставить претензию поставщику товара, если покупатель сделал возврат по браку
Если в товаре есть производственный брак, поставщик должен заменить его или вернуть деньги. Но перед покупателем всё равно отвечает магазин. Расскажем, как быть магазину в случае брака от поставщика.
Когда магазин может выставить претензию по качеству товара поставщику
Магазин обязан продать покупателю качественный товар. Продукты должны быть безопасными для здоровья в течение срока годности. Мебель — удобной и надёжной, техника — рабочей в течение срока службы. Товар с браком покупатель может вернуть в магазин. Что делать с ним дальше, зависит от вида брака.
Непроизводственный брак — вина магазина. Например, если продукты лежали в отключённом холодильнике и испортились, а мебель поцарапали рабочие, когда выносили её в зал. Такой брак придётся списать на расходы магазина.
Производственный брак — вина поставщика. В этом случае магазин может сделать возврат брака поставщику. Его должны заменить в разумный срок и компенсировать магазину убытки, например, на экспертизу качества. Если товара на замену нет, поставщик возвращает магазину деньги (ст. 393 и ст. 518 ГК РФ).
За брак перед магазином всегда отвечает тот, кто поставил ему товар. Даже если не он произвёл товар. Магазин не имеет права просить замену или деньги с изготовителя (вывод суда из дела № А41-51319/14).
Ведите учёт товаров сами и без лишних затрат — с приложением «Управление ассортиментом». Сервис проведёт приёмку и списание, загрузит списки товаров в кассу прямо из Экселя, проконтролирует кассиров, напечатает ценники и проанализирует продажи. А работать с номенклатурой можно через компьютер или смарт-терминал.
На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2RanymHtu4C
Что не получится компенсировать с помощью претензии поставщику по качеству товара
У покупателя есть право потребовать у магазина заменить товар или вернуть деньги. Подробно процесс возврата мы описали в статье «Как оформить возврат товара от розничного покупателя».
Розничного покупателя, как слабую сторону, защищает закон о правах потребителей. Поэтому он, помимо возврата по чеку, может потребовать:
- 1 % цены товара за просрочку возврата денег;
- компенсацию морального вреда;
- компенсацию убытков.
В результате магазин может выплатить покупателю даже вдвое больше цены товара. Но поставщик всё равно обязан компенсировать только закупочную цену и убытки. Всё, что магазин дополнительно выплатит покупателю по закону о правах потребителей, поставщик возмещать не обязан (постановление Президиума ВАС от 22.06.1999 № 612/99).
К примеру, поставщик привёз в магазин диван за 10 000 ₽.
Магазин продал товар розничному покупателю за 15 000 ₽. Покупатель поставил диван дома, и оказалось, что обшивка каркаса постоянно сползает. Покупатель вернул диван, попросил обратно деньги и компенсацию морального вреда за неудачную покупку.
Магазин заказал экспертизу за 2000 ₽ — эксперты сказали, что обивка сделана не по мебельному ГОСТу. Переобшивка стоит, как новый диван. Магазин вернул покупателю 15 000 ₽ и заплатил 4000 ₽ морального вреда. То есть всего он потерял 21 000 ₽.
Поставщик должен вернуть магазину стоимость закупки 10 000 ₽ и затраты на экспертизу 2000 ₽, а разницу в цене 5000 ₽ и моральный вред 4000 ₽ — нет.
Претензия поставщику: образец
Часто в договор поставки включают условие, что при обнаружении брака нужно вызвать представителя поставщика, составить акт и провести экспертизу качества. Если в договоре нет инструкции, позовите поставщика на осмотр товара и составьте акт. Если поставщик добровольно не сделает замену, пишите претензию, где обязательно укажите срок для замены.
Претензия поставщику товаров: образец
Если поставщик молчит или не признаёт брак, придётся идти в суд. На этом этапе советуем подключить юриста. Для суда понадобится экспертиза качества.
Вот пример того, как в подобной ситуации действовал продуктовый магазин.
Магазин закупил у производителя копчёную колбасу на 174 958 ₽. На товар подписали накладную. Покупатели стали возвращать колбасу, жалуясь на хрящи в мясе и странный вкус.
Магазин нашёл в договоре с поставщиком пункт о предъявлении претензий по качеству и сделал всё, как там сказано. Магазин телеграммой вызвал поставщика для составления акта, но никто не пришёл.
Тогда магазин заказал экспертизу в ветеринарной лаборатории. Выяснилось, что колбаса не отвечает требованиям для таких продуктов. В мясе нашли хрящи, костную крошку и птичьи потроха.
Магазин отправил поставщику претензию и акт экспертизы, но и это не помогло.
Магазин пошёл в суд, и поставщика заставили вернуть стоимость всей партии (дело № А21-14077/2021).
Коротко: как работает возврат товара поставщику
- Чтобы оформить возврат товара поставщику, предъявите ему претензию, как это прописано в договоре поставки.
- После претензии магазина поставщик обязан в разумный срок заменить бракованный товар. Если товара на замену нет, поставщик должен вернуть деньги.
- На поставщика не получится переложить дополнительные выплаты розничному покупателю, например компенсацию морального вреда. Он обязан вернуть только стоимость поставки и убытки магазина, например расходы на экспертизу качества.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Что скажете?