По статистике, крупные торговые сети получают только четверть денег всех покупателей. Остальное приходится на магазины-одиночки формата «у дома». Существует ли у них шанс на выживание? Спойлер: ещё какой. Разбираемся вместе с экспертами Эвотора.
Эксперты определяют термин «магазин у дома» как торговую точку с ассортиментом до 2000 наименований товаров и площадью торгового зала до 300 квадратных метров.
Главное отличие магазина у дома — пешая доступность к местам проживания большого количества людей. Часто такие магазины располагаются непосредственно на первых этажах жилых домов или рядом с ними.
А ещё это знакомые приятные продавцы, знающие покупателей поимённо и нередко живущие в том же районе. В магазин можно прийти не только за покупками, но и за беседой, обсуждением новостей. А попутно купить товары первой необходимости. Создание такой атмосферы — составляющая будущего успеха.
Характерные особенности:
Ещё одна изюминка такого формата — это продукты, которых не найти на прилавках супермаркетов. Особенно любимые детьми товары: поштучные жвачки и конфеты, желе, батончики, игрушки. Часто ассортимент штучных сладостей богатый, ему выделяется отдельная витрина. А там, где любят покупать дети, обязательно появятся и взрослые.
Важно! Некоторые предприниматели уверены, что если у них маленький магазинчик, то можно работать в серую и налоговая интересоваться не будет. Это не так. Для маленького магазина всё равно потребуется касса, зарегистрированная в налоговой инспекции, товароучётная система, система ЕГАИС для работы с алкоголем, регистрация в «Честном знаке» для работы с молочной продукцией, водой, пивом, одеждой и другими категориями маркированных товаров.
Для тех, кто с Эвотором
Работать с товарами легко с «Управлением ассортиментом». Здесь есть всё для работы любого магазина — от печати ценников до учёта маркированных товаров.
На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2RanymrkKtc
По статистике «Платформы ОФД», средний чек россиянина на продукты и товары первой необходимости во второй половине 2022 года составил 750 рублей. Самыми востребованными продуктами стали яйца, бананы и молоко. Также востребованы хлебобулочные изделия, овощи, фрукты, кондитерские изделия, мясные и рыбные продукты, алкогольная и табачная продукция.
Но это — общая статистика. Чтобы закрыть потребности клиентов, владельцу магазина у дома важно понимать, кто и почему совершает у него покупки.
Условно всех посетителей магазинов у дома можно разделить на три группы:
К третьей группе можно отнести пенсионеров, активно работающих граждан и покупателей без транспортных средств. Пенсионеры зачастую любят баловать внуков сладким, игрушками, напитками. Ещё пенсионеры заинтересованы в дешёвых продуктах. Носить пакеты им может быть тяжело, поэтому они предпочтут идти в ближайший магазин.
Кстати, совсем необязательно ограничиваться продуктами. Магазин у дома может специализироваться на цветах, зоотоварах, строительных материалах, одежде или обуви.
Близость магазинчиков с разным ассортиментом может выгодно работать для владельцев каждого из них: жители спальных районов предпочтут наполнять свою корзину покупок в пределах одной небольшой локации.
Магазины у дома имеют свою специфику работы. Прежде всего, она заключается в акценте на построение длительных доверительных отношений с покупателями.
Поэтому ведущую роль в развитии такого бизнеса играет качественно подобранный, вежливый и доброжелательный персонал. Предпринимателю стоит акцентировать внимание продавцов на том, что им необходимо активно взаимодействовать с клиентами и беседовать с ними не только с целью продать товар.
Несколько советов, которые помогут повысить привлекательность магазина у дома в глазах покупателей:
Выгоднее всего открывать магазины в новых жилых комплексах: крупные сети приходят туда не сразу, поэтому мелкие торговые точки будут востребованы.
Для магазина у дома важны шаговая доступность, отдельный вход, высокая проходимость. Стоит посмотреть заранее, где находятся остановки общественного транспорта, детские и сады и школы — они обеспечивают постоянный трафик.
Рядом находится остановка
Площадь помещения зависит от ассортимента: чем больше у вас товарных групп, тем больше нужно места. Часть помещения пойдёт под зону складского хранения и служебное помещение.
Лучшим решением станет размещение не более чем трёх видов товара в каждой категории, предпочтение следует отдавать самым востребованным маркам.
Такой вариант не только помогает разумно использовать торговую площадь, но и сокращает время покупки посетителей.
Помимо прочего, узкий ассортимент позволит более эффективно делать закупки и получать хорошие скидки у поставщиков, снизит нагрузку на складские помещения. Кстати, вы можете предложить покупателям поучаствовать в формировании ассортимента. Задавайте вопросы, собирайте отзывы, спрашивайте пожелания.
Юрий Фёдоров, ГК «Строительный двор» — магазин у дома формата DIY: «На складе самого магазина есть ходовой товар и всякая мелочёвка. У нас, например, пользуются популярностью электрика и инженерная сантехника, поэтому эти товары всегда можно купить здесь и сейчас. Ещё есть отдельный склад, что-то небольшое или крупное можем привезти оттуда».
Для тех, кто с Эвотором
Навести порядок в ассортименте поможет товароучётная система «Управлением ассортиментом». С ней вы сможете увидеть, какие товары в ходу, а какие хронически залёживаются, и начать грамотно управлять составом товаров вашего магазина.
На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2RanymuiJTJ
Наличие в ассортименте горячего кофе и свежей выпечки навынос может оказаться решающим в выборе места для постоянных покупок. Такая продукция создаёт более уютную атмосферу и наполняет магазин приятными ароматами. Альтернативой вкусному уголку может стать дегустация продуктов.
Вкусный уголок может стать отличительной особенностью и выделить ваш магазин среди конкурентов
Правильная выкладка товаров может значительно повысить сумму среднего чека у ваших постоянных покупателей. Специалисты рекомендуют выкладывать рядом товары хорошо сочетаемых категорий. Например, кондитерские изделия следует выкладывать рядом с чаем, вино рядом с сыром, пельмени рядом с соусами и так далее.
Делая выкладку товаров, следует учитывать особенности клиентского потока. Например, если магазин расположен рядом с метро, пик покупательской активности будет приходиться на утренние и вечерние часы. В это время на прилавках должны лежать упакованные и расфасованные продукты. Это позволит избежать больших очередей на кассе и сэкономит время покупателям.
Подробно о выкладке товаров мы писали в статье «Как продавать больше за счёт выкладки товаров: 10 правил мерчандайзинга для продуктовых магазинов». Почитайте, как простые приёмы помогли хозяину увеличить прибыль на 15%.
Низкие цены на самые популярные категории товаров помогут привлекать и удерживать большее количество покупателей. Ставьте минимальную наценку на товары первой необходимости. Например, если цена на хлеб будет на 10–15% ниже той, что в крупной сети, клиенты придут в магазин. Ищите товары малоизвестных брендов. Производители на них делают маленькую наценку.
Чтобы предлагать покупателям выгодные условия, можно выбрать поставщиков среди малоизвестных производителей. Небольшие предприятия не могут сотрудничать с сетями, так как у них нет нужного объёма продукции. Другое дело магазин у дома: он вполне может удовлетвориться маленькими поставками. Качество товара при этом должно оставаться максимально высоким.
Посетителям магазинов у дома важно совершать покупки максимально быстро, поэтому на кассе не должны скапливаться очереди.
Очередь в магазине может возникать в магазине эпизодически. В этом случае хорошим вариантом станет установка кассы самообслуживания. Плюсом будет безналичная оплата, в том числе по QR-коду.
Услуга доставки покупки по району может выгодно выделить ваш магазин среди конкурентов. Это решение принесёт вам дополнительную прибыль, при этом с доставкой в радиусе одного-двух километров вполне справится один сотрудник.
Неплохим решением может стать введение в магазине необычных услуг. Например, в продуктовом это может быть бесплатный Wi-Fi и станция зарядки телефонов. В строительном магазине полезной услугой будет резка материалов, упаковка, доставка до дома, прокат инструмента.
Магазин у дома предлагает посетителям бесплатный интернет, зарядку, туалет и питьевую воду. В том числе для питомцев
Многие эксперты сходятся во мнении, что системы лояльности в наших магазинах и супермаркетах оставляют желать лучшего, даже если речь идёт о крупных сетях.
Постарайтесь продумать программу лояльности так, чтобы выгодно выделиться среди прямых конкурентов. Для этого нужно, чтобы скидочные карты можно было приобрести или получить без лишних усилий и временных затрат.
Информация об акциях и скидках должна быть понятно и грамотно донесена до потребителей.
Для тех, кто с Эвотором
Превратите своих покупателей в постоянных клиентов вместе с программой лояльности «ЭвоБонус». Рассылайте уведомления об акциях и скидках, проводите физические или виртуальные бонусные карты и отслеживайте статистику по постоянным клиентам в личном кабинете.
На правах рекламы ООО "СМАРТ СОФТ ТЕХНОЛОДЖИ" 2RanymnHh5i
Помните, все шаги по привлечению потока в ваш магазин у дома должны улучшать жизнь ваших клиентов.
Постарайтесь построить политику магазина так, чтобы покупатели чувствовали себя в вашем магазине как дома. Настраивайте ваш персонал на установку личного контакта с клиентами, и это наверняка принесет результат.
Эксперты считают, что в спальных районах магазины у дома могут удачно выполнять роль социальных центров. Устраивайте для клиентов мероприятия и праздники, и ваш магазин не останется незамеченным.
Например, небольшой магазин готового питания и продуктов мини-брендов участвует во всех локальных мероприятиях: 1 июня делает детям аквагрим прямо в торговом зале, на субботнике угощает горячим чаем, даёт теплые пледы для желающих перекусить в парке рядом с магазином
Подстройте график работы под клиентский поток. Многие предприниматели не учитывают пики покупательской активности. Так, если магазин работает до 20 часов, а значительная часть покупателей возвращается с работы и делает покупки позже этого времени, вы сами передаёте потенциальных клиентов в руки конкурентов, которые работают допоздна.
Контакт покупателя и магазина необязательно ограничивается вывеской и табличкой с графиком работы. Сделать сайт или мобильное приложение — не всегда посильная задача для малого бизнеса, зато завести аккаунты в соцсетях, каналы и чаты в мессенджерах сможет каждый. Сообщайте о поступлении свежих товаров, новинок, акциях и мероприятиях, получайте качественную обратную связь и давайте её покупателям. И всё это в привычной для них и вас среде.
Пример моментального взаимодействия с клиентом. Магазин получает не только продажу, но и лояльного покупателя, который не потратил время на поиски хлеба
Возможность взять у магазина рядом с домом продовольствие в долг может стать для некоторых клиентов решающим фактором в выборе места для покупок.
Оксана Тарадайник, владелица маленького продуктового магазинчика у дома, рассказывает, что около трети постоянных клиентов её точки периодически просит о такой возможности: «Этих людей я вижу каждый день, поскольку сама живу рядом с магазином и раз в три дня выхожу на смены в качестве продавца. Процент покупателей, которые не возвращают долги, у нас минимальный. Бывают, конечно, накладные моменты, когда слишком много клиентов одновременно попадает в список должников и тогда не на что делать закупки, но это скорее редкое исключение. В основном люди ценят наше желание идти им навстречу и возвращают деньги в обещанный срок».
На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2RanymwCHje
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Банк не проводит операцию, интернет-банкинг снова барахлит, счёт заблокировали и не отвечают на звонки — чтобы ваш бизнес не попал в такую ситуацию, нужно правильно выбрать банк. Составили инструкцию, которая поможет вам не ошибиться с выбором.
Всё это теория, конкурировать с сетями в цене невозможно, затраты на содержание магазина гораздо выше, сети демпингуют многие товары, сегодня закуп сахар 72 руб, в сети розница 60! Вот и торгуй, магазин у дома- для ленивых и забывчивых покупателей