Обязательная маркировка БАДов
Обязательная маркировка биологически активных добавок (БАД) проводится в экспериментальном режиме. Всё, что касается эксперимента, — его цели и задачи, этапы и правила — прописано в постановлении Правительства № 673 от 29.04.2021. Там же есть полный список товаров из этой категории, которые подлежат обязательной маркировке. Эксперимент начался 1 мая 2021 года и продлится вплоть до 31 августа текущего, и только потом будет определена дата старта обязательной маркировки БАД.
БАДы — что это и как они применяются
БАД — биологически активные добавки — это большая группа продуктов, которые призваны дополнить рацион человека витаминами, микроэлементами. По форме это чаще всего таблетки, однако к лекарственным препаратам они не относятся. Главная задача БАДов — профилактика, а не лечение. К этой группе относят не только витамины и мультивитамины, но и хондропротекторы, различные иммуномодуляторы, полиненасыщенные жирные кислоты (омега-3, к примеру) и многое другое. Каждая добавка имеет свои характеристики и принципы воздействия на организм человека.
Добавки можно принимать самостоятельно, для профилактики или в периоды весеннего авитаминоза, после серьёзных травм или затяжных болезней. Однако лучше всего, если БАДы рекомендует нутрициолог — специалист, который разбирается в вопросах гигиены питания и разрабатывает схему приёма. Беспорядочное употребление добавок может навредить.
Маркировка БАД — последние новости говорят об успешной реализации пилотного проекта в России — позволит упорядочить рынок, убрать из оборота некачественные товары.
Принимать, продавать, списывать маркированные товары удобно с сервисом «Маркировка» от Эвотора. Сервис поддерживает всю цепочку, от работы с электронными накладными до отправки сведений в «Честный Знак» и ОФД.
На правах рекламы ООО «Эвотор» 2RanynHvSGp
Зачем проводится эксперимент по маркировке БАДов
Главная цель эксперимента по маркировке БАДов с 2021 года заключается в том, чтобы производители и импортёры биологически активных добавок к пище смогли подготовиться, отточить процессы, изучить все правила на практике. В ходе пилота проводятся тренинги и другие мероприятия для сотрудников компаний, производящих БАДы, а также другие отраслевые мероприятия.
Все рекомендации вместе с планом (подробным графиком) Минпромторг представил ещё в ноябре 2021 года. На 1 августа назначен доклад, в котором будут содержаться промежуточные результаты. Также в ходе пилотного эксперимента будет оттачиваться и законодательная база — всё должно работать без заминок.
Оператор маркировки — ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий). Присоединиться к пилоту имеет возможность любая компания, вне зависимости от объёмов производства или продаж и организационно-правовой формы.
Как это работает — схема маркировки
Механизм обязательной маркировки БАД аналогичен тем, которые используются в случае с другими товарами.
- Производитель продукции регистрируется в системе «Честный знак», после чего получает коды. Самостоятельно наносит этикетки с кодами на продукцию.
- Во время отгрузки товара дистрибьютору производитель обязуется сформировать и отправить электронный УПД (универсальный передаточный документ). В нём должны быть не только сами коды, но также и упаковки БАД.
- Когда товар проходит приёмку у дистрибьютора, все коды сверяются. Если всё из электронного документа совпадает с тем, что получено по факту, УПД утверждается. Вслед за этим все данные должны быть переданы в систему маркировки «Честный знак» — тут передаточным звеном выступает ЭДО (электронный документооборот).
- При отгрузке в розницу (дистрибьютор отгружает аптекам, магазинам и т. д.) УПД формирует уже дистрибьютор. В нём также должны быть все коды на продукцию.
- Процесс приёмки товара розничным продавцом аналогичен тому, который был у дистрибьютора: сначала всё сверяется, только затем подтверждается факт соответствия продукции и кодов.
- Выведение БАДов из оборота происходит сразу после продажи. Кассир печатает чек, отсканировав предварительно код с упаковки. Также в этот момент задействован и оператор фискальных данных: после того как касса добавит код в чек, он направляет в систему информацию о выбытии из оборота конкретного товара.
Порядок маркировки БАД установлен, нарушать его нельзя. Кодированию подлежат такие товары, как:
- рыбий жир;
- смеси минеральных веществ (комплексы как добавка к питанию);
- витамины (как моно-, так и комплексы);
- пастилки для облегчения болей в горле и при кашле.
Полный список добавок, подлежащих маркировке, есть в постановлении Правительства № 673 от 29.04.2021.
С сервисом «Управление ассортиментом» от Эвотора работа с товарами станет проще и удобнее. Быстрый простой импорт поступивших товаров, планирование закупок, анализ продаж, даже печать ценников — всё это делается в пару кликов в удобном приложении.
На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2Ranym9GMQc
Что указано в коде маркированной пищевой добавки
Маркировка БАДов «Честный знак» подразумевает наличие цифрового криптокода. Он состоит из цифр, латинских букв и знаков, при этом каждый из кодов уникален. После составления длинный буквенно-цифровой ряд преобразовывается в штрихкод DataMatrix. Из чего состоит маркировочный код:
- Первые 14 цифр — это код, который называется GTIN (Global Trade Item Number). Присваивается каждому товару, является уникальным.
- Следующие 13 символов (и цифры, и буквы, и знаки) — индивидуальный серийный номер, также уникальный.
- Дальше следует четырёхзначный проверочный код. С его помощью проверяется оригинальность маркировки.
Требования к маркировке БАД составлены таким образом, чтобы количество некачественной (неоригинальной) продукции постепенно снижалась. Когда будет дан старт обязательной маркировке в системе «Честный знак», недобросовестным производителям и продавцам не будет места на российском рынке.
Важно: в ходе экспериментального пилота было решено выдавать коды для маркировки биологически активных добавок бесплатно.
Штрафы за отсутствие маркировки на биологически активных добавках
Любые наказания за торговлю БАДами без маркировки не будут введены, пока процесс не будет официально объявлен обязательным. Однако о том, какими будут штрафы, известно уже сейчас:
- производителям БАД, которые не нанесли этикетки с кодами на продукцию, придётся заплатить от 5 до 10 тысяч рублей в случае, если ответственным признают должностное лицо, и от 50 до 100 тысяч рублей, если штраф будет выписан на юрлицо;
- с продавцов немаркированных биологически активных добавок могут взыскать от 2 до 4 тысяч рублей в случае, когда ответственным является гражданин (физлицо), от 5 до 10 тысяч рублей, если к ответственности привлекают должностное лицо или ИП, от 50 до 300 тысяч рублей тогда, когда штраф назначают юрлицу.
Подытожим
До конца лета 2022 года на вопрос о том, подлежат ли БАДы обязательной маркировке, можно смело отвечать: нет. Однако дело движется к тому, что в скором времени ситуация изменится. Уже подготовлено законодательство в части основных опор для маркировки, эксперимент проводится успешно, всё больше производителей и продавцов присоединяются к нему, чтобы в рабочем темпе войти в систему и начать знакомиться с ней на практике, а не в теории. Всё это было задумано для того, чтобы продукция из этого сегмента соответствовала стандартам качества и требованиям законов. Это позволит максимально защитить потребителя от подделок.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Что скажете?