Розничным точкам нужно вовремя подготовиться к маркировке бытовой химии: подключить необходимое ПО, настроить кассы и пробить первые коды маркировки на косметической продукции. Рассказываем, что для этого нужно, каких товаров коснётся маркировка косметики в 2025 году и что будет, если игнорировать новые правила.

Продаёте такие товары?

На правах рекламы ООО «Эвотор» 2RanynzDEYR

Кого касается маркировка парфюмерно-косметической продукции

Правила маркировки косметической продукции и бытовой химии утверждены постановлением Правительства № 1681 от 30.11.2024. Они касаются всех участников оборота косметики, моющих и средств гигиены, включая:

👷Производителей. Они заказывают DataMatrix-коды на свой товар в «Честном знаке», наносят обязательную маркировку на бытовую химию и косметику, а затем вводят товары в оборот — передают оптовикам и рознице, подписывая с ними УПД. Это касается товаров, произведённых после 1 мая 2025 года.

🚢Импортёров. Они также заказывают в «Честном знаке» коды маркировки косметических товаров, но наносят их на продукцию до ввоза в РФ — на зарубежном предприятии или лицензированном консолидированном складе. Либо обязательную маркировку косметической продукции можно выполнить на лицензированном таможенном складе до прохождения таможни. Список этих складов можно посмотреть здесь. Введение товаров в оборот происходит после прохождения таможни. 

🛒Опта и розницы. После старта обязательной маркировки товаров бытовой химии они будут подтверждать приёмку в «Честном знаке» — по электронным УПД через ЭДО — каждый раз, когда косметика приезжает на склад или в магазин. А затем при продаже будут сообщать о выводе товаров из оборота — автоматически через кассу. Так будет происходить вывод товаров из оборота.

Удобнее всего работать с маркировкой товаров бытовой химии в сервисе «Маркировка». С ним розничные продавцы получают накладные на косметику по ЭДО, тут же делают приёмку и передают данные в «Честный знак». Подписывать УПД можно прямо на кассе, без перехода в ЭДО. Вот как это выглядит.

На правах рекламы ООО «Эвотор» 2RanykiJgqF

Сроки маркировки косметики и бытовой химии

Маркировка бытовой химии в 2025 году не начнёт работать моментально. Регулятор предусмотрел поэтапный процесс, который растянется вплоть до июля 2028 года. Магазины бытовой химии успеют всё спланировать, подготовиться, настроить кассы и подключить необходимый софт.

Сроки маркировки косметической продукции по закону:

Когда  Кому Что делать
С 1 марта 2025 года Всем участникам оборота Нужно зарегистрироваться в «Честном знаке» 
С 1 мая 2025 года Импортёрам и производителям Нужно наносить коды на упаковку с мылом и моющими средствами
С 1 мая 2025 года Всем участникам оборота, включая розницу Запрещено продавать немаркированное мыло и моющие средства. Остатки можно продавать до окончания срока годности
С 1 июля 2025 года  Импортёрам и производителям Нужно наносить коды на упаковку средств для волос, бритья и дезодорантов
С 1 июля 2025 года  Всем участникам оборота, включая розницу Запрещено продавать немаркированные средства для волос, бритья и дезодоранты. Остатки можно продавать до окончания срока годности
С 1 октября 2025 года Импортёрам и производителям Нужно наносить коды на упаковку косметики и зубной пасты 
С 1 октября 2025 года Всем участникам оборота, включая розницу Запрещено продавать немаркированную косметику и зубную пасту. Остатки можно продавать до окончания срока годности
С 1 июля 2026 года  Всем участникам оборота, включая розницу Нужно передавать коды маркировки в «Честный знак» при любой передаче товаров между участниками оборота, а также при выбытии товара из оборота, не связанном с продажей. Розница начинает пробивать коды маркировки при продаже на кассе. Все участники должны использовать ЭДО при отгрузке и приёмке маркированной продукции
С 1 июля 2028 года Всем участникам оборота, включая розницу Становится обязательной передача в «Честный знак» сведений в поэкземплярном формате. Вводится полная прослеживаемость

Магазины должны помнить: с 1 мая 2025 года бытовая химия и косметика подлежит маркировке. А значит, продавцы должны контролировать, чтобы товары, произведённые после этой даты, были с кодами. Товары без кодов принимать и продавать незаконно.

Нужна помощь с маркировкой?

На правах рекламы ООО «Эвотор» 2Ranyki9Ro6

Какая косметика подлежит маркировке

Маркировка парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии охватывает не все виды товаров этих товарных групп, а лишь часть. Вот полный список.

Товар Код ТН ВЭД ЕАЭС Код ОКПД 2
С 1 мая 2025 года

Мыло, моющие средства, бытовая химия

3401

3402 50 000 0

3405 40 00 0

20.41.3

20.41.44

20.42.19

20.41.32

С 1 июля 2025 года

Средства для волос, средства для бритья, дезодоранты, ароматизаторы

3305

3307 (кроме 3307 41 000 0, 3307 90 000 1, 3307 90 000 2)

20.41.41

20.42.16

20.42.17

20.42.19

С 1 октября 2025 года 

Косметические средства, декоративная косметика, средства для ухода за полостью рта

3304 (кроме 3304 99 000 0)

3306 (кроме 3306 20 000 0)

20.42.12

20.42.13

20.42.14 (кроме 20.42.14.120)

20.42.15 

20.42.18 (кроме 20.42.18.130)

Как понять, подлежит ли маркировке косметика и бытовая химия

  1. Сверьте коды ТН ВЭД и ОКПО2 в сертификате или декларации соответствия на ваши товары. 
  2. Если нашли совпадения с перечнем выше, проверьте дату производства.
  3. Если мыло и моющие средства произведены после 1 мая 2025 года, средства для волос, бритья и дезодоранты — после 1 июля 2025 года, а косметика и зубная паста — после 1 октября 2025 года, то товар входит в обязательную маркировку парфюмерно-косметической продукции.

⚠️Без кода маркировки такие товары нельзя принимать, хранить и продавать.

Какой продукции НЕ касается маркировка парфюмерно-косметических товаров

Согласно пункту 3 постановления Правительства № 1681 от 30.11.2024, не нуждаются в маркировке средства бытовой химии и косметика: 

❌предназначенные для экспорта за пределы ЕАЭС;

❌маркетинговые образцы и тестеры товаров;

❌ объёмом до 5 граммов и 5 миллилитров, кроме товаров, которые относятся к косметическим средствам и средствам для ухода за полостью рта;

❌упакованные в магазине в присутствии покупателя;

❌цилиндрической или конусообразной формы с диаметром первичной упаковки менее 10 миллиметров и без вторичной упаковки, например косметические карандаши.

Как наносят знаки маркировки на бытовую химию

Правила маркировки парфюмерно-косметической продукции предусматривают нанесение марок на такие виды упаковки: 

  • ПЭТ-бутылки 0,05–1 литр;
  • стеклянные флаконы 0,09–0,4 литра;
  • картонные коробки;
  • аэрозоли;
  • пачки и пакеты;
  • флаконы;
  • саше;
  • тюбики 50–205 граммов;
  • дой-паки и флоупаки.

Для бытовой химии в рознице маркировку импортёры и производители наносят на:

  • ПЭТ-бутылки 0,2–0,4 литра;
  • канистры до 5 литров;
  • аэрозоли;
  • картонные коробки;
  • банки до 0,8 килограмма;
  • флаконы;
  • пачки, пакеты;
  • саше;
  • дой-паки;
  • тубы.
Торговать проще с товароучёткой

На правах рекламы ООО «ТУ СОФТ» 2RanymF1NYg

Как подготовиться к маркировке парфюмерных и косметических средств

Точки, которые уже продают маркированные товары, не нуждаются в какой-либо специальной подготовке к маркировке косметики в «Честном знаке» в 2025 году. Совсем иначе, если косметика и бытовая химия для точки — первая товарная группа в маркировке.

Порядок действий зависит от того, кассы какого производителя установлены в точке. Представим, что у вас Эвотор: 

1. Оформите квалифицированную электронную подпись на директора. КЭП нужна для регистрации в «Честном знаке» и отправки кодов в систему маркировки товаров косметики. Уточните у поставщика кассы, какие именно подпись и криптопровайдер нужны для обмена с системой маркировки. Вот подробности.

2. Обновите кассу. Если у вас Эвотор, для работы с маркировкой косметической продукции в «Честном знаке» касса должна отвечать ряду требований

3. Выберите и настройте 2D-сканер. Он нужен, чтобы сканировать коды маркировки на упаковке с косметикой и бытовой химией. Вот инструкция

4. Подключите «Маркировку». Это приложение для кассы, которое автоматически обменивается данными с «Честным знаком» и делает так, чтобы касса законно работала с маркировкой — от приёмки до выбытия товара. Также к сервису подключены сразу четыре оператора ЭДО — за них не нужно доплачивать.

5. Зарегистрируйтесь в «Честном знаке». Поможет специальная инструкция

6. Настройте ЭДО на кассе. Если у вас на кассе есть «Маркировка», ЭДО подключится автоматически. Потребуется лишь простая настройка.

7. Пробейте первую марку. Для проверки работы кассы отсканируйте код на упаковке товара, пробейте продажу и проверьте, ушли ли данные в систему маркировки. Вот как это будет выглядеть.

Штрафы за нарушение требований к маркировке парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии

Вид нарушения Для граждан  Для должностных лиц Для компаний
Продажа косметики и бытовой химии без маркировки 2000–4000 ₽ + конфискация товара 5000 – 10 000 ₽ + конфискация товара 50 000 – 300 000 ₽ + конфискация товара
Продажа косметики и бытовой химии без передачи данных в «Честный знак» или с нарушением порядка –  1000 – 10 000 ₽ 50 000 – 100 000 ₽

Подытожим 

  1. Косметика и бытовая химия подлежит маркировке уже с 1 мая 2025 года. Конкретный срок для импортёров и производителей зависит от вида и категории товара. 
  2. Этапы маркировки косметики предусматривают постепенное подключение участников оборота к системе маркировки. Так, розница будет пробивать марки на кассе и отправлять данные по ЭДО лишь с лета 2026 года.
  3. Если у вас Эвотор, нужно подготовить кассы для обмена данными с «Честным знаком» — установить приложение «Маркировка». И проблем не будет.