Обязательная маркировка пива в 2023 году: кого коснётся и как подготовиться
Законы

Обязательная маркировка пива в 2023 году: кого коснётся и как подготовиться

Правительство РФ приняло решение запустить обязательную маркировку пива уже с 1 марта 2023 года. Рассказываем, что это такое, зачем нужно и кого затронет. А главное — как подготовиться, чтобы не нарваться на крупные штрафы.

Уже несколько лет в России маркируют шубы, лекарства и обувь. На разных этапах введения обязательной маркировки находятся молочная продукция, упакованная питьевая вода, табак и шины. А в марте 2023 года очередь дойдёт и до пива. Пока же проводится эксперимент — участие в нём добровольное.

Что такое маркировка пива

Помогли разобраться эксперты Эвотора

Маркировка пива и пивных напитков — нанесение на упаковку или кег специального средства идентификации — марки (штрихкода) с уникальным номером. А также передача сведений о движении товаров с этими уникальными номерами в систему мониторинга «Честный знак».

Алгоритм маркировки такой:

  1. Производитель или импортёр пива приобретает в «Честном знаке» числовой код маркировки. Ориентировочная цена — 60 копеек за один код с НДС.
  2. Затем он преобразует этот код в штрихкод формата DataMatrix, печатает, наносит на упаковку или кег и отправляет сведения в «Честный знак».

DataMatrix — двухмерный квадратный чёрно-белый штрихкод. Такие сейчас наносятся, например, на молочную продукцию.

  1. Дистрибьютор или поставщик получает партию продукции от производителя, а с ней — электронные документы, в которых указаны уникальные коды товаров в этой партии. Он считывает коды с упаковки специальным сканером, сверяет с кодами в документах и, если все в порядке, отмечает это в «Честном знаке».
  2. Магазин получает партию пива от поставщика, также сверяет коды и передаёт информацию в систему маркировки.
  3. Покупатель приобретает напиток в магазине. Бутылка проводится через кассовый аппарат, тот считывает уникальный код и передаёт в «Честный знак». Бутылка исключается из оборота.

Всё это нужно для того, чтобы на любом этапе — от производства до выбытия — можно было отследить историю перемещения конкретной бутылки, упаковки пива или кега. Продавать незаконно произведённую продукцию, с которой не уплачены налоги, будет невозможно. Это должно способствовать очищению рынка от контрафакта, а бизнеса — от серых компаний. А ещё правительство рассчитывает на повышение налоговых поступлений.

Нормативно-правовые акты

Отдельного закона о маркировке пива в России нет, но действуют правила, установленные несколькими подзаконными актами. Вот основные:

  • Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р. Документ утверждает перечень товаров, подлежащих маркировке, а также сроки её внедрения.
  • Постановление Правительства РФ от 17.02.2021 № 204. Оно регулирует порядок проведения эксперимента по маркировке пива, который проводится с 1 апреля 2021 года до 28 февраля 2023 года. По данным оператора системы «Честный знак», в нём участвуют более 25 000 компаний.
  • Постановление от 30.11.2022 № 2173. Определяет, что обязательная маркировка пива начнётся с марта 2023 года, и устанавливает её правила.

Какая продукция подлежит маркировке

В приложении к постановлению № 2173 приводится перечень продукции, которую нужно будет маркировать. Она группируется в соответствии с российским классификатором ОКПД2 и товарной номенклатурой стран ЕАЭС.

Наименование Код по ОКПД2 Код ТН ВЭД ЕАЭС 
Пиво крепостью от 0,5 до 8,6% включительно 11.05.10.120 2203 00
Пиво крепостью свыше 8,6% 11.05.10.130 2203 00
Напитки, изготавливаемые на основе пива 11.05.10.160 2206 00 
Сидр 11.03.10.211 2206 00 310 0

2206 00 510 0

2206 00 810 0

Пуаре 11.03.10.212 2206 00 310 0

2206 00 510 0

2206 00 810 0

Напитки слабоалкогольные брожения 11.03.10.210 2206 00 390 1

2206 00 590 1

2206 00 890 1

Перечень товаров для маркировки с марта 2023 года значительно меньше того, в отношении которого сейчас проводится эксперимент (постановление Правительства 17.02.2021 № 204). Вероятно, маркировка продукции, которая не вошла в список из постановления № 2173, начнётся позже.

Этапы маркировки

С 1 марта 2023 года все участники оборота пива смогут зарегистрироваться в системе «Честный знак». Но дата начала обязательной маркировки будет зависеть от их роли на рынке, а также от того, что именно они продают. Точнее, в какой упаковке.

Для производителей и импортёров утверждены такие сроки начала маркировки пива и пивных напитков:

  • в кегах — с 01.04.2023,
  • в стеклянной или полимерной потребительской упаковке — с 01.10.2023,
  • в иной упаковке — с 15.01.2024.

Для продавцов установлены более поздние сроки обязательной маркировки пива:

  • продавцы разливного пива должны будут передавать в «Честный знак» сведения о продажах (частичном выбытии) пива с 15.01.2024;
  • продавцы пива в потребительской упаковке — с 01.06.2024.

С некоторых пор нельзя будет ввезти в Россию пиво без маркировки из стран ЕАЭС. Сроки такие: 

  • немаркированное пиво в кегах запрещено ввозить с 01.04.2023, 
  • в стеклянной или полимерной потребительской таре — с 01.10.2023, 
  • в другой упаковке — с 15.01.2024.

Запрет на оборот распространяется на пиво и прочие подлежащие маркировке напитки, которые произведены позже указанных дат. Если продукция произведена раньше и не была промаркирована, то её оборот сразу не запрещается. 

Так, напиток без маркировки в кегах может находиться в обороте до 01.04.2024, а в потребительской упаковке — до 15.01.2025. После наступления указанных сроков на рынке не должно остаться немаркированного пива в соответствующей таре.

Различия между ЕГАИС и маркировкой пива

Все продавцы пива уже передают данные о продажах в ЕГАИС — всероссийскую базу данных, которая контролирует производство и продажу алкоголя.

ЕГАИС и маркировка пива преследуют одинаковые цели и схожи своими механизмами, но они не являются взаимозаменяемыми. В ЕГАИС невозможно отследить путь каждой бутылки пива — в систему передаётся недостаточно данных. А «Честный знак» это позволяет.

Дело в том, что системы используют разные типы данных. Учёт ЕГАИС в рознице основан на считывании акцизной марки, которые как раз на пиво не наносят, учёт ведётся только по накладным. А маркировка использует двухмерный код DataMatrix. Он содержит данные о самом товаре, производителе или импортёре, сроках годности, а ещё специальный код проверки, который невозможно подделать.

Но почему же нельзя объединить данные и передавать их в одну систему? Считается, что реализовать это проблематично. Нанесение акцизной марки на пиво привело бы к снижению производительности при его изготовлении и повышению стоимости.

С Эвотором подключиться к ЕГАИС просто — достаточно получить электронную подпись и установить сервис «УТМ Плюс». Сервис запустит УТМ прямо на кассе, и вы сразу сможете приступить к продаже алкоголя.

Как подготовиться к маркировке

Чтобы начать работать по закону с марта 2023 года, позаботиться об этом стоит уже сейчас. 

Если вы продавец и ещё не работаете с маркированными товарами:

  • Внедрить электронный документооборот. Для этого получить электронную подпись (УКЭП) в Удостоверяющих центрах ФНС
  • Зарегистрироваться в системе «Честный знак» и создать личный кабинет.
  • Убедиться, что онлайн-касса соответствует 54-ФЗ. Возможно, понадобится дополнительное ПО.
  • Подключиться к сервису ЭДО, если ещё не сделали этого.
  • Купить оборудование для считывания кодов и компьютер для обмена УПД с поставщиками, научить персонал всем этим пользоваться.

Для тех, кто с Эвотором

Комплект приложений «Маркировка + УТМ» позволит передавать данные в «Честный знак» и ЕГАИС без ошибок и риска получить штраф. Разобраться с сервисами не составит труда — любой кассир освоит. Продавайте пиво быстро, просто и без заморочек 🍻

У производителей и импортёров хлопот больше. Помимо регистрации в системе, им нужно:

  • Добавить и описать свои товары в личном кабинете.
  • Пополнить баланс на сумму, равную примерно количеству кодов маркировки, умноженному на 60 копеек. До внедрения обязательной маркировки коды можно заказать бесплатно.
  • Заказать коды маркировки.
  • Обеспечить физическое нанесение марок с кодами на тару с пивом.

Какое оборудование понадобится

Чтобы нанести штрихкод на упаковку, его нужно распечатать на самоклеящейся бумаге. Для этого подойдёт термотрансферный принтер этикеток. Он понадобится тем участникам оборота, кто производит пиво или ввозит его в страну. Есть и более дорогие варианты для крупных производств, которые могут наносить маркировку прямо на тару.

Чтобы считывать код с упаковки пива, нужны сканеры штрихкодов или терминалы сбора данных. Устройства должны быть оснащены 2D-считывателем. Терминалы предпочтительней, поскольку работают без физического соединения с компьютером. Сканер же подключается к нему проводом. 

 Участие в эксперименте

Чтобы на практике узнать все особенности и нюансы процедуры, ещё не поздно поучаствовать в добровольном эксперименте. Это позволит заранее настроить процессы и подойти к началу обязательной маркировки пива подготовленным. Ведь даже простые операции типа внесения данных в систему или обмена электронными документами с контрагентами — это нарушение привычных процессов.

Есть и дополнительный стимул присоединиться к эксперименту. «Центр развития перспективных технологий», оператор «Честного знака», до конца 2022 года предлагает участникам оборудование для маркировки в рассрочку и без платежей в течение первого года. Заявку можно подать до 31.12.2022.

Как изменится пивной бизнес с марта 2023

На рынке есть мнение, что введение маркировки больно ударит по бизнесу и потребителям. Компаниям придётся покупать дополнительное оборудование, ПО, платить за коды, нанимать и обучать персонал. Рост расходов, безусловно, отразится на цене продукции.

А вот ещё один аргумент противников введения маркировки в 2023 году: вся необходимая техника производится за пределами России. Генеральный директор АО «Московский пиво-безалкогольный комбинат “Очаково”» Юрий Антонов считает, что в итоге отечественные производители не выдержат конкуренции с иностранными компаниями, у которых есть доступ к обновлению оборудования.

Затраты бизнеса в связи с маркировкой пива вырастут. Чтобы как-то это сгладить, Минфин и Минпромторг прорабатывают варианты предоставления производителям пива налоговых вычетов при уплате акцизов.

Штрафы

За нарушение правил маркировки предусмотрены крупные штрафы (п. 3 и п. 4 ст. 15.12 КоАП).

Если производить пиво и не наносить на упаковку уникальные коды, организацию оштрафуют на сумму 200 000–300 000 ₽ с конфискацией всей партии.

Но к ответственности могут привлечь и других участников оборота. Например, продажа, покупка с целью сбыта, перевозка, хранение немаркированного пива грозят организации штрафом 300 000–500 000 ₽ с конфискацией продукции.

Подытожим

Несмотря на недовольство участников рынка, обязательная маркировка для пива будет внедрена без отсрочек. 

Сначала она затронет производителей и импортёров — они должны включиться в процесс с апреля 2023 года. 

Очередь продавцов подойдёт позже — в начале 2024 года. 

Ещё есть время, чтобы подготовиться: приобрести оборудование, настроить ПО, подготовить работников к новым правилам. В общем, отладить все процессы, чтобы не допускать нарушений. 

Не поздно и подключиться к эксперименту, чтобы научиться всему до введения обязательной маркировки пива.

Опубликовали 17 января 2023 года

Что скажете?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваш комментарий

Всё о маркировке