В 2024 году кассы будут блокировать продажу просроченных и нелегальных товаров?
С 1 апреля 2024 года правительство вводит разрешительный режим продажи маркированных товаров. Теперь перед продажей таких товаров онлайн-кассы обязаны сделать запрос в «Честный знак» и проверить, всё ли в порядке с товаром — и только после этого пробить чек.
Просрочку и товары с нарушениями маркировки запрещено было продавать и до 1 апреля. Что изменилось: раньше магазины сами должны были следить за сроками годности и маркировкой, а теперь им на помощь придут кассы и сразу предупредят продавца о проблеме.
Как отреагирует касса на просроченный или проблемный товар, зависит от того, что у вас за касса и как вы её настроите.
Если у вас онлайн-касса «Эвотор». Чтобы работать с маркированным пивом и слабоалкогольными напитками, вы должны установить сервис «УТМ Плюс», для других маркированных товаров — сервис «Маркировка». Если сервисы у вас уже есть, обновите их до последних версий. Нужные функции для разрешительного режима уже доступны, вам останется только их включить. Как это сделать — в разделе «Как подготовить свою кассу».
Если у вас другая касса, уточните у производителя, как включить нужные функции на вашем терминале и как они будут работать.
Ответственность за подготовку к разрешительному режиму лежит на предпринимателе. Если с 1 апреля касса не будет сверяться с системой маркировки, «Честный знак» сообщит об этом Роспотребнадзору. Возможные последствия — индикатор риска и проверка.
Почему это происходит
Онлайн-проверки по базе ввели по результатам эксперимента, который проходил с февраля по август 2023 года. За это время продажи просроченной маркированной продукции в стране снизились на 25% — с более чем 10 000 000 единиц продукции до 7 500 000 единиц.
В «Честном знаке» говорят, что новый механизм поможет уберечь потребителей от опасных товаров, про которые продавцы могли даже не знать. Например, если уже после поставки выяснилось, что партия товара испорчена, власти смогут заблокировать продажу всей партии — и никто не пострадает. Также это исключит человеческий фактор: например, когда продавец не успел проверить сроки годности товаров, размещённых на полке. А ещё защитит предпринимателей от махинаций кассиров, которые перепродают на кассе товары, купленные в другом месте.
Новые правила обязательные, и продавцы обязаны самостоятельно обновить кассовый софт — чтобы их терминалы смогли проверять товары по базе в «Честном знаке».
Для каких товаров вводится онлайн-проверка
Кассовый блок вводится для 12 товарных групп, и у каждой из них свои сроки ввода. Иногда эти сроки зависят от количества точек и конкретного основания. Мы собрали в таблице все товары и указали самые ранние даты, к которым продавцам нужно подготовить свои кассы — чтобы они могли сверяться с базой.
В ассортименте есть: | Касса должна быть готова к: |
---|---|
Табачная продукция | 1 апреля 2024 |
Молочные товары и упакованная вода | 1 мая 2024 — для сетей из 50 и более магазинов
1 сентября 2024 — для всех |
Пиво, сидр, слабоалкогольные напитки | 1 апреля 2024 — для напитков в кегах
1 ноября 2024 года — для всех остальных |
Соки и безалкогольные напитки | 5 февраля 2025 |
Парфюмерия | 1 ноября 2024 |
БАДы и антисептики | 1 ноября 2024 |
Одежда и обувь | 1 ноября 2024 |
Фототовары | 1 ноября 2024 |
Шины | 1 ноября 2024 |
Мы должны предупредить: для разных оснований даты ввода запрета продажи могут отличаться. Мы осознанно упростили таблицу и указали самый ранний срок, к которому ваша касса должна быть готова. Если вам нужны сроки введения запрета по конкретным основаниям, они здесь.
В каких случаях теперь запрещено пробивать продажу
Просрочку и товары с нарушениями маркировки запрещено продавать и сейчас. Но раньше магазины сами должны были следить за сроками годности и маркировкой, а теперь им на помощь придут кассы.
При пробитии товара смарт-терминал будет спрашивать у «Честного знака», нет ли в базе нарушений. Что будет считаться таким нарушением:
- срок годности на товаре истёк;
- в базу «Честного знака» не внесли информацию о маркировке этого товара;
- товар уже вывели из оборота ранее — продали или списали;
- продажу этого товара заблокировал орган надзора;
- товар ещё не ввели в оборот в системе маркировки — обычно это делает производитель;
- товар продают дешевле минимальной или дороже максимальной розничной цены — это касается табачных изделий;
- код маркировки на товаре не такой, каким должен быть по закону.
Как будет происходить проверка кодов
Рассказываем на примере касс Эвотора. Мы достоверно не знаем, как это будет происходить на кассах других производителей, но подозреваем, что примерно по тому же сценарию.
1. Когда продавец сканирует товар, кассовая программа — для Эвотора это «УТМ Плюс» (для пива и слабоалкогольных напитков) и «Маркировка» (для других маркированных товаров) — отправляет запрос в «Честный знак».
2. За 1,5 секунды касса должна ответить. Если ответа нет, касса проверяет продукцию в режиме офлайн — по внутренней базе, которую продавец формирует у себя на кассе. Касса должна автоматически обновлять эту базу и сверять её с «Честным знаком» каждые два часа.
Важный момент: если из-за технических проблем касса не может свериться с «Честным знаком» больше двух часов, касса должна автоматически это зафиксировать, а продавец должен за 72 часа устранить проблему — как минимум узнать у поставщика кассового софта, почему так произошло и что делать. При этом нужно продолжать сверять коды по имеющейся внутренней базе.
3. Если нарушений нет, продажа пройдёт как обычно, продавец ничего не увидит и нажимать ничего не придётся.
Если товар не пройдёт проверку, на экране появится уведомление. Продавец сам решает, что делать дальше — продавать товар или нет. В зависимости от настроек касса может принудительно блокировать продажу или спрашивать продавца, добавить товар с нарушением в чек или отложить его.
Что будет, если нарушить запрет на продажу
Очевидно, если продавец добавит товар с нарушением в чек, данные об этом получит «Честный знак». Разовый случай, быть может, и сойдёт продавцу с рук (но это не точно😐), но если нарушений будет больше, это станет индикатором риска (приказ Роспотребнадзора № 635 от 14.09.2023).
Индикатор риска — это такое поведение продавца, которое Роспотребнадзор считает подозрительным. У каждой группы товаров свои индикаторы, но все они касаются соблюдения правил маркировки и сроков годности.
На основании этих индикаторов Роспотребнадзор назначает внеплановые проверки. Что он найдёт в результате и какие будут последствия, сами должны знать.
Как подготовить свою кассу
Если вы уже продаёте маркированные товары, скорее всего, ваша касса оснащена необходимым оборудованием, нужно только дополнение или обновление кассовой программы. Уточните, как это организовать, у своего поставщика касс.
Например, на кассах Эвотора эту задачу закрывают два приложения: для пива это «УТМ Плюс», а для других маркированных товаров — «Маркировка». Если у вас на кассе уже есть эти сервисы, обновите их до последних версий:
- сервис «Маркировка» до версии 3.6.4.5;
- сервис «УТМ Плюс» до версии Egais Impl 2.3.2, EgaisApp 2.6.8 (приложение «Алкоголь»).
В сервисах уже есть опция — «Онлайн-проверка», осталось только её включить. Вот подробная инструкция по настройке для «УТМ Плюс». А вот инструкция для «Маркировки», и как это выглядит на кассе в три нажатия.
Вы можете настроить проверку как для марок, так и для сроков годности. Чтобы точно не продать просрочку и товары с нарушениями, кассу можно попросить принудительно блокировать их — и так исключить человеческий фактор.
Подытожим
- В 2024 году продавцы должны обновить свои кассы, чтобы те сверяли маркированные товары при продаже с базой «Честного знака» — и предупреждали кассира, если есть нарушение.
- Пробивать такие товары запрещено. Если добавить их в чек, это может стать поводом для проверки.
- Если у вас Эвотор, организовать такой механизм на кассе поможет приложение «УТМ Плюс» для продажи маркированного пива и слабого алкоголя, а для других маркированных товаров — приложение «Маркировка».
Что скажете?
-
Почему «Честный знак»отправил в просрочку молоко пастеризованное, срок годности которого истекает завтра?!
-
в ответ Ирин
Не можем ответить, советуем уточнить напрямую в «Честном знаке»
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
К онлайн-площадкам это, похоже, не относится — как ягодки гнали просрочку, так и гонят.