Импортирую из Китая в Россию сам
Меня зовут Сергей Лакиза, я занимаюсь поставками из Китая, о чём пишу в своём телеграм-канале «Китайский FBS». Я жил во Владивостоке, а потом переехал в Москву. Я обучаю предпринимателей, в основном селлеров маркетплейсов, как самостоятельно работать с зарубежными товарами без риска потерять деньги.
Российский ритейл завязан на товарах, которые производят или собирают в Китае. Санкции дали новый толчок торговле с КНР. Расскажу, какие есть способы организовать импорт и почему лучше всего делать это легально.
Как российский бизнес получает китайские товары
Купить товары в Китае предприниматели могут несколькими способами.
Через оптовиков. Они самостоятельно выбирают и закупают товары, привозят в Россию и мелким оптом продают предпринимателям.
Через посредников. Предприниматели обращаются к посредникам и просят закупить в КНР определённые товары. Те находят разных производителей и предлагают заказчику выбрать, у кого именно покупать товар. Затем организуют его доставку на склады в России. Мы говорим про белых посредников — с серыми, работающими полулегально, рисков гораздо больше, и это не моя тема.
Самостоятельно. Предприниматель сам проходит все этапы закупки товаров: от переговоров с китайскими поставщиками до оформления груза на таможне. Ехать сегодня никуда не надо: всё можно делать через интернет.
Через банки. После 24 февраля 2022 года на рынке появились новые игроки — банки. Они предлагают услуги по поиску товаров, проверке контрагентов, оформлению таможенных деклараций на ввозимые грузы. При этом работу ведут не сами, а отдают на аутсорс.
Нелегально. Растущая популярность маркетплейсов возродила серые схемы поставок из 90-х — карго: когда товар перемещается через границу с подменой кодов ТН ВЭД или под видом товаров для личного пользования.
Карго-схема работает так: предприниматель перечисляет агенту, который занимается выкупом и отправкой товаров из Китая, деньги в обход официальных каналов. Тот собирает груз и отдаёт перевозчику, который едет через Киргизию или Казахстан, где товары волшебным образом становятся легальными.
Например, под видом запчастей из КНР в Кыргызстан завозят айфоны, которые проходят на таможне через прикормленных людей, не замечающих несоответствия заявленного груза реальному. Потом айфоны едут в Казахстан, а оттуда в Россию.
Раньше в Приморье была популярна другая карго-схема — помогайки. С открытием границ для туристов она возродилась. В газетах публиковали объявления «Бесплатная путёвка в КНР». Желающие съездить звонили по указанному телефону, и им сообщали, когда выезд. При этом просили взять с собой сумку побольше.
Заранее купленный в Китае груз распределяли по сумкам туристов и просили пронести вещи через границу под видом купленных для личного пользования. А на нашей стороне товары у туристов забирали предприниматели на продажу.
Все эти схемы «50 оттенков серого» вернулись с расцветом торговли в онлайне: пока это слабо контролируемый канал сбыта, через который несложно скинуть нелегальные товары.
Да, бегать за каждым ипэшником с копеечным оборотом правоохранители не могут. И поэтому государство постепенно докручивает законодательство и перекладывает ответственность на сами маркетплейсы.
Работать на маркетплейсах проще с сервисом «Управление ассортиментом» от Эвотора. Создавайте карточки товаров в несколько кликов, массово редактируйте товары и синхронизируйте остатки на всех площадках.
А ещё вы сможете анализировать, какие товары продаются на маркетплейсах лучше, а какие стоит вывести из продажи.
На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2RanyoEhwvQ
Почему импортировать надо самому
Я считаю, что импортировать надо самому. Вот почему.
Так дешевле
Если взять цепочку поставки товара из Китая в Россию, в ней наберётся от пяти до семи посредников. Каждый хочет заработать на предпринимателе, который намерен купить через них товар на продажу.
За услуги посредник берёт 20–30% от стоимости груза, из них 5–10% чистых денег кладёт себе в карман. И так пять-семь раз. В итоге до покупателя товар дойдёт с наценкой 300–400%, ведь предприниматель тоже хочет заработать.
Если самостоятельно закупать товары у китайских производителей, можно ощутимо сэкономить. Это хорошо видно, если сравнить цену одинаковых товаров на Алиэкспрессе и российском маркетплейсе: на Али это стоит сто рублей, на условном Озоне — тысячу. Но селлер делает наценку не только из-за желания заработать на покупателе — в первую очередь это связано с аппетитами посредников в цепочке.
Так больше выбор
Ассортимент на наших маркетплейсах откровенно убогий. Сравните выбор на Али и условном Вайлдберрис. Там каких-нибудь вазочек тысячи вариантов, а у нас 150 одинаковых с разницей в цене на одну копейку. Если закупать товар самостоятельно, можно выгодно отличаться от конкурентов разнообразием продуктов.
Приведу пример. Допустим, я продаю товары для ванной, купив их на «Садоводе», вещевом рынке в Москве. Туда товар попал через карго-схему: кто-то купил три грузовика одинаковых мыльниц и привёз в Россию. Поскольку на «Садоводе» закупаются тысячи предпринимателей, в итоге получаем одинаковый ассортимент у сотен продавцов.
Это влечёт и жёсткую ценовую конкуренцию. Пока на условном Вайлдберрис лежит 150 одинаковых мыльниц, потребителю сложно объяснить, почему надо купить не самую дешёвую из них.
Если бы бизнесмены сами закупали товары в Китае, они бы искали разных производителей с разными мыльницами, а не покупали одни и те же на «Садоводе». От этого выиграли бы все: и селлеры, и покупатели.
Ты ни от кого не зависишь
Ты покупаешь то, что хочешь, а не зависишь от ассортимента, который тебе навязал «Садовод».
У каждого посредника есть набор лучших клиентов, которым достаются самые вкусные позиции. И так по цепочке до самого мелкого предпринимателя, который подбирает крошки со стола. И тут как повезёт.
Если закупать самостоятельно, можно эффективнее управлять запасами. Поясню. Предприниматели, купившие товар на «Садоводе» для перепродажи, целиком зависят от «Садовода». Кончился товар, селлер идёт на «Садовод» за новой партией, а там этого товара уже нет в наличии. Пока товар был на хайпе, все за ним прибежали, купили и пошли продавать. А потом все остались ни с чем.
Чтобы такого не произошло — используйте сервис «Управление ассортиментом» от Эвотора, там есть все цены и динамика продаж для отбора товаров на маркетплейс.
На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2RanymSu8nc
Тебя не кинут на деньги
Когда предприниматель работает с серыми посредниками и карго-схемами, он вкладывает в цепочку поставки свои деньги, но не понимает, что с ними происходит. На практике это выглядит так: предприниматель отдаёт деньги непонятно кому и ждёт, пока товар до него доедет. Подход, на мой взгляд, ошибочный.
Когда вы работаете в белую, у вас тоже есть посредники, но схема прозрачна. Вы понимаете, где в тот или иной момент деньги или товар, как этот процесс контролировать, как помочь, если кто-то на той стороне облажался. Самостоятельно всю эту цепочку прозрачно соорудить практически нереально, нужен грамотный помощник. Чтобы его найти, нужно хорошо понимать, как вся эта процедура работает.
К сожалению, многие предприниматели слушают на Youtube ребят, которые им внушают: карго — это нормальная легальная поставка, ну просто в ней документов нет. А потом их кидают на деньги мутные посредники. И всё, на этом бизнес заканчивается.
Например, недавно в Приволжье таможенники остановили фуру, перевозившую по карго-схеме 20 000 курток, 2000 пар кроссовок и носки с логотипом «Адидас». А селлеры сидели и ждали груз, как раз к осеннему сезону. Теперь деньги за товар им никто не вернёт. А страховка в 1–3%, которую берут организаторы подобных схем, — только фикция.
Почему импортировать надо в белую
Нет проблем с передачей бизнеса
Возят в серую и затем продают товар обычно через ИП. Но ИП не может передать свой магазин на маркетплейсе кому-то ещё: подарить, продать или отдать по наследству вместе с наработанной статистикой и хорошими отзывами. Передать онлайн-магазин может только ООО, там допустимо менять собственника.
Меньше рисков с налогами
При выборе системы налогообложения (СНО) у предпринимателя есть два основных варианта на выбор — это УСН 6% и УСН 15% «Доходы минус расходы». В этом виде бизнеса финансово выгоднее работать на УСН 15%, поскольку структура расходов обычно составляет больше 60% от выручки. На УСН 15% сумма налога будет существенно меньше, чем на УСН 6%.
Одна проблема — с УСН 15% надо ввозить товары в белую, иначе работать просто не выйдет. На этой СНО предприниматель показывает в отчётности все расходы. А значит, у него должны быть все документы по закупкам.
С серыми схемами предприниматели обычно используют УСН 6%, на которой они платят налог от выручки. Но финансово это невыгодно, поэтому начинаются пляски с бубном и попытки перевести бизнес в регион, где есть льготный процент по УСН. Сейчас с этим всё строго: для налоговой перевод бизнеса в другой регион — отчётливый сигнал для выездной проверки.
Оправданный риск? Не думаю.
Меньше рисков нарваться на штраф или уголовное дело
Серый товар — это потенциальный риск конфискации, штрафов, доначисления таможенных платежей и даже уголовных дел.
Пример с конфискацией. Ко мне приходил парень с запросом «хочу научиться возить товары в белую». Прийти ко мне его сподвигла история знакомой. Она закупила косметику без документов в Китае и начала продавать на маркетплейсе. Кому-то из потребителей не понравилось качество, и они пожаловались в Роспотребнадзор.
Оказалось, что декларация соответствия товара госстандартам была куплена в складчину — это когда несколько предпринимателей приобретают один документ на все свои товары ради экономии и сообща им пользуются. Хотя по закону надо сначала ввезти в РФ образцы товара, пройти проверку качества, и только потом можно получить декларацию соответствия.
Роспотребнадзор запросил у маркетплейса документы на товар этой девушки. Их не оказалось, и поставка на 2 500 000 ₽ у горе-предпринимательницы зависла на площадке. Уже прошёл год, и я думаю, что ей этот груз не отдали. Парень понял, что можно неслабо влететь на деньги, и пришёл ко мне учиться.
По закону все участники цепочки поставки несут солидарную ответственность. Но если выясняется, что товар прошёл таможню криво, то начислят платежи тому, до кого проще дотянуться. А это продавцы товара, а не посредники, которых непонятно где искать. Сказать, что не знал о законе, не получится: статья 305 ФЗ № 289 «О таможенном регулировании» даёт право предпринимателю сделать запрос в таможню и убедиться в чистоте товара.
Кроме того, за отсутствие или подделку маркировки либо описания товара грозит уголовная ответственность. Речь не только про систему «Честный знак», но и про значок ЕАС. Надо нарушить всего на 2 250 000 ₽, чтобы это считалось крупным ущербом. А это легко отследить, ведь данные ваших операций хранятся не только на фискальных накопителях, но и на серверах маркетплейсов.
Маркетплейсы стали участниками оборота маркированной продукции — так власти борются с контрафактом на торговых онлайн-площадках. Это ещё один шаг в сторону контроля селлеров. Площадки теперь обязаны проверять продукцию на предмет подделки и передавать в «Честный знак» данные об обороте маркированных товаров. Иначе грозит штраф.
Товары из Китая быстрее доходят
Для серых поставок недоступны быстрые каналы доставки, и речь прежде всего об авиаперевозках. Если доставлять самолётом, всё очень быстро: вчера товары загрузили, вчера же они прилетели в РФ, сегодня я забрал груз на таможне и пошёл реализовывать.
Доставки по воздуху у карго нет. То, что называют авиа, — это перелёт в Казахстан или Кыргызстан, а дальше товары везут на авто. И чтобы довезти его до России, потребуется не один день.
Ещё есть способ «быстрое авто», его порой называют медленным авиа. Как это работает: на самолёте груз перебрасывают в Бишкек или Астану — это короткое плечо авиадоставки, — а дальше товары едут на машине. То есть прямого перелёта нет.
В карго-схеме в основном задействованы авто: автомобильных пропускных пунктов на границе много, а контроля в силу больших очередей мало.
Автоперевозки грузов по карго-схеме — это риск ещё и потому, что в России машины встречают мобильные отряды ФТС. Сейчас они имеют право работать не только в приграничных районах и могут проверить любой подозрительный транспорт. Прибавьте сюда режим антитеррора, и станет понятно, почему так часто серый товар не доходит до заказчиков.
Также карго-товары не поедут по морскому пути — во Владивостоке и Новороссийске, куда грузы приходят по морю, сейчас очень жёстко проверяют.
Для тех, кто с Эвотором
Удобно продавать на маркетплейсах поможет сервис «Управление ассортиментом». С ним остатки в магазине автоматически бронируются в момент получения нового заказа. А если заказ успешно выполнен, формируется документ реализации, чтобы корректно отразить продажи в учёте.
На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2Ranymoy6tY
Самостоятельный импорт — это не страшно
В бизнес-среде продолжают ходить легенды о сложности и дороговизне работы в белую и самостоятельно. Но это неправда.
Страшное слово «самостоятельно» не означает, что ты всё делаешь сам. Самостоятельно — это когда ты понимаешь, как и что происходит. Когда ты можешь быстро рассчитать контракт, когда контролируешь работу аутсорсеров, когда знаешь, где тебя могут обмануть подрядчики, и понимаешь, как это предотвратить.
Сегодня таможня повернулась лицом к предпринимателям за счёт внедрения современных технологий. Теперь декларации выпускают быстрее, появились центры электронного декларирования, где участникам ВЭД даже не нужно взаимодействовать с инспекторами.
Поиск и закупку товара можно делать не вставая с рабочего места — например, через портал «Алибаба». Это огромная площадка, работающая по принципу продаж B2B, и основные покупатели здесь — предприниматели.
Там можно проверить поставщиков: понять, как давно они на рынке, как быстро отвечают, как работают с отзывами, каковы их обороты на внешнем рынке, а ещё можно посмотреть фото и видео из цехов и офисов. На «Алибабе» можно переписываться с менеджерами поставщиков на английском и даже русском — есть встроенный переводчик, — согласовывать поставки, оплачивать товары и организовывать их перевозку.
Стороннюю проверку поставщика можно не проводить — она даст ложное успокоение, но не снимет риски. Все его документы, показатели, фото и видео с производств можно посмотреть на «Алибабе». И к такой информации больше доверия, так как проверки проводит независимая компания, прошедшая аккредитацию и дорожащая своей репутацией.
В интернете можно уточнить код ТН ВЭД, узнать, какие разрешительные документы на товары нужны. Если груз пришёл и таможенники хотят его досмотреть, твой экспедитор по доверенности сходит с ними до склада и постоит рядом, пока они всё проверяют. А логистические компании довезут товар, куда тебе надо.
И тут мы подходим к самому важному. К пониманию того, что торговля — это логистический круговорот денег. С одной стороны деньги текут от потребителя к производителю, а с другой — деньги в товарном эквиваленте от производителя к потребителю. Если начнёте думать так, проще будет понять: ваша задача — не покупать с минимальной себестоимостью, не находить дешёвую перевозку, а крутить быстрее это денежное колесо.
И тут на первый план выходят надёжность цепочки поставки, управление наличием продукции и скорость оборачиваемости. И если вы не управляете этим, то не управляете в своём бизнесе ничем.
Как предпринимателям самостоятельно организовать закупку и перевозку товаров из Китая, подробно и с примерами рассказал в следующей статье.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных