Услуги фулфилмента может оказывать как сам маркетплейс, так и сторонний оператор. Рассказываем, как работает фулфилмент и кому его можно поручить.
Помогли разобраться эксперты Эвотора
Для предпринимателя работа на маркетплейсе сопряжена с ежедневным решением большого объёма задач: отслеживанием остатков, упаковкой, маркировкой, хранением продукции, а также правильным выстраиванием логистики. Все эти этапы объединены в одно понятие — фулфилмент. Самостоятельное их выполнение достаточно трудоёмко, поэтому большинство ритейлеров предпочитают отдать процессы на аутсорс.
Услуги по фулфилменту для маркетплейсов может оказывать сама торговая площадка или сторонний оператор. Аутсорсинговая компания может взять на себя часть задач или все процессы: от получения партии продукции у поставщика до вручения товара конечному покупателю.
К ключевым задачам фулфилмента для интернет-магазина и маркетплейса относятся:
Сервис фулфилмента или маркетплейс получает продукцию от поставщика, проверяет качество, маркировку, оформляет документацию, вносит данные в систему, ведёт учёт, размещает товары на складе в соответствии с требуемыми условиями хранения.
Продавец может делегировать обработку входящих заявок оператору через предоставление доступа к личному кабинету или с помощью интеграции с системой компании-продавца.
Продукция комплектуется согласно заказу пользователя, упаковывается с соблюдением определённых правил.
Передача товара осуществляется в пункт выдачи или непосредственно конечному покупателю.
Аутсорсинговые компании обязательно проверяют маркировку, упаковку, документацию на соответствие требованиям конкретной торговой площадки и склада. Это существенно упрощает жизнь продавцу, поскольку каждый маркетплейс выдвигает собственные жёсткие требования к продукции, без соблюдения которых она не будет принята на склад.
Также сторонние компании могут оказывать дополнительные услуги, связанные с обработкой, хранением и доставкой товаров:
Конечный перечень услуг утверждает заказчик — это зависит от потребностей и бюджета.
Схема работы выстраивается в зависимости от выбранного вида фулфилмента. На разных маркетплейсах они примерно одинаковы:
В этом случае логистические услуги оказывает сам маркетплейс. Товары хранятся на складе торговой площадки, которая занимается комплектацией и доставкой продукции до потребителя. При этом продавец должен своевременно сделать заявку на доставку товара, упаковать и отгрузить его на склад маркетплейса, подготовить документацию. Продавец может отправлять на склад продукцию самостоятельно или привлечь стороннюю службу.
Последняя буква аббревиатуры FBO указывает на название маркетплейса — например, у Вайлдберриз такая схема работы называется FBW.
Фулфилмент продавец осуществляет самостоятельно или с помощью сторонних операторов. При выборе этого вида фулфилмента важно вести учёт остатков товаров: если маркетплейс запросит продукцию, которой у продавца нет в наличии, можно получить штраф, понижение рейтинга за отмену заказа. Хорошее решение интеграция маркетплейса с учётной системой продавца.
Фулфилмент для маркетплейсов FBS рекомендован компаниям, которые имеют большой ассортимент продукции, используют несколько каналов сбыта: разные торговые площадки, социальные сети, офлайн-магазины.
FBO подходит для небольших магазинов с умеренным ассортиментом, при этом товар должен быть достаточно востребованным, поскольку за его хранение на складах маркетплейса нужно будет платить.
При выборе подходящего вида фулфилмента и схемы работы важно учитывать требования торговых площадок. Особенно это важно при FBO, когда работа по подготовке товара лежит на продавце: если продукция не будет соответствовать жёсткому регламенту, её не примут. При FBS тоже важно соблюдать правила площадки, если продукция доставляется на маркетплейс, но в этом случае они относятся только к готовым собранным заказам, а не ко всем товарным единицам.
Например, вот только некоторые из требований к упаковке товара для Озона:
Обязательно должна присутствовать этикетка с маркировкой, штрихкодом, адресом ближайшего пункта выдачи. Кроме того, важно соблюдать правила для отдельных видов товаров.
Штрихкоды допускаются в форматах EAN-8, EAN-13, EAN-14 (GTIN-14), ISBN-10, ISBN-12, UPC-12, Code 39. Минимальный размер кода маркировки в формате DataMatrix – не менее 20 x 20 миллиметров, разрешение печати не менее 300 dpi. Бумагу для печати этикетки со средством идентификации рекомендовано использовать класса А белого цвета. Размер этикетки для Озона — 7,5 х 12 сантиметров.
Яндекс.Маркет предъявляет требования к упаковке товаров в зависимости от их типа.
Крупногабаритные грузы допускается отправлять на склад в заводской таре. При её отсутствии можно воспользоваться коробкой или стретч-плёнкой. Мелкие товары можно передать в пакете, обмотанном плёнкой.
Вес каждого товара должен быть не более 100 килограммов, в некоторых случаях возможно увеличение до 250 килограммов. К габаритам упаковки у отдельных складов требования могут отличаться. В среднем сумма трёх сторон не должна превышать 150 сантиметров.
Стандарт штрихкода — Code 128. Линейный коэффициент минимальной ширины черной или белой полосы — 2,5–3 сантиметра. Высота штрихкода — 3 сантиметра. В зависимости от типа товара — продовольственные, непродовольственные, парфюмерия, косметика — этикетка должна содержать дополнительную информацию.
Ключевые требования различных маркетплейсов:
Работать на маркетплейсах проще с сервисом «Управление ассортиментом» от Эвотора. Анализируйте продажи и цены конкурентов, создавайте карточки товаров в несколько кликов, синхронизируйте остатки на всех площадках.
«Управление ассортиментом» сейчас работает с Яндекс Маркетом, Озоном, СберМаркетом и Вайлдберрис.
На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2RanymLyBfE
Если использовать логистические услуги маркетплейсов невозможно, компания может организовать собственный фулфилмент. В этом случае используется система DBS (Delivery by Seller) — торговая онлайн-площадка в данном случае выступает лишь витриной, демонстрирующей продукцию продавца. Хранением товара, сбором, упаковкой, отправкой продавец занимается самостоятельно. Для доставки продукции потребителю предприниматель может воспользоваться услугами курьерской службы.
Маркетплейсы позволяют использовать сразу несколько схем фулфилмента в рамках одного магазина, например, ходовой товар отгружать большими партиями на склад площадки, а дорогой или крупногабаритный — доставлять самостоятельно.
Когда и как организовать фулфилмент для маркетплейса, зависит от множества факторов: ассортимента товаров, количества заказов, штата, наличия собственного склада, транспорта и так далее.
Передать фулфилмент на аутсорс целесообразно в следующих случаях:
Ритейлеры могут начать с модели FBO, а с развитием бизнеса перейти на FBS. С ростом оборота и потребностей компании, как правило, расширяется и перечень заказываемых у фулфилмент-оператора услуг.
Бывает и наоборот: с ростом продаж и масштабированием бизнеса со временем можно отказаться от аутсорса и организовать все процессы самостоятельно. Посмотрите, как это сделал бренд o12 из нашей статьи «Как зарегистрироваться на Озоне и начать продавать: полный гайд по маркетплейсу».
Рынок фулфилмента весьма конкурентный: свои услуги готовы предложить несколько десятков операторов. При выборе подходящего партнёра опираются на следующие критерии:
Часто полноценно оценить оператора получается только в процессе работы. Если качество оказываемых услуг не устраивает, рекомендуется незамедлительно менять партнёра. Из-за ошибок оператора репутационный или финансовый урон несёт прежде всего продавец.
Важно! Если вы продаёте продукцию, требующую обязательной маркировки в системе «Честный знак», уточните, есть ли такая услуга у оператора фулфилмента. Если нет, то вам нужно будет передавать ему товар уже с нанесённым DataMatrix-кодом, так как согласно ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ факт хранения товара без маркировки предусматривает привлечение к ответственности исполнителя.
Компания занимает лидирующие позиции на рынке грузоперевозок, активно развивает смежные с логистикой направления. Предлагает размещение товаров на собственном складе, маркировку, доставку как до маркетплейса, так и до конечного покупателя.
Преимущества:
Логистический провайдер предлагает набор онлайн-инструментов для управления движением товаров, предоставляет полный спектр предпродажных, складских и логистических услуг.
Преимущества:
Оператор осуществляет ответственное хранение и упаковку продукции, наносит маркировку в соответствии с требованиями маркетплейсов. Обеспечивает доставку продукции на торговую площадку за 48 часов, имеет обширный автопарк, самостоятельно принимает грузы из Китая и стран СНГ.
Преимущества:
Оператор является крупнейшей транспортной компанией, которая предоставляет склады для хранения товаров, в том числе требующих особых условий содержания. Провайдер предоставляет полный спектр услуг: упаковку, сортировку, маркировку, комплектацию, подготовку заказов, доставку.
Преимущества:
Помимо предпродажной подготовки продукции, хранения, доставки до маркетплейса, оператор предоставляет консультационные услуги по работе с маркетплейсами. Продавцу выделяется персональный менеджер, который поможет продвинуть ассортимент компании в топ.
Преимущества:
Выбор лучшего фулфилмента для маркетплейса основывается на индивидуальных потребностях компании. В некоторых случаях удаётся обойтись без посредников в логистической цепочке. Чтобы организовать свой фулфилмент для маркетплейсов, требуется:
На этапе планирования необходимо провести работу по выявлению потенциальных рисков для бизнеса, объективно оценить выгоды при организации собственного фулфилмента в сравнении с использованием услуг операторов.
Небольшой бизнес вполне может обойтись своими силами: понадобится принтер и термоплёнка к нему, отдельный человек для сборки и маркировки заказов, водитель для перемещения товара. Часто на старте продаж всем занимается один человек.
На правах рекламы ООО “Эвотор” 2Ranyo1JN64
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Что скажете?