- Деньги
- Как повысить продажи на 15% с помощью мерчендайзинга — опыт владельца магазина
4 марта 2020
Как повысить продажи на 15% с помощью мерчендайзинга — опыт владельца магазина
Два года назад Александр открыл продуктовый магазин в Владимире. Торговля шла, но магазин оставался убыточным: жители близлежащих домов заходили в магазин, быстро брали то, что нужно, и уходили. Александр изменил расположение товаров в зале и увеличил выручку на 15%.
- Автор: Вячеслав Уфимцев
- Иллюстратор: Ezra W. Smith
- Редактор: Саша Волкова
Продуктовый магазин в формате «у дома»
Магазину: 2 года
Число сотрудников: 1
Прибыль: около 60 000 ₽ в месяц
У родителей Александра уже были магазины в Ростовской области, в закупках и работе с клиентами он успел разобраться ещё в детстве. Так что запуск своего магазина прошёл спокойно: нашёл помещение, подсмотрел ассортимент в соседних магазинах, закупался на оптовом рынке. Покупатели появились быстро, но магазин никак не выходил в плюс.
Александр обратился к знакомой, которая занималась выкладкой товаров в крупной сети. Вместе они продумали, как переставить полки и товары в магазине. Перестановка сработала: оборот вырос, магазин вышел на небольшую, но стабильную прибыль. Вот что помогло Александру:
1. Задвинуть хлеб подальше
Хлеб и молоко — самые ходовые товары в большинстве магазинов. Александр это особенно ощущал: набирать продукты на неделю скорее пойдут в большой сетевой магазин, а вечером за хлебом — к Александру, потому что ближе к дому. Значит, это надо использовать.
Знакомая посоветовала Александру поставить полку с хлебом в самую глубь магазина. Получается, что покупатель пройдёт мимо остальных товаров и может взять что-то ещё. Например, вспомнить, что домой нужна колбаса, или увидеть любимый сок и поддаться минутной слабости. На пути к хлебу в магазине Александра стоят напитки, шоколадки и чипсы — подходящие товары для спонтанных покупок.
2. Поставить привлекательные товары на входе
Конкурентное преимущество магазина Александра — фрукты. Предприниматель закупает их сам у проверенных фермеров и делает наценку меньше, чем в магазинах конкурентов, на некоторые позиции — в пределах 20%. Иногда даже находит что-то по личным заказам постоянных покупателей, например, спелые авокадо.
Свежие фрукты и овощи решили поставить прямо у входа. Теперь они приятно удивляют новых клиентов — летом их видно, даже если просто проходить мимо. Это помогает приводить в магазин больше покупателей.
3. Расположить ключевые товары на уровне глаз
Знакомая подсказала Александру, что самый большой спрос на товары, которые прямо перед глазами: их хорошо видно и до них удобно дотянуться. Значит, здесь должны быть позиции, которые выгодно продавать магазину. А менее интересные лучше поставить повыше или пониже.
Большинство стеллажей в магазине из четырёх полок. Вторая полка сверху — самая важная, туда Александр поставил самые маржинальные позиции. Нижняя полка наименее востребованная, там лежат запасы или товары, которые покупают очень редко.
4. Поставить товары для детей ближе ко входу
Дети в магазине — ещё один драйвер спонтанных покупок. Многим родителям становится неловко отказать, когда дети берут что-то в руки и просят купить. Знакомая посоветовала Александру сделать так, чтобы им на глаза сразу попадалось что-то, что они захотят унести с собой.
Товары для детей Александр поставил ближе ко входу, на полках пониже. Теперь дети видят конфеты, наборы с игрушками и леденцы сразу, как заходят в магазин, и ещё раз перед выходом. Для магазина это дополнительные продажи.
5. Сгруппировать сопутствующие товары
Плитка шоколада и чай — товары из совсем разных категорий. Но знакомая Александра посоветовала думать сценариями: почему покупатель берёт определённый товар и что ещё может ему в этой ситуации быть полезно? Тогда пара шоколада и чая становится очевидной — почему бы не взять сладкого к чаепитию?
Так связанные товары встали по соседству. Покупатель заходит за колбасой, а уходит ещё и с сырной нарезкой. Или берёт сосиски на ужин, а к ним — макароны с полки напротив.
Дополнительно: оформить зал
Продажи магазина — это не только выкладка товара. Александр считает, что к нему будут приходить реже, если он не будет следить за магазином и заботиться о гостях. Поэтому в магазине остались просторные проходы, стало больше света, на входе появился терминал для пополнения телефона и скамья. Полки стоят аккуратно, до товаров легко дотянуться и взять с полки. Александр уверен: «Главное — работать с людьми».
Задайте один или несколько вопросов — ваша бизнес-проблема станет темой для статьи в Жизе.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Кейсы
935
2627
3517
3822
3139
1266
3367
2233
777
1024
2881
2765
61140
3481
11717
696
522
658
902
838
5067
2551
540
4460
17357
7253
787
1719
821
559