​​Ошибка № 1: начать расширять бизнес, который не готов к масштабированию 

Самая очевидная ошибка — начать открывать новые точки, если бизнес нестабилен, нерегулярно приносит прибыль. Если точек будет больше, риски уйти в минус только вырастут. 

Бывает, предприниматель масштабирует бизнес в отрасли, которая не развивается: люди всё меньше хотят в ней работать, а спрос на товары и услуги падает. Расширяться в таком случае тоже рискованно: можно просто вложиться в заведомо провальное дело. 

Ещё момент: трудно масштабировать бизнес, если в нём проблемно передавать навыки другим сотрудникам. Например, репетитору будет трудно расширить своё дело до микробизнеса, потому что его услуга — передача уникального знания. А знание вложено в конкретного человека, и его непросто перенять. Значит, с масштабированием будут сложности.

Если бизнес расширяется, без автоматизации не обойтись. Power-POS от Эвотора поможет предпринимателям экономить на оборудовании, ускорить обслуживание, вести учёт товаров и следить за франчайзи.

На правах рекламы ООО “Эвотор” 2RanymUG7hJ

Ошибка № 2: пытаться сделать каждую новую точку уникальной 

Если вы открываете новую точку и делаете её уникальной — под отдельным брендом, со своими технологиями и стандартами работы, — придётся вкладывать в масштабирование много ресурсов. 

Выгода же сетевых форматов в том, что можно взять разработанную изначально технологию и перенести её на остальные точки. Поэтому при расширении бизнеса выгоднее внедрять одинаковые стандарты работы на всех точках.

Ошибка № 3: набрать в команду людей с улицы

Если расширяешь бизнес и у тебя в команде непроверенные или неопытные люди — скорее всего, будет много проблем. Такие сотрудники вряд ли справятся, если поручить им контроль работы на новых точках или обучение новых сотрудников. А эти задачи наверняка нужно будет кому-то делегировать. 

Поэтому вам нужны надёжные проводники стандартов: учителя, которые объяснят другим руководителям или сотрудникам, как пользоваться прописанными технологиями. 

На мой взгляд, самый простой способ создать хорошую команду — выращивать сотрудников внутри компании. При этом важно давать людям самим принимать решения и нести за них ответственность. Так за три-четыре месяца вы сможете понять, подходит ли вам человек и будет ли он долго и плодотворно сотрудничать с вами.

Ошибка № 4: управлять всем бизнесом в одиночку

Чтобы начать управлять не одной, а, например, сразу пятью точками, нужно изменить свою роль в ведении бизнеса. 

Ведь как бывает: сначала предприниматель привыкает очень много работать и контролировать все процессы. А потом нужно делегировать задачи — обычно это момент, когда предприниматель перегружен и бизнес из-за этого не может развиваться. Тут и наступает главная ломка в жизни предпринимателя. 

Делегировать задачи — сильный стресс для владельца бизнеса. Это как с ребёнком: ты за ним присматриваешь, беспокоишься, а в какой-то момент он становится самостоятельным и говорит: «Я могу сам». Но всё равно очень страшно отпускать ребенка на улицу одного. Так вот, когда масштабируется бизнес, испытываешь те же ощущения: понимаешь, что бизнес уже «может сам» и нужно осмелиться отпустить его.

Ошибка № 5: сразу автоматизировать все процессы

Бывает, предприниматели хотят автоматизировать процессы, ещё не обкатав их, не разобравшись, как в реальности всё работает, какие есть нюансы и подводные камни. Так человек может вложить деньги, например, в разработку полезного в теории приложения, которое после внедрения будет только мешать. 

У меня была история: мы автоматизировали систему выдачи автомобилей курьерам. По задумке, менеджеру нужно было только принимать машины, проверять их состояние и вносить данные в систему. Мы рассчитывали, что с системой у нас на руках всегда будут подробные сведения о каждой машине и, если с авто будет что-то не так, мы легко вычислим виновных. 

Когда начали внедрять систему, возник миллион нюансов: например, часто менеджеры были заняты и не выходили на проверку, а курьеры скрывали повреждения. Проблемы были связаны не с системой, а с тем, что процесс её использования было сложно построить. Мы поняли, что система нерабочая, и отказались от неё.

Поэтому теперь мы автоматизируем только налаженные процессы и делаем это экспериментально, шаг за шагом. Сначала учимся работать без автоматизации. Если в процессе постоянно возникает ошибка или задача требует больших трудозатрат, тогда разрабатываем систему в помощь сотруднику.

В целом малый бизнес может пользоваться уже готовыми системами автоматизации. Но если в бизнесе много специфических процессов, лучше разрабатывать отдельные программы — именно под ваше дело.

Как быстро автоматизиовать бизнес-процессы

На правах рекламы ООО “Эвотор” 2RanymkZyo6

Пять распространённых ошибок при масштабировании бизнеса

  1. Начать расширять бизнес, который не готов к масштабированию. Лучше не открывать новые точки, если доход нестабилен, а отрасль — неперспективная. 
  2. Пытаться сделать новые точки уникальными. Это сложнее и дороже, чем переносить на точки уже налаженные процессы.
  3. Работать с непроверенными людьми. Если расширять бизнес, ответственных задач будет всё больше и вам понадобятся надёжные люди. 
  4. Управлять бизнесом в одиночку. Нагрузка будет расти, если не делегировать дела. Научитесь выдыхать — даже если очень захочется взять все задачи на себя. 
  5. Автоматизировать процессы, в которых вы не разобрались. Может быть много подводных камней, из-за которых автоматизация будет только мешать.