- Что будет, если продавать просроченные товары
- Действия продавца и покупателя при обнаружении просрочки в магазине
- Как избежать продажи просроченного товара
- Как вернуть покупателю деньги за просроченный товар
- Как списать продукцию с истёкшими сроками
- Если срок годности нормальный, но продукт испорчен
- Как избежать проблем с просрочкой
- Подытожим
Просрочка в магазине: как избежать штрафов и ответственности за просроченный товар
Неважно, попала просрочка на полку случайно, по халатности продавцов или специально. Если срок годности истёк, а товар продолжает лежать на полке — это уже нарушение. Даже если просрочку никто не купил, могут быть штрафы и иски.
Больше того: товар, на который установлен срок годности, нужно передать покупателю с таким расчётом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности (ст. 472 ГК). То есть если молоко годно до 19 июля 23:59, оно не может лежать на полке до 23:58 — разве что покупатель выпьет его прямо на кассе.
В этой теме много нюансов и тонкостей. Сейчас всё расскажем.
Что будет, если продавать просроченные товары
Помогли разобраться эксперты Эвотора
Держать на полках просрочку нельзя по закону (п. 5 ст. 5 закона «О защите прав потребителей»). Продавец должен следить за сроками годности и вовремя убирать товары, если этот срок истёк.
Чтобы магазин наказали за просроченный товар, его необязательно должны купить. Достаточно, чтобы кто-то заметил просрочку на полке: сняли на видео, пожаловались в Роспотребнадзор — вот вам и штраф.
❗Административные штрафы за продажу просроченного товара зависят от организационной формы (ст. 14.4 КоАП РФ):
Кто | Попались первый раз | Попались повторно |
---|---|---|
Физлица и самозанятые | 1000–2000 ₽ | 2000–5000 ₽ |
Директор магазина | 3000 – 10 000 ₽ | 7000 – 15 000 ₽ + дисквалификация на год |
ИП | 10 000 – 20 000 ₽ | 15 000 – 30 000 ₽ + конфискация просрочки |
Юрлица | 20 000 – 30 000 ₽ | 30 000 – 50 000 ₽ + конфискация просрочки |
Штраф магазину за просроченный товар выписывает суд — на основании обращений граждан и акта Роспотребнадзора. Обычно это происходит по жалобе покупателя:
- Человек находит просрочку.
- Идёт жаловаться в инспекцию.
- Роспотребнадзор присылает проверку, находит просрочку и составляет акт.
- Акт уходит в суд. Там назначают штраф.
❌ К уголовной ответственности за просрочку привлекают, если кто-то отравился или погиб (ст. 238 УК). К уголовной ответственности могут привлечь только конкретных людей, а не компанию. Поэтому она угрожает тому, в чьи обязанности по договору или должностной инструкции входит отслеживание просрочки.
Как именно накажут человека — зависит от того, насколько тяжёлыми были последствия.
Что произошло | Штраф | Принудительные работы | Лишение свободы |
---|---|---|---|
Покупатель отравился | до 300 000 ₽ или в размере дохода за два года | до 360 часов | до двух лет |
Причинён тяжкий вред здоровью, покупатель отравился и умер или просроченными были товары для детей младше шести лет | 100 000 – 500 000 ₽ или в размере дохода за 1–3 года | до пяти лет | до шести лет + штраф до 500 000 ₽ |
Умерли два человека или более | — | до пяти лет | до десяти лет |
Действия продавца и покупателя при обнаружении просрочки в магазине
Просрочку нужно как можно быстрее убрать с полок. Нельзя продавать её со скидкой, по себестоимости или даже за рубль — это тоже нарушение.
Что можно сделать с просроченными товарами:
Утилизировать. Это можно сделать на специальном полигоне и за счёт продавца. Например, компания «Управление отходами» утилизирует просрочку по цене от 7 ₽ за килограмм.
Вернуть поставщику. Иногда в договоре предусмотрен возврат просрочки: например, если вы получили товар от поставщика не в срок и попросту не успеваете его продать до истечения срока годности.
Искать пункт о возврате товаров поставщику следует в договоре о поставке в разделе «Ответственность сторон».
Перепродать на корм для животных. Например, так можно поступить с просроченными крупами, мукой, зерновыми хлопьями, бобовыми, хлебом, мясом, молоком, овощами и фруктами.
Просроченные продукты, отданные на корм животным, должны пройти ветеринарный контроль, подтверждающий их безопасность. После этого их сдают на животноводческие фермы в натуральном виде или превращают в комбикорм.
Как избежать продажи просроченного товара
Можно, конечно, заставить кассиров смотреть сроки годности всех продуктов перед продажей. Но тогда процесс обслуживания каждого покупателя будет более долгим. К тому же кассир может пропустить просрочку из-за усталости или невнимательности.
Есть более простой способ — подключить сервис «Маркировка» от Эвотора. Приложение будет проверять срок годности маркированной продукции прямо во время сканирования кодов маркировки. Так кассир не продаст товар с истёкшим сроком годности даже случайно. И вы не попадёте на штраф.
Пока «Маркировка» умеет проверять срок годности только для молочки, но скоро эта опция будет доступна и для других товаров.
Как «Маркировка» на Эвоторе поможет вам избежать штрафов:
- Вы подключаете сервис «Маркировка» — он работает на онлайн-кассах «Эвотор».
- В настройках устанавливаете запрет на продажу просрочки.
И всё! Теперь, если продавец отсканирует код маркировки на товаре, сервис проверит срок годности. И если срок годности истёк, не даст добавить товар в чек.
Проверка просрочки занимает всего 0,4 секунды — скорость обслуживания не изменится.
Также предприниматели могут настроить сервис так, чтобы он уведомлял кассира о том, что срок годности товара скоро истечёт. Так, когда кассир будет сканировать код маркировки продукта, срок годности которого заканчивается через день, три или пять дней — срок можно выбрать в настройках, — сервис предупредит кассира, что товар скоро испортится.
Отследить просрочку — лишь часть возможностей «Маркировки» от Эвотора. Сервис поможет по закону торговать маркированными товарами: принимать электронные накладные, своевременно передавать данные в «Честный знак» и многое другое.
На правах рекламы ООО «Эвотор» 2RanykexCF2
Как вернуть покупателю деньги за просроченный товар
Если покупатель купил просрочку, но не хочет ничего раздувать, а просто пришёл и показал вам на нарушение, есть два варианта: обменять товар на такой же или похожий или вернуть деньги (ст. 18 закона «О защите прав потребителей» и ст. 503 ГК).
Отказать потребителю нельзя, даже если утерян чек, нарушена целостность упаковки или товар частично употреблён. Вернуть деньги или обменять покупку можно по устной просьбе, требовать заявление не обязательно. Но если нужен какой-то документ, можно попросить написать заявление.
Что в нём должно быть:
- название магазина;
- название товара;
- дата покупки и сроки годности, указанные на упаковке;
- особенности товара — состояние упаковки, вес и прочее;
- выбранный им вариант решения проблемы — обмен или возврат;
- подпись с расшифровкой, дата составления.
Если покупатель просит копию, попросите его написать два заявления, поставьте на втором отметку о приёме и верните покупателю.
Как списать продукцию с истёкшими сроками
Если вы ведёте учёт товаров, важно списать просрочку — так у вас на точке будут актуальные данные по остаткам и вы сможете вовремя закупить новую партию товаров. А если вы торгуете маркированными товарами или алкоголем, вам нужно сообщать о списании товаров в госсистемы «Честный знак» и/или «ЕГАИС».
Как правило, в магазине должна быть инструкция по проведению процедуры списания. В ней обычно пишут, что нужно сделать, какие документы заполнить и кто этим должен заниматься. А ещё указывают сроки и порядок утилизации просрочки.
Обычно оформляются приказ и акт списания.
Что должно быть в приказе:
- дата составления, номер документа;
- причина;
- сроки, в которые мероприятия должны быть произведены;
- информация об ответственном лице — ФИО, должность;
- обязательно ставится подпись руководителя и отметка «Ознакомлен» ответственным за исполнение специалистом.
Акт — двусторонний документ, который составляют в трёх экземплярах: для бухгалтера, списывающего отдела и материально ответственного лица.
На лицевой странице акта указывают:
- дату поступления продукции;
- номер транспортной или товарно-транспортной накладной;
- дату и причину списания.
На обратной стороне прописывают:
- название товарных позиций, коды, стоимость;
- общую сумму списания всех товаров.
Если сумма списания значительная, компания вправе провести стороннюю экспертизу, которая позволит уменьшить уплачиваемый налог на прибыль. Для этого понадобится предоставить обоснование списания и внутренние документы — приказ и акт.
Если срок годности нормальный, но продукт испорчен
Бывает и такое, что срок годности на упаковке нормальный, но сам продукт оказывается испорченным. Скорее всего, кто-то нарушил условия хранения, транспортировки или производства.
Необязательно виноват магазин, но именно он отвечает перед покупателем. Нельзя отказаться обменивать товар или возвращать деньги только потому, что срок годности ещё не истёк. Если магазин откажет в возмещении средств, то потребитель может обратиться с иском в суд — который покупатель, скорее всего, выиграет.
Быстро планировать закупки поможет сервис «Управление ассортиментом» от «Эвотора». Вы легко поймёте, какие товары нужно убрать, а какие добавить, чтобы повысить эффективность продаж.
Ещё у сервиса есть отчёт «Сроки хранения». Он покажет, у каких товаров истекает срок годности, и вы сможете подготовиться — заменить товары на полках или ввести на них акции. Подробнее об отчёте →
На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2RanymkiLKi
Пользуйтесь сервисами по выявлению просрочки. Например, сервисом «Маркировка» на кассе «Эвотор». Сервис позволяет отслеживать просроченную продукцию при сканировании на кассе. Это самый надёжный вариант не допустить попадания просроченных товаров в руки покупателя — потому что исключается человеческий фактор при продаже продукции. Если товар будет просрочен, «Маркировка» просто не даст его продать.
Пока эта опция доступна только для молочки, но скоро распространится и на другие товары.
Назначьте ответственного. Пусть продавец или мерчандайзер регулярно проверяет срок годности товаров на полках. Установите частоту проверок — в зависимости от типа товаров, которые вы продаёте — и ответственное за проверки лицо. Пропишите обязанности по проверкам в должностной инструкции. Регулярно проверяйте, как соблюдаются предписания: имеет смысл самим проверять, нет ли на полках просрочки — чтобы убедиться, что сотрудники выполняют инструкции.
Не конфликтуйте. Если покупатель нашёл просрочку, сразу же предложите поменять товар или вернуть деньги. Просто потому что.
Подытожим
- Ответственность за продажу просроченного товара всегда несёт магазин.
- Продавец обязан обменять просрочку или вернуть покупателю деньги даже без кассового чека.
- Избежать продажи просрочки поможет «Маркировка» Эвотора. Она классная.
- За продажу просроченного товара может быть административная или уголовная ответственность — это зависит от последствий.
- Если покупатель хочет вернуть или обменять просрочку, лучше выполнить его требования и не доводить дело до претензий и судебных исков.
Избежать штрафов за просрочку поможет «Маркировка» от Эвотора. Сервис предупреждает о том, что срок годности товаров подходит к концу, а также не допускает продажи уже просроченных продуктов. Кроме того «Маркировка» принимает электронные накладные и передаёт данные в «Честный знак».
На правах рекламы ООО «Эвотор» 2RanyoAFepg
Что скажете?
-
в ответ Любовь
Жаль, что вы с таким столкнулись! Держать на полках просроченную продукцию нельзя по закону «О защите прав потребителей» (п. 5 ст. 5). Возможно, сотрудник Роспотребнадзора не разобрался в вопросе.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Нашла в «ленте» несколько палок колбасы,просроченной на 2 недели,пожаловалась с фото и видео в Роспотребнадзор,сказали «нарушений нет,так как вы не купили продукцию»