Продажа просрочки в магазинах может иметь последствия в виде штрафов и судебных исков. И это помимо потери лояльности потребителя, который может написать жалобу и просто перестать делать здесь покупки. Разбираемся, что делать, если покупатель обнаружил просрочку в вашем магазине.
Указание срока годности обязательно должно быть на еде, косметических средствах, парфюме, бытовой химии, медицинских препаратах. Помимо последнего дня, когда товар пригоден к употреблению, на упаковке может быть указан срок, в течение которого допустимо использование после вскрытия упаковки. При этом нужно учитывать временной запас на безопасное использование товара потребителем с момента продажи до истечения срока годности. Зачастую этим правилом пренебрегают.
Если вы производитель, то обязаны самостоятельно указать сроки годности на своей продукции. Нормы для основных продуктовых категорий установлены в СанПиН 2.3.2.1324-03.
Помогли разобраться эксперты Эвотора
Согласно Кодексу об административной ответственности РФ, держать на витрине просроченный товар нельзя. Запрет подтверждается пятым пунктом первой главы закона «О защите прав потребителей». Владелец магазина должен своевременно изъять просрочку.
Чтобы продавец понёс ответственность за просроченный товар, его необязательно должны купить. Покупатель может просто заметить его на витрине и обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Также он может предоставить надзорным органам фото- или видеодоказательства по своему усмотрению.
Если же покупатель отравится вашим товаром, то последствия будут ещё плачевнее. Дело может дойти до суда. При любом варианте проверок и штрафов магазину не избежать. В худшем случае — торговое заведение обяжут приостановить деятельность.
Штраф за продажу просроченного товара установлен статьёй 14.4 КоАП РФ и предусматривает следующие варианты:
Штраф магазину за просроченный товар выписывает суд. Делается это на основании обращений граждан и проверки сотрудниками Роспотребнадзора, которые фиксируют нарушения в специальных актах.
Уголовная ответственность применяется в случае, если продажа просрочки угрожает или уже нанесла вред здоровью и жизни населения. Основные тезисы прописаны в 238 статье Уголовного кодекса.
Как могут наказать продавца:
Что может стать утяжеляющим обстоятельством в глазах суда:
Основная задача продавца — вовремя отслеживать годность товаров, находящихся на витрине и складах. Закон о просрочке продуктов в магазине предусматривает только один вариант развития событий: продукция должна быть убрана. Продать её со скидкой или по себестоимости не получится.
Дальше есть три пути:
Несмотря на привлекательность второго варианта, поставщики крайне редко идут на подписание договора с такими условиями. Кроме того, в 2018 году был введён запрет на такие контракты между поставщиками и представителями розничной торговли на скоропортящуюся продукцию. Если срок её реализации меньше тридцати дней, то поставщик имеет законное право не принять товар обратно. Под запрет попадает большая часть молочки, хлеб, колбасы, сыры, фрукты и многое другое. Возмещать затраты на утилизацию он тоже не обязан.
Следить за наличием и сроках годности товара, управлять товарными карточками, следить за возвратами, приходовать и списывать товар поможет сервис «Управление ассортиментом» от Эвотора. С ним же легко будет вычислить, какой товар всё время залёживается.
Если покупатель купил просроченный товар в магазине и настроен решить вопрос мирно, то, согласно ст. 18 закона № 2300-1 от 7 февраля 1992 года и ст. 503 Гражданского кодекса, он имеет право:
При этом продавец не имеет права отказать потребителю, даже если утерян чек, нарушена целостность упаковки или товар частично употреблён. Произвести возврат или обмен можно по устному требованию покупателя или же по его письменному заявлению, которое составляется в двух экземплярах на имя директора магазина в свободной форме.
Что потребитель должен указать в заявлении:
Один экземпляр остаётся у сотрудника торговой точки, второй отдаётся потребителю с отметкой принявшей стороны.
Бывает и такое, что потребитель, вскрыв упаковку с нормальными сроками, обнаруживает под ней запах или вкус, явно указывающий на непригодность. Причина может быть в нарушении условий хранения в магазине или же в ошибках поставщика: неправильно хранил, перевозил, изготовил с нарушением технологии. При нежелании производителя решить вопрос мирно потребуется проведение экспертизы, составление судебной претензии.
Продавец вправе предъявить претензию поставщику, но ответственность перед покупателем в любом случае ложится на его плечи. Даже если магазин откажет в возмещении средств, а потребитель обратится с иском в суд, то существует практически стопроцентная вероятность, что судья встанет на сторону истца.
При обнаружении просроченного товара его нужно не только убрать с витрины, но и списать. Как правило, в магазине должна быть инструкция по проведению процедуры списания. В ней прописываются все действия ответственного лица, сроки и порядок утилизации, обязательные документы. Обычно оформляются приказ и акт списания.
Что должно быть в приказе:
Акт — двусторонний документ, который составляют в трёх экземплярах: для бухгалтера, списывающего отдела и материально ответственного лица.
На первой стороне акта указывают:
На обратной стороне прописывают:
Если сумма списания значительна, компания вправе провести стороннюю экспертизу, которая позволит уменьшить уплачиваемый налог на прибыль. Для этого понадобится предоставить обоснование списания и внутренние документы: приказ и акт.
Проведите инструктаж с сотрудниками зала, на котором объясните правила поведения в конфликтной ситуации. Важно, чтобы они сохраняли спокойствие и самообладание, даже если оппонент настроен категорично. Скандал не повысит репутацию заведения, особенно если свидетелями станут другие посетители магазина. Сотрудник должен уметь предложить адекватный выход из ситуации.
В обязанности продавца или мерчендайзера входит регулярная проверка свежести того, что представлено на полках. Установите частоту проверок и ответственное за них лицо, пропишите это в должностной инструкции. В крупных торговых сетях такая должность называется директор по свежести. Регулярно проверяйте, как соблюдаются предписания.
Если определённые позиции регулярно остаются нераспроданными в течение срока годности, то стоит уменьшить количество закупок.
Если потребитель обнаружил испорченный продукт, незамедлительно предложите замену или возврат уплаченных средств. Доводить дело до письменных претензий не стоит: закон в любом случае окажется на стороне истца.
На правах рекламы Эвотор
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Из книги отзывов предприниматель может узнать, какие сотрудники грубят клиентам, а какие отлично работают. Рассказываем, как оформить и использовать книгу отзывов для развития бизнеса.
Часто мошенники звонят, пугают проверками Роспотребнадзора и предлагают купить стенд для уголка потребителя. Мы разобрались, какой должен быть уголок потребителя и нужен ли он вообще.
Мы узнали, как проходит проверка Роспотребнадзора, какие документы нужно подготовить, на что вы имеете право и как обжаловать результаты.
До 30 июня 2020 года каждый работодатель должен рассказать сотрудникам о новых правилах ведения трудовых книжек. А с 1 января 2021 года новые правила начнут работать. Мы разобрались, что нужно сделать уже сейчас.
Предпринимателя могут оштрафовать на 10 000 ₽, если он вовремя не заполнит анкету для Росстата. В 2020 году её заполняют не все, а только те, кто попал в выборку. Разобрались, кому нужно отчитаться перед Росстатом, и как это сделать.
Владельцы магазинов неправильно оформляют ценники, а цены на них не совпадают с ценами на чеках. Рассказываем, как оформить ценники, чтобы у Роспотребнадзора не возникло вопросов.
Что скажете?