- Правовое регулирование и сроки введения системы маркировки воды
- Какая вода подлежит обязательной маркировке
- Для чего вводится маркировка минеральной и прочей бутилированной воды
- Как выглядит процедура маркировки
- Какие сведения содержит код маркировки
- Порядок проведения маркировки бутилированной воды
- Как наносится маркировка
- Особенности маркировки воды в розничной торговле
- Последние новости по маркировке воды
Обязательная маркировка упакованной воды
В России с каждым годом растёт объём продаж поддельной бутилированной воды. Согласно данным Ростеха, только в 2019 году среди всей реализованной продукции было продано более 25% минеральной и прочей бутилированной воды, являющейся подделкой. В 2020 году Правительством РФ был разработан эксперимент по маркировке питьевой воды. А уже к 2022 году процедура стала обязательной, хотя окончательно все этапы будут завершены не ранее 2025 года.
Правовое регулирование и сроки введения системы маркировки воды
Основным законодательным актом, регулирующим вопросы маркировки воды в России, является Постановление Правительства РФ от 31.05.2021 г. №841, хотя стартовала интеграция системы ранее, в 2020 году.
Обязательная маркировка, согласно Постановлению, вводится поэтапно:
- 01.09.2021 — старт регистрации участников в системе маркировки;
- 01.12.2021 — обязательной становится маркировка минеральной воды;
- 01.03.2022 — маркировка обязательна для остальных категорий питьевой воды;
- 01.11.2022 — обязательный объёмно-сортовой учёт промаркированной воды;
- 01.03.2023 — обязательная передача сведений о розничных продажах маркированной воды;
- 01.12.2023 — обязательная передача сведений о выбытии воды из оборота в кафе, ресторанах, отелях, гостиницах, которые используют упакованную воду в приготовлении блюд и напитков;
- 01.03.2025 — обязательный поэкземплярный учёт каждой единицы товара.
То есть на 2022 год маркировка воды обязательна для всех установленных категорий, но окончательно система маркировки бутилированной продукции будет завершена минимум в 2025 году.
Принимать, продавать, списывать маркированные товары удобно с сервисом «Маркировка» от Эвотора. Сервис поддерживает всю цепочку, от работы с электронными накладными до отправки сведений в «Честный знак» и ОФД.
На правах рекламы ООО «Эвотор» 2RanynHvSGp
Какая вода подлежит обязательной маркировке
Полный перечень установлен в классификаторах ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2. Согласно кодам, маркировке подлежит природная либо искусственная минеральная, газированная вода без добавления сахара или иных подсластителей; негазированная бутилированная вода и прочие виды, входящие в категорию 2201 ТН ВЭД и 11.07.11 ОКПД 2.
В перечень 2201 ТН ВЭД, согласно классификатору, также входят лёд и снег, но они не подлежат маркировке. Также необходимо отметить, что напитки и прочая подслащённая вода не входят в категорию 2201 и, соответственно, регулируются другими нормами законодательства.
Для чего вводится маркировка минеральной и прочей бутилированной воды
Основная задача данной системы — обеспечить прозрачность процесса перемещения товара от производителя либо импортёра воды до конечного потребителя. Государство в лице ГИС МТ собирает полную статистику обо всех участниках системы и передаёт её в Роспотребнадзор, который, в свою очередь, проводит проверки и привлекает к ответственности недобросовестных участников системы.
Помимо государственного контроля все участники процесса (производители, импортёры, поставщики и розничные продавцы) могут следить за движением товара и проверить его подлинность либо выявить подделку.
Даже после вывода товара из оборота розничный покупатель благодаря маркировке может проверить подлинность маркировки производителей и импортёров воды.
Как выглядит процедура маркировки
Полный цикл и этапы маркировки воды происходят следующим образом:
- Производитель либо импортёр заказывает в «Честном знаке» коды маркировки и наносит их на соответствующую продукцию.
- При передаче продукции поставщику производителем формируется универсальный передаточный документ (УПД) со сведениями, указанными в кодах маркировки. Эти данные вносятся через оператора ЭДО в систему «Честный знак», и продукция поступает в оборот.
- Поставщик сверяет сведения, указанные в УПД и в нанесённом коде маркировки. «Честный знак» получает сведения о том, что сменился владелец продукции.
- При передаче товара в розничную продажу производится аналогичная операция: поставщик формирует УПД, а розничный продавец сверяет указанные сведения с маркировкой. «Честный знак» получает сведения о местонахождении товара.
- При продаже воды розничному покупателю продавец считывает код маркировки и отправляет сведения в «Честный знак». Промаркированная продукция выводится из оборота.
Обратите внимание: поставщик и розничный продавец также обязаны получить электронную подпись и зарегистрироваться в системе ЭДО.
Какие сведения содержит код маркировки
Маркировка воды представляет собой обозначения в виде зашифрованных буквенно-цифровых символов. Визуально маркировка отображается в формате DataMatrix кода, в котором зашифрована вся информация о каждой произведённой бутылке: дата и время производства (экспорта), маркировка производителей воды, срок годности, основные сведения о единице товара. Кроме открытых сведений в маркировке содержится зашифрованный код проверки, благодаря которому указанные сведения невозможно подделать.
Используйте сервис «Управление ассортиментом» от Эвотора, чтобы управлять движением товаров. Легко импортировать поступившие товары, удобно анализировать продажи по категориям товаров, снимать остатки, очень просто печатать ценники.
На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2Ranykaexgx
Порядок проведения маркировки бутилированной воды
Для участия в системе установлены определённые правила маркировки упакованный воды.
- Участник системы обязан получить электронную подпись для работы с операторами ЭДО, подключиться к системе ЭДО и зарегистрироваться в «Честном знаке». Оформить её можно в налоговой или у её доверенных лиц.
- Производитель либо импортёр бутилированной воды в семидневный срок с начала работы с установленной продукцией обязан внести сведения о компании и о товаре в «Честный знак», после чего получить список кодов для маркировки.
- Производитель/импортёр обязан обеспечить техническое и программное оборудование для нанесения и сверки кодов маркировки. На подготовительном этапе также проводится тестовый прогон системы вместе с оператором ЭДО. После настройки оборудования система маркировки вводится в эксплуатацию.
- Производитель/импортёр, поставщик и продавец розничной торговли обязаны приобрести сканеры 2D-кодов для считывания кодов маркировки и передачи сведений в «Честный знак».
Как наносится маркировка
Для производителей и импортёров есть несколько способов нанесения маркировки.
- Маркировка указывается на установленной производителем воды этикетке. Мелкие производители и импортёры обычно пользуются услугами сторонних типографий, однако последние в данном случае обязаны иметь специальное оборудование для маркировки воды. Это же правило касается и нанесения знака на этикетку самим производителем.
- Маркировка наносится прямо на упаковку товара (бутылку либо крышку) с помощью струйных или лазерных принтеров. Указанный вариант подходит для крупных производителей с непрерывной линией производства.
- Возможно нанесение маркировки на отдельную этикетку. Это наиболее простой способ, для которого подойдут как принтеры, так и более простые аппликаторы. Такие отдельные этикетки чаще всего клеятся на крышку бутылки (процедура, схожая с нанесением акцизных марок на алкогольную продукцию).
- Кроме маркировки каждой единицы товара, соответствующий код наносится на сформированную партию. В коде содержится консолидированная информация, и именно данную отчётность первоначально сверяет поставщик и затем розничный продавец.
Особенности маркировки воды в розничной торговле
В первую очередь новые требования коснутся производителей и импортёров продукции, однако и для розницы требования маркировки воды вносят определённые коррективы.
С 1 ноября 2022 года нужно будет вести объёмно-сортовой учёт во время приёмки и при выводе товаров из оборота по любым причинам, кроме продажи. Это значит, что в «Честный знак» нужно будет сообщать только данные о партии товаров, а не о каждом товаре отдельно. Для этого нужно получить электронную подпись, зарегистрироваться в «Честном знаке» и подключиться к ЭДО.
Товар будет приходить вместе с электронной накладной — УПД. В ней будет указан общий код товара GTIN и количество товаров в партии. Коды маркировки каждого товара поставщики и производители не обязаны указывать в накладных до 1 марта 2025 года. Чтобы принять товар по объёмно-сортовому учёту, в системе ЭДО нужно будет подписать накладную электронной подписью. Оператор ЭДО сообщит в систему маркировки, что товары теперь у вас и в каком количестве.
С 1 марта 2023 года нужно будет сообщать о продажах воды в «Честный знак». Чтобы продавать воду с маркировкой, к этой дате реализатор обязан обновить кассовое оборудование, если это необходимо, и приобрести сканер 2D-кодов либо онлайн-кассу с соответствующим считывателем.
Последние новости по маркировке воды
По данным «Честного знака», на конец сентября 2022 года в системе маркировки зарегистрировано более 71 000 участников оборота бутилированной воды.
До конца октября все участники оборота должны подключиться к ЭДО, чтобы с 1 ноября 2022 года начать вести объёмно сортовой учёт. Что такое объёмно-сортовой учёт и как его вести, читайте в статье.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Что скажете?