Неважно, попала просрочка на полку случайно, по халатности продавцов или специально. Если срок годности истёк, а товар продолжает лежать на полке — это уже нарушение. Даже если просрочку никто не купил, могут быть штрафы и иски.
Больше того: товар, на который установлен срок годности, нужно передать покупателю с таким расчётом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности (ст. 472 ГК). То есть если молоко годно до 19 июля 23:59, оно не может лежать на полке до 23:58 — разве что покупатель выпьет его прямо на кассе.
В этой теме много нюансов и тонкостей. Сейчас всё расскажем.
Помогли разобраться эксперты Эвотора
Держать на полках просрочку нельзя по закону (п. 5 ст. 5 закона «О защите прав потребителей»). Продавец должен следить за сроками годности и вовремя убирать товары, если этот срок истёк.
Чтобы магазин наказали за просроченный товар, его необязательно должны купить. Достаточно, чтобы кто-то заметил просрочку на полке: сняли на видео, пожаловались в Роспотребнадзор — вот вам и штраф.
❗Административные штрафы за продажу просроченного товара зависят от организационной формы (ст. 14.4 КоАП РФ):
На правах рекламы ООО “Эвотор” 2RanynoZrRn
Кто | Попались первый раз | Попались повторно |
---|---|---|
Физлица и самозанятые | 1000–2000 ₽ | 2000–5000 ₽ |
Директор магазина | 3000 – 10 000 ₽ | 7000 – 15 000 ₽ + дисквалификация на год |
ИП | 10 000 – 20 000 ₽ | 15 000 – 30 000 ₽ + конфискация просрочки |
Юрлица | 20 000 – 30 000 ₽ | 30 000 – 50 000 ₽ + конфискация просрочки |
Штраф магазину за просроченный товар выписывает суд — на основании обращений граждан и акта Роспотребнадзора. Обычно это происходит по жалобе покупателя:
❌ К уголовной ответственности за просрочку привлекают, если кто-то отравился или погиб (ст. 238 УК). К уголовной ответственности могут привлечь только конкретных людей, а не компанию. Поэтому она угрожает тому, в чьи обязанности по договору или должностной инструкции входит отслеживание просрочки.
Как именно накажут человека — зависит от того, насколько тяжёлыми были последствия.
Что произошло | Штраф | Принудительные работы | Лишение свободы |
---|---|---|---|
Покупатель отравился | до 300 000 ₽ или в размере дохода за два года | до 360 часов | до двух лет |
Причинён тяжкий вред здоровью, покупатель отравился и умер или просроченными были товары для детей младше шести лет | 100 000 – 500 000 ₽ или в размере дохода за 1–3 года | до пяти лет | до шести лет + штраф до 500 000 ₽ |
Умерли два человека или более | — | до пяти лет | до десяти лет |
Просрочку нужно как можно быстрее убрать с полок. Нельзя продавать её со скидкой, по себестоимости или даже за рубль — это тоже нарушение.
Отследить, чтобы просрочка не попадала на полки, поможет сервис «Маркировка» на онлайн-кассе «Эвотор». Сервис блокирует продажу испорченных товаров, когда кассир добавляет их в чек. А ещё предупреждает, что срок годности продукции подходит к концу.
На правах рекламы ООО “Эвотор” 2RanykCGRAp
Что можно сделать с просроченными товарами:
Утилизировать. Это можно сделать на специальном полигоне и за счёт продавца. Например, компания «Управление отходами» утилизирует просрочку по цене от 7 ₽ за килограмм.
Вернуть поставщику. Иногда в договоре предусмотрен возврат просрочки: например, если вы получили товар от поставщика не в срок и попросту не успеваете его продать до истечения срока годности.
Искать пункт о возврате товаров поставщику следует в договоре о поставке в разделе «Ответственность сторон».
Перепродать на корм для животных. Например, так можно поступить с просроченными крупами, мукой, зерновыми хлопьями, бобовыми, хлебом, мясом, молоком, овощами и фруктами.
Просроченные продукты, отданные на корм животным, должны пройти ветеринарный контроль, подтверждающий их безопасность. После этого их сдают на животноводческие фермы в натуральном виде или превращают в комбикорм.
Можно, конечно, заставить кассиров смотреть сроки годности всех продуктов перед продажей. Но тогда процесс обслуживания каждого покупателя будет более долгим. К тому же кассир может пропустить просрочку из-за усталости или невнимательности.
Есть более простой способ — подключить сервис «Маркировка» от Эвотора. Приложение будет проверять срок годности маркированной продукции прямо во время сканирования кодов маркировки. Так кассир не продаст товар с истёкшим сроком годности даже случайно. И вы не попадёте на штраф.
Пока «Маркировка» умеет проверять срок годности только для молочки, но скоро эта опция будет доступна и для других товаров.
Как «Маркировка» на Эвоторе поможет вам избежать штрафов:
И всё! Теперь, если продавец отсканирует код маркировки на товаре, сервис проверит срок годности. И если срок годности истёк, не даст добавить товар в чек.
Проверка просрочки занимает всего 0,4 секунды — скорость обслуживания не изменится.
Также предприниматели могут настроить сервис так, чтобы он уведомлял кассира о том, что срок годности товара скоро истечёт. Так, когда кассир будет сканировать код маркировки продукта, срок годности которого заканчивается через день, три или пять дней — срок можно выбрать в настройках, — сервис предупредит кассира, что товар скоро испортится.
Отследить просрочку — лишь часть возможностей «Маркировки» от Эвотора. Сервис поможет по закону торговать маркированными товарами: принимать электронные накладные, своевременно передавать данные в «Честный знак» и многое другое.
На правах рекламы ООО “Эвотор” 2RanykexCF2
Если покупатель купил просрочку, но не хочет ничего раздувать, а просто пришёл и показал вам на нарушение, есть два варианта: обменять товар на такой же или похожий или вернуть деньги (ст. 18 закона «О защите прав потребителей» и ст. 503 ГК).
Отказать потребителю нельзя, даже если утерян чек, нарушена целостность упаковки или товар частично употреблён. Вернуть деньги или обменять покупку можно по устной просьбе, требовать заявление не обязательно. Но если нужен какой-то документ, можно попросить написать заявление.
Что в нём должно быть:
Шаблон заявления, заполнив который, покупатель сможет вернуть деньги за просроченный товар
Шаблон заявления, заполнив который, покупатель сможет вернуть деньги за просроченный товар
Если покупатель просит копию, попросите его написать два заявления, поставьте на втором отметку о приёме и верните покупателю.
Если вы ведёте учёт товаров, важно списать просрочку — так у вас на точке будут актуальные данные по остаткам и вы сможете вовремя закупить новую партию товаров. А если вы торгуете маркированными товарами или алкоголем, вам нужно сообщать о списании товаров в госсистемы «Честный знак» и/или «ЕГАИС».
Как правило, в магазине должна быть инструкция по проведению процедуры списания. В ней обычно пишут, что нужно сделать, какие документы заполнить и кто этим должен заниматься. А ещё указывают сроки и порядок утилизации просрочки.
Обычно оформляются приказ и акт списания.
Что должно быть в приказе:
Акт — двусторонний документ, который составляют в трёх экземплярах: для бухгалтера, списывающего отдела и материально ответственного лица.
На лицевой странице акта указывают:
На обратной стороне прописывают:
Пример обратной стороны акта списания
Если сумма списания значительная, компания вправе провести стороннюю экспертизу, которая позволит уменьшить уплачиваемый налог на прибыль. Для этого понадобится предоставить обоснование списания и внутренние документы — приказ и акт.
Бывает и такое, что срок годности на упаковке нормальный, но сам продукт оказывается испорченным. Скорее всего, кто-то нарушил условия хранения, транспортировки или производства.
Необязательно виноват магазин, но именно он отвечает перед покупателем. Нельзя отказаться обменивать товар или возвращать деньги только потому, что срок годности ещё не истёк. Если магазин откажет в возмещении средств, то потребитель может обратиться с иском в суд — который покупатель, скорее всего, выиграет.
Пересмотрите объёмы закупок. Да, это звучит банально, но если определённые позиции регулярно остаются нераспроданными в течение срока годности, то стоит меньше их закупать.
Быстро планировать закупки поможет сервис «Управление ассортиментом» от «Эвотора». Вы легко поймёте, какие товары нужно убрать, а какие добавить, чтобы повысить эффективность продаж.
На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2RanymkiLKi
Пользуйтесь сервисами по выявлению просрочки. Например, сервисом «Маркировка» на кассе «Эвотор». Сервис позволяет отслеживать просроченную продукцию при сканировании на кассе. Это самый надёжный вариант не допустить попадания просроченных товаров в руки покупателя — потому что исключается человеческий фактор при продаже продукции. Если товар будет просрочен, «Маркировка» просто не даст его продать.
Пока эта опция доступна только для молочки, но скоро распространится и на другие товары.
Назначьте ответственного. Пусть продавец или мерчандайзер регулярно проверяет срок годности товаров на полках. Установите частоту проверок — в зависимости от типа товаров, которые вы продаёте — и ответственное за проверки лицо. Пропишите обязанности по проверкам в должностной инструкции. Регулярно проверяйте, как соблюдаются предписания: имеет смысл самим проверять, нет ли на полках просрочки — чтобы убедиться, что сотрудники выполняют инструкции.
Не конфликтуйте. Если покупатель нашёл просрочку, сразу же предложите поменять товар или вернуть деньги. Просто потому что.
Избежать штрафов за просрочку поможет «Маркировка» от Эвотора. Сервис предупреждает о том, что срок годности товаров подходит к концу, а также не допускает продажи уже просроченных продуктов. Кроме того «Маркировка» принимает электронные накладные и передаёт данные в «Честный знак».
На правах рекламы ООО “Эвотор” 2RanyoAFepg
На правах рекламы ООО “Эвотор” 2Ranyo1JN64
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Из книги отзывов предприниматель может узнать, какие сотрудники грубят клиентам, а какие отлично работают. Рассказываем, как оформить и использовать книгу отзывов для развития бизнеса.
Часто мошенники звонят, пугают проверками Роспотребнадзора и предлагают купить стенд для уголка потребителя. Мы разобрались, какой должен быть уголок потребителя и нужен ли он вообще.
Мы узнали, как проходит проверка Роспотребнадзора, какие документы нужно подготовить, на что вы имеете право и как обжаловать результаты.
До 30 июня 2020 года каждый работодатель должен рассказать сотрудникам о новых правилах ведения трудовых книжек. А с 1 января 2021 года новые правила начнут работать. Мы разобрались, что нужно сделать уже сейчас.
Предпринимателя могут оштрафовать на 10 000 ₽, если он вовремя не заполнит анкету для Росстата. В 2020 году её заполняют не все, а только те, кто попал в выборку. Разобрались, кому нужно отчитаться перед Росстатом, и как это сделать.
Владельцы магазинов неправильно оформляют ценники, а цены на них не совпадают с ценами на чеках. Рассказываем, как оформить ценники, чтобы у Роспотребнадзора не возникло вопросов.
Что скажете?