- Очернять конкурентов
- Обманывать покупателей
- Использовать неэтичные образы и оскорбления
- Скрывать от покупателей информацию о товаре
- Указывать цену только в иностранной валюте
- Побуждать к непристойным поступкам и преступлениям
- Создавать опасную ситуацию на дороге
- Использовать иностранные слова без перевода
- Утверждать, что госорганы одобряют товар или услугу
- Показывать курение и пьянство
- Использовать образы врачей и фармацевтов
- Говорить о том, что товар или услуга лечат
- Рекламировать информационную продукцию без возрастной маркировки
- Размещать рядом с детьми рекламу, которую им показывать нельзя
- Предлагать смотать счётчики на коммуналку
- Кого накажут за незаконную рекламу
- Что грозит нарушителям
- Памятка
Чего нельзя делать в рекламе, чтобы не попасть на штраф
Каждый год сотни бизнесменов попадают в суд за неудачную рекламу: в 2021 году предпринимателей оштрафовали на 137 100 000 ₽. За оголённую ногу на рекламном баннере, слово «лучший» в рекламном слогане или очернение покупателей и конкурентов можно получить штраф. Вот какие табу прописаны в законе о рекламе.
Избегайте недобросовестной рекламы, которая вводит потребителей в заблуждение или кого-то очерняет, в том числе конкурентов.
Не используйте некорректные сравнения с товарами конкурентов. Если используете превосходную или сравнительную степень, обязательно подтверждайте её фактами и цифрами. Слова «первый», «лучший», «номер один» — только со ссылкой на рейтинги, исследования.
Следите, чтобы реклама не порочила ничьи честь, достоинство или деловую репутацию.
В рекламном ролике презервативов «Дюрекс» сказали, что практически каждый второй россиянин был заражён половой инфекцией. Эту информацию ничем не подтвердили. На компанию завели административное дело.
Источник: ФАС
Не пытайтесь скрыто, под видом другого товара, рекламировать то, что нельзя рекламировать данным способом, в данном месте или в данное время.
Фирма «Лариса-Сити» под видом рекламы безалкогольного напитка «Амстел» фактически распространяла рекламу алкогольного пива «Амстел». Её оштрафовали на 100 000 ₽.
Источник: ФАС
Ищите законные способы рекламы
Программа лояльности «ЭвоБонус» поможет сделать из разовых покупателей постоянных — и для этого даже не придётся нарушать закон. Настраивайте скидки и акции, собирайте базу контактов и рассылайте уведомления о спецпредложениях.
На правах рекламы ООО "СМАРТ СОФТ ТЕХНОЛОДЖИ" 2RanynNXppY
Избегайте недостоверной рекламы. Не обманывайте покупателя, говоря о свойствах, качествах и функциях товара, об условиях доставки, обмена, ремонта.
Компания «Силовая техника Урала» выдавала себя за лицензированного дистрибьютора немецкого оборудования. Реальный дистрибьютор MTU Friedrichshafen GmbH обратился в Антимонопольную службу. Компанию «Силовая техника Урала» заставили убрать недостоверную рекламу из Гугла и завели на неё дело.
Источник: ФАС
Не используйте в рекламе ругательства, непристойные и оскорбительные образы. Не высмеивайте государственные и религиозные символы, объекты культурного наследия, пол, расу, национальность, профессию и другие признаки человека.
Сеть «Бургер Кинг» регулярно использует в рекламе образы на грани этики. Например, экспертный совет ФАС не нашёл нарушений в слогане «Смотри не обострись!», потому что он сопровождался изображением продуктов питания. А вот рекламная кампания со слоганом «ЕдАЛ ТАКОЕ?» для «Бургер Кинга» закончилась судом.
Источник: ФАС
Уральская компания «Екатеринбург-2000» предлагает услуги мобильной связи под брендом «Мотив». Она использовала в рекламе женское тело для привлечения внимания — ярко-оранжевая футболка с глубоким вырезом и надписью «Смартфон 4G 4999 руб.» на груди. Рекламу признали неэтичной.
Источник: УФАС Свердловской области
Обязательно указывайте в рекламе существенную информацию о товаре, условия покупки или использования, если без них искажается суть товара. Существенная информация — это то, что может обмануть ожидания потребителя, сформированные рекламой.
В Кирове организация «Кадастр-43» рекламировала услуги по межеванию земельных участков. Межевание — это уточнение границ участка. В рекламе компания пугала владельцев земли: с 1 января 2018 года они не смогут пользоваться неразмежёванным участком. В рекламе не сказано, что пока таких правил нет — чиновники только планируют их установить. Умолчание информации, которое искажает суть услуги, закончилось для компании «Кадастр-43» административным делом и предупреждением.
Источник: ФАС
Закон не запрещает указывать цены в иностранных валютах. Главное — сказать, сколько товар стоит в рублях. Дополнительно можно указать цену в долларах, евро, тенге, юанях или любой другой валюте.
Кировские рекламодатели разместили в газете объявление турагентства «Вездеход». Местным жителям предлагали посетить Польшу во время матчей Чемпионата Европы по футболу. Стоимость туров указали в евро. Против рекламодателя возбудили административное дело.
Источник: ФАС
Избегайте в рекламе посылов, которые формируют неправильное поведение. Следите, чтобы реклама:
- не подталкивала к преступлению;
- не побуждала к насилию и жестокости;
- не содержала порнографию;
- не осуждала тех, кто не пользуется товарами из рекламы, и не заставляла относиться к ним плохо.
В 2015 году компания «Тойота Мотор» выпустила рекламу, где внедорожник Toyota Land Cruiser Prado нарушал правила дорожного движения — ехал по тротуару. После просмотра ролика могло сложиться впечатление, что езда по тротуару — это нормально и Тойота призывает нарушать правила. Компанию оштрафовали на 100 000 ₽.
Источник: ФАС
Если используете в рекламе иностранные слова или выражения, обязательно дайте сноску с переводом: sale и discount — это распродажа и скидки.
Астраханский магазин «House» использовал в рекламе фразу «FINAL SALE» без сноски с переводом. На владельцев магазина завели административное дело.
Источник: ФАС
Для тех, кто с Эвотором
Рассказать о новой акции или скидках можно не только через рекламу на стене — сервис «ЭвоБонус» справится с этим лучше. Собирайте базу контактов, начисляйте клиентам бонусы и сообщайте о спецпредложениях с помощью пуш-уведомления. От 0 ₽ в месяц!
На правах рекламы ООО "СМАРТ СОФТ ТЕХНОЛОДЖИ" 2RanynojccQ
Не пытайтесь вызвать доверие потребителей рассказами о том, что товар или услугу одобряют органы государственной власти, местного самоуправления или отдельные чиновники.
В Волгоградской области местный застройщик использовал в рекламе жилого комплекса в журнале положительный отзыв главы администрации района. Всё оформлено в едином стиле и воспринимается как единый рекламно-информационный материал. Областной суд назначил штраф 150 000 ₽, апелляция в арбитражный суд снизила штраф до 100 000 ₽.
Источник: решение суда
Не используйте в рекламе сюжеты, где герой курит сигареты, кальяны, вейпы или пьёт алкогольные напитки. Даже если это антипропаганда, которая побуждает бросить вредную привычку.
Образы врачей и фармацевтов можно использовать в рекламе, только если вы рекламируете:
- медицинские услуги — услуги стоматолога, окулиста, травматолога;
- средства личной гигиены — зубные пасты и порошки, женские прокладки;
- товары для медиков — газеты и журналы о медицине, продукцию для выставок, семинаров, конференций о медицине.
Если вы рекламируете что-то другое, не используйте образы медиков. Нельзя одеть актёров в белые халаты и ссылаться на мнение окулистов или утверждать, что какой-то врач из клиники Рошаля рекомендует вашу аптеку.
Говорить о лечебных свойствах товара или услуги можно, только если вы рекламируете:
- лекарства;
- медицинские изделия и медицинскую технику;
- медицинские услуги — методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.
Если вы продаёте что-то другое или не провели клинические испытания продукта и не зарегистрировали его как лекарственное средство, не заявляйте про его лечебные свойства.
В рекламе препарата «Антиканцер» компании «Школа Вашего Здоровья» было сказано, что препарат обладает лечебными свойствами и может применяться в медицинских целях. Компания обращала внимание на то, что это не биологически активная добавка к пище, а лечебно-профилактический продукт. Но в реальности продукт не прошёл процедуру госрегистрации лекарственного средства. Компанию оштрафовали на 200 000 ₽.
Источник: ФАС
Избегайте рекламы без возрастной маркировки информационной продукции:
- книг, брошюр, альбомов, плакатов, буклетов и открыток;
- компьютерных программ, баз данных и мобильных приложений;
- материалов, которые раздают на зрелищных мероприятиях — квестах, фестивалях, спектаклях, концертах.
Если рекламируете печатную продукцию, мобильные приложения или организуете квесты, фестивали, спектакли, в рекламе нужно указать ограничение по возрасту.
Иван организовывал хоррор-квесты в Новосибирске. Пришла прокуратура с проверкой. Оказалось, что взрослые игры с изображениями смерти и насилием проходят одиннадцатилетние. Недовольная прокуратура передаёт дело в суд.
Читайте про возрастную маркировку в статье «Кошмар на улице Блюхера: прокуратура против организатора квестов».
Не размещайте рекламу с запрещённой для детей информацией ближе чем в 100 метрах от территории детских садов, школ, детских клубов, театров, санаториев, спортивных и медицинских организаций. Считайте расстояние по прямой от места, где хотите разместить рекламу, до забора, а не входа в здание.
Вот какую информацию нельзя показывать детям:
- подталкивает делать то, что угрожает жизни и здоровью детей или других людей;
- подталкивает пить алкоголь, принимать наркотики, курить, участвовать в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничать или попрошайничать;
- оправдывает насилие и жестокость или подталкивает жестоко относиться к людям или животным;
- отрицает семейные ценности, пропагандирует нетрадиционные сексуальные отношения;
- формирует неуважение к родителям и другим членам семьи;
- оправдывает преступления — позитивно описывает преступления и преступников, криминальные ценности и обычаи, атрибутику или символику преступной среды, криминальный жаргон;
- содержит нецензурную брань;
- содержит порнографию;
- призывает к педофилии, смене пола.
Предлагать смотать счётчики на коммуналку
С 2021 года в рекламе новый запрет: нельзя говорить, что устройство может быть использовано для искажения показаний счётчиков газа, света и отопления. Антимонопольщики пояснили, что неважно, о каких счётчиках идёт речь в рекламе — квартирных, общедомовых или офисных.
Запрещено рекламировать не само устройство, а его функцию — вмешательство в работу счётчиков. К примеру, реклама магнита — норм, а довольный мужчина с магнитом в руке на фоне электросчётчика — уже нет.
Про устройства для мухлежа со счётчиками — п. 7 ч. 5 ст. 5 закона о рекламе.
За незаконную рекламу отвечают все, кто с ней связан: заказчик, создатель и распространитель.
Нарушение | Владелец: заказывает баннер для рекламы своего бизнеса | Создатель: готовит иллюстрацию и печатает баннер | Распространитель: размещает баннер на заборе |
---|---|---|---|
Очернение конкурентов | ✔ | ✔ | ✘ |
Обман покупателей | ✔ | ✔ | ✘ |
Использование неэтичных образов и оскорблений | ✔ | ✔ | ✘ |
Сокрытие информации о товаре | ✔ | ✔ | ✘ |
Указание цены только в иностранной валюте | ✔ | ✔ | ✘ |
Побуждение к непристойным поступкам и преступлениям | ✔ | ✔ | ✘ |
Создание опасной ситуации на дороге | ✘ | ✔ | ✔ |
Использование иностранных слов без перевода | ✔ | ✔ | ✘ |
Заявление о том, что госорганы одобряют товар или услугу | ✔ | ✔ | ✘ |
Показ курения или пьянства | ✔ | ✔ | ✘ |
Незаконное использование образов врачей и фармацевтов | ✔ | ✔ | ✘ |
Необоснованное заявление о том, что товар или услуга лечит | ✔ | ✔ | ✔ |
Реклама информационной продукции без возрастной маркировки | ✘ | ✔ | ✔ |
Размещение запрещённой для детей рекламы ближе, чем в 100 метрах от них | ✘ | ✔ | ✔ |
Нарушение | Должностное лицо | Индивидуальный предприниматель | Юридическое лицо | Статья |
---|---|---|---|---|
Любое нарушение закона о рекламе | 4000 ₽ – 20 000 ₽ | 4000 ₽ – 20 000 ₽ | 100 000 ₽ – 500 000 ₽ | Ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ |
Показ табачных изделий или процесса курения на взрослом концерте, спектакле или в кино | 20 000 ₽ – 40 000 ₽ | 20 000 ₽ – 40 000 ₽ | 100 000 ₽ – 170 000 ₽ | Ч. 2 ст. 14.3.1 КоАП РФ |
Показ табачных изделий или процесса курения на детском концерте, спектакле или в кино | 20 000 ₽ – 50 000 ₽ | 20 000 ₽ – 50 000 ₽ | 100 000 ₽ – 200 000 ₽ | Ч. 3 ст. 14.3.1 КоАП РФ |
Памятка
Чтобы не получить штраф, в рекламе своих товаров и услуг:
- не очерняйте конкурентов.
- не обманывайте покупателей.
- не используйте неэтичные образы и оскорбления.
- не скрывайте информацию о товаре от покупателей.
- указывайте цену в рублях.
- не побуждайте к непристойным поступкам и преступлениям.
- не создавайте опасную ситуацию на дороге.
- не используйте иностранные слова без перевода.
- не заявляйте, что госорганы одобряют товар или услугу.
- не показывайте курение и пьянство.
- не используйте образы врачей и фармацевтов.
- не указывайте на лечебные свойства товара, за исключением лекарственных средств, медицинских услуг и медицинских изделий.
- не рекламируйте информационную продукцию без возрастной маркировки.
- не размещайте рядом с детьми рекламу, которую им показывать нельзя.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных