Очернять конкурентов

Избегайте недобросовестной рекламы, которая вводит потребителей в заблуждение или кого-то очерняет, в том числе конкурентов.

Не используйте некорректные сравнения с товарами конкурентов. Если используете превосходную или сравнительную степень, обязательно подтверждайте её фактами и цифрами. Слова «первый», «лучший», «номер один» — только со ссылкой на рейтинги, исследования.

Следите, чтобы реклама не порочила ничьи честь, достоинство или деловую репутацию.

В рекламном ролике презервативов «Дюрекс» сказали, что практически каждый второй россиянин был заражён половой инфекцией. Эту информацию ничем не подтвердили. На компанию завели административное дело.

Источник: ФАС

Не пытайтесь скрыто, под видом другого товара, рекламировать то, что нельзя рекламировать данным способом, в данном месте или в данное время.

Фирма «Лариса-Сити» под видом рекламы безалкогольного напитка «Амстел» фактически распространяла рекламу алкогольного пива «Амстел». Её оштрафовали на 100 000 ₽.

Источник: ФАС

Ищите законные способы рекламы

Программа лояльности «ЭвоБонус» поможет сделать из разовых покупателей постоянных — и для этого даже не придётся нарушать закон. Настраивайте скидки и акции, собирайте базу контактов и рассылайте уведомления о спецпредложениях.

Подробнее о сервисе

На правах рекламы ООО "СМАРТ СОФТ ТЕХНОЛОДЖИ" 2RanynNXppY

Обманывать покупателей

Избегайте недостоверной рекламы. Не обманывайте покупателя, говоря о свойствах, качествах и функциях товара, об условиях доставки, обмена, ремонта.

Компания «Силовая техника Урала» выдавала себя за лицензированного дистрибьютора немецкого оборудования. Реальный дистрибьютор MTU Friedrichshafen GmbH обратился в Антимонопольную службу. Компанию «Силовая техника Урала» заставили убрать недостоверную рекламу из Гугла и завели на неё дело.

Источник: ФАС

Использовать неэтичные образы и оскорбления

Не используйте в рекламе ругательства, непристойные и оскорбительные образы. Не высмеивайте государственные и религиозные символы, объекты культурного наследия, пол, расу, национальность, профессию и другие признаки человека.

Сеть «Бургер Кинг» регулярно использует в рекламе образы на грани этики. Например, экспертный совет ФАС не нашёл нарушений в слогане «Смотри не обострись!», потому что он сопровождался изображением продуктов питания. А вот рекламная кампания со слоганом «ЕдАЛ ТАКОЕ?» для «Бургер Кинга» закончилась судом.

Источник: ФАС

Уральская компания «Екатеринбург-2000» предлагает услуги мобильной связи под брендом «Мотив». Она использовала в рекламе женское тело для привлечения внимания — ярко-оранжевая футболка с глубоким вырезом и надписью «Смартфон 4G 4999 руб.» на груди. Рекламу признали неэтичной.

Источник: УФАС Свердловской области

Скрывать от покупателей информацию о товаре

Обязательно указывайте в рекламе существенную информацию о товаре, условия покупки или использования, если без них искажается суть товара. Существенная информация — это то, что может обмануть ожидания потребителя, сформированные рекламой.

В Кирове организация «Кадастр-43» рекламировала услуги по межеванию земельных участков. Межевание — это уточнение границ участка. В рекламе компания пугала владельцев земли: с 1 января 2018 года они не смогут пользоваться неразмежёванным участком. В рекламе не сказано, что пока таких правил нет — чиновники только планируют их установить. Умолчание информации, которое искажает суть услуги, закончилось для компании «Кадастр-43» административным делом и предупреждением.

Источник: ФАС

Указывать цену только в иностранной валюте

Закон не запрещает указывать цены в иностранных валютах. Главное — сказать, сколько товар стоит в рублях. Дополнительно можно указать цену в долларах, евро, тенге, юанях или любой другой валюте.

Кировские рекламодатели разместили в газете объявление турагентства «Вездеход». Местным жителям предлагали посетить Польшу во время матчей Чемпионата Европы по футболу. Стоимость туров указали в евро. Против рекламодателя возбудили административное дело.

Источник: ФАС

Побуждать к непристойным поступкам и преступлениям

Избегайте в рекламе посылов, которые формируют неправильное поведение. Следите, чтобы реклама:

  • не подталкивала к преступлению;
  • не побуждала к насилию и жестокости;
  • не содержала порнографию;
  • не осуждала тех, кто не пользуется товарами из рекламы, и не заставляла относиться к ним плохо.

Создавать опасную ситуацию на дороге

Следите, чтобы реклама не была похожа на дорожные знаки, не подталкивала нарушать правила дорожного движения, не отвлекала и не сбивала с толку водителей.

В 2015 году компания «Тойота Мотор» выпустила рекламу, где внедорожник Toyota Land Cruiser Prado нарушал правила дорожного движения — ехал по тротуару. После просмотра ролика могло сложиться впечатление, что езда по тротуару — это нормально и Тойота призывает нарушать правила. Компанию оштрафовали на 100 000 ₽.

Источник: ФАС

Использовать иностранные слова без перевода

Если используете в рекламе иностранные слова или выражения, обязательно дайте сноску с переводом: sale и discount — это распродажа и скидки.

Астраханский магазин «House» использовал в рекламе фразу «FINAL SALE» без сноски с переводом. На владельцев магазина завели административное дело.

Источник: ФАС

Для тех, кто с Эвотором

Рассказать о новой акции или скидках можно не только через рекламу на стене — сервис «ЭвоБонус» справится с этим лучше. Собирайте базу контактов, начисляйте клиентам бонусы и сообщайте о спецпредложениях с помощью пуш-уведомления. От 0 ₽ в месяц!

На правах рекламы ООО "СМАРТ СОФТ ТЕХНОЛОДЖИ" 2RanynojccQ

Утверждать, что госорганы одобряют товар или услугу

Не пытайтесь вызвать доверие потребителей рассказами о том, что товар или услугу одобряют органы государственной власти, местного самоуправления или отдельные чиновники.

В Волгоградской области местный застройщик использовал в рекламе жилого комплекса в журнале положительный отзыв главы администрации района. Всё оформлено в едином стиле и воспринимается как единый рекламно-информационный материал. Областной суд назначил штраф 150 000 ₽, апелляция в арбитражный суд снизила штраф до 100 000 ₽.

Источник: решение суда

Показывать курение и пьянство

Не используйте в рекламе сюжеты, где герой курит сигареты, кальяны, вейпы или пьёт алкогольные напитки. Даже если это антипропаганда, которая побуждает бросить вредную привычку.

Использовать образы врачей и фармацевтов

Образы врачей и фармацевтов можно использовать в рекламе, только если вы рекламируете:

  • медицинские услуги — услуги стоматолога, окулиста, травматолога;
  • средства личной гигиены — зубные пасты и порошки, женские прокладки;
  • товары для медиков — газеты и журналы о медицине, продукцию для выставок, семинаров, конференций о медицине.

Если вы рекламируете что-то другое, не используйте образы медиков. Нельзя одеть актёров в белые халаты и ссылаться на мнение окулистов или утверждать, что какой-то врач из клиники Рошаля рекомендует вашу аптеку.

Говорить о том, что товар или услуга лечат

Говорить о лечебных свойствах товара или услуги можно, только если вы рекламируете:

  • лекарства;
  • медицинские изделия и медицинскую технику;
  • медицинские услуги — методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.

Если вы продаёте что-то другое или не провели клинические испытания продукта и не зарегистрировали его как лекарственное средство, не заявляйте про его лечебные свойства.

В рекламе препарата «Антиканцер» компании «Школа Вашего Здоровья» было сказано, что препарат обладает лечебными свойствами и может применяться в медицинских целях. Компания обращала внимание на то, что это не биологически активная добавка к пище, а лечебно-профилактический продукт. Но в реальности продукт не прошёл процедуру госрегистрации лекарственного средства. Компанию оштрафовали на 200 000 ₽.

Источник: ФАС

Рекламировать информационную продукцию без возрастной маркировки

Избегайте рекламы без возрастной маркировки информационной продукции:

  • книг, брошюр, альбомов, плакатов, буклетов и открыток;
  • компьютерных программ, баз данных и мобильных приложений;
  • материалов, которые раздают на зрелищных мероприятиях — квестах, фестивалях, спектаклях, концертах.

Если рекламируете печатную продукцию, мобильные приложения или организуете квесты, фестивали, спектакли, в рекламе нужно указать ограничение по возрасту.

Иван организовывал хоррор-квесты в Новосибирске. Пришла прокуратура с проверкой. Оказалось, что взрослые игры с изображениями смерти и насилием проходят одиннадцатилетние. Недовольная прокуратура передаёт дело в суд.

Читайте про возрастную маркировку в статье «Кошмар на улице Блюхера: прокуратура против организатора квестов».

Размещать рядом с детьми рекламу, которую им показывать нельзя

Не размещайте рекламу с запрещённой для детей информацией ближе чем в 100 метрах от территории детских садов, школ, детских клубов, театров, санаториев, спортивных и медицинских организаций. Считайте расстояние по прямой от места, где хотите разместить рекламу, до забора, а не входа в здание.

Вот какую информацию нельзя показывать детям:

  • подталкивает делать то, что угрожает жизни и здоровью детей или других людей;
  • подталкивает пить алкоголь, принимать наркотики, курить, участвовать в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничать или попрошайничать;
  • оправдывает насилие и жестокость или подталкивает жестоко относиться к людям или животным;
  • отрицает семейные ценности, пропагандирует нетрадиционные сексуальные отношения;
  • формирует неуважение к родителям и другим членам семьи;
  • оправдывает преступления — позитивно описывает преступления и преступников, криминальные ценности и обычаи, атрибутику или символику преступной среды, криминальный жаргон;
  • содержит нецензурную брань;
  • содержит порнографию;
  • призывает к педофилии, смене пола.

Предлагать смотать счётчики на коммуналку

С 2021 года в рекламе новый запрет: нельзя говорить, что устройство может быть использовано для искажения показаний счётчиков газа, света и отопления. Антимонопольщики пояснили, что неважно, о каких счётчиках идёт речь в рекламе — квартирных, общедомовых или офисных. 

Запрещено рекламировать не само устройство, а его функцию — вмешательство в работу счётчиков. К примеру, реклама магнита — норм, а довольный мужчина с магнитом в руке на фоне электросчётчика — уже нет.

Про устройства для мухлежа со счётчиками — п. 7 ч. 5 ст. 5 закона о рекламе.

Кого накажут за незаконную рекламу

За незаконную рекламу отвечают все, кто с ней связан: заказчик, создатель и распространитель.

Нарушение Владелец: заказывает баннер для рекламы своего бизнеса Создатель: готовит иллюстрацию и печатает баннер Распространитель: размещает баннер на заборе
Очернение конкурентов
Обман покупателей
Использование неэтичных образов и оскорблений
Сокрытие информации о товаре
Указание цены только в иностранной валюте
Побуждение к непристойным поступкам и преступлениям
Создание опасной ситуации на дороге
Использование иностранных слов без перевода
Заявление о том, что госорганы одобряют товар или услугу
Показ курения или пьянства
Незаконное использование образов врачей и фармацевтов
Необоснованное заявление о том, что товар или услуга лечит
Реклама информационной продукции без возрастной маркировки
Размещение запрещённой для детей рекламы ближе, чем в 100 метрах от них

Что грозит нарушителям

Нарушение Должностное лицо Индивидуальный предприниматель Юридическое лицо Статья
Любое нарушение закона о рекламе 4000 ₽ – 20 000 ₽ 4000 ₽ – 20 000 ₽ 100 000 ₽ – 500 000 ₽ Ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ
Показ табачных изделий или процесса курения на взрослом концерте, спектакле или в кино 20 000 ₽ – 40 000 ₽ 20 000 ₽ – 40 000 ₽ 100 000 ₽ – 170 000 ₽ Ч. 2 ст. 14.3.1 КоАП РФ
Показ табачных изделий или процесса курения на детском концерте, спектакле или в кино 20 000 ₽ – 50 000 ₽ 20 000 ₽ – 50 000 ₽ 100 000 ₽ – 200 000 ₽ Ч. 3 ст. 14.3.1 КоАП РФ

Памятка

Чтобы не получить штраф, в рекламе своих товаров и услуг:

  • не очерняйте конкурентов.
  • не обманывайте покупателей.
  • не используйте неэтичные образы и оскорбления.
  • не скрывайте информацию о товаре от покупателей.
  • указывайте цену в рублях.
  • не побуждайте к непристойным поступкам и преступлениям.
  • не создавайте опасную ситуацию на дороге.
  • не используйте иностранные слова без перевода.
  • не заявляйте, что госорганы одобряют товар или услугу.
  • не показывайте курение и пьянство.
  • не используйте образы врачей и фармацевтов.
  • не указывайте на лечебные свойства товара, за исключением лекарственных средств, медицинских услуг и медицинских изделий.
  • не рекламируйте информационную продукцию без возрастной маркировки.
  • не размещайте рядом с детьми рекламу, которую им показывать нельзя.