Больше полезных статей на любые бизнес-темы вы найдёте в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Разбираемся в законах о конкурсах

По закону конкурсы и акции среди тех, кто уже купил товар, называются стимулирующими — их проводят ради повышения продаж и узнаваемости производителя. Понятие стимулирующего конкурса закреплено в статье 9 закона о рекламе.

В таких акциях подарки разыгрывают между клиентами, которые купили определённый товар. Например, если клиент покупает микроволновку одной фирмы, он участвует в розыгрыше телевизора другой фирмы. Если по условиям акции все участники, которые что-то купили, получают одинаковые подарки, это не стимулирующая акция (письмо антимонопольной службы от 02.12.2011 № АК/44977). 

Поскольку законодательство РФ не содержит исчерпывающих правовых норм в отношении стимулирующих конкурсов, к ним предъявляются общие требования:

  • Организатором конкурса может быть как физическое лицо, так и компания/ИП.
  • Условия, правила, критерии оценки, сроки, награда и другая информация отражаются в публичном объявлении о конкурсе, которое находится в свободном доступе весь период его проведения.
  • Чтобы провести конкурс для покупателей, не нужны ни разрешение госорганов, ни регистрация мероприятия.
  • Соблюдение правил и условий участниками и организаторами обязательно. 

Планируя, как лучше провести конкурс, обязательно учитывайте положения закона о рекламе, а также Налогового кодекса — важно при вручении выигрыша победителю. Об этом подробнее расскажем далее.

Давайте знакомиться?

Какие конкурсы бывают

Стимулирующие конкурсы предлагают потенциальному покупателю бонус, тем самым мотивируя на покупку. Они прогревают аудиторию, побуждают к действию, если потребитель сомневается или давно планировал покупку, но откладывал по каким-либо причинам. А ещё позволяют увеличить средний чек: например, при покупке двух матрасов покупатель получает возможность участвовать в розыгрыше двух одеял.

Виды стимулирующих конкурсов:

  • Публичные обещания. 

Организатор обещает покупателю награду за какое-либо действие. Например, если тот приведёт друга — расскажет о купленном товаре знакомым и мотивирует их на покупку. Часто акции такого вида проводятся в супермаркетах «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Магнит» и других. Для участия в розыгрыше приза нужно купить определённый продукт и зарегистрировать чек на сайте акции.

  • Публичные конкурсы. 

Предполагают соревнование. Тот, кто лучше всех справится с задачами, получает приз. Такие конкурсы часто используют магазины бытовой техники и электроники. Например, покупатель компьютера становится участником конкурса, в котором можно выиграть смартфон. Задания могут быть самыми разными: снять лучший обзор на ПК, оставить о нём лучший комментарий, угадать цену разыгрываемого телефона и так далее.

  • Лотереи. 

Такой конкурс на платной основе может проводить только государство, его реализация может грозить компании штрафами. Популярные в соцсетях механики, когда победителя выбирают с помощью генератора случайных чисел, вполне могут быть признаны лотереей.

Кроме того, конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. 

В первом случае принять участие могут все желающие: информация об акции распространяется в публичных источниках. Такие конкурсы встречаются чаще всего, ставят целью существенно увеличить продажи конкретного товара, расширить клиентскую базу, сделать бренд узнаваемым.

Закрытые розыгрыши предлагают определённому кругу лиц, например участникам сообщества в соцсети, постоянным клиентам. Они преследуют разные цели: повышение лояльности уже существующих клиентов, расширение базы подписчиков, их конвертацию в покупателей, привлечение новых клиентов, рост продаж определённой группы товаров и так далее.

А сделать из новых клиентов постоянных поможет программа лояльности «ЭвоБонус».

Регистрируйте покупателей, начисляйте бонусы за покупки, рассылайте важную информацию о скидках и акциях по базе контактов, просматривайте аналитику по клиентам в личном кабинете.

На правах рекламы ООО "СМАРТ СОФТ ТЕХНОЛОДЖИ" 2RanymUVqha

Этапы проведения розыгрыша для покупателей

Любой розыгрыш должен начинаться с изучения рынка, потребителя, разработки маркетинговой стратегии. 

Чтобы бизнесу провести конкурс с максимальной отдачей, нужно учесть много факторов: специфику товара, особенности целевой аудитории, себестоимость товаров, отобранных для конкурса, финансовые возможности организации.

Например, призы должны представлять достаточную ценность для потребителей, вызывать желание участвовать в розыгрыше. Но при этом их стоимость в рамках конкурса не должна вгонять компанию в минус. Возможно, будет выгоднее использовать в качестве приза товары от партнёра.

При планировании убедитесь, что стимулирующее мероприятие не нарушает закон и не несёт потенциальных угроз компании. Рассмотрим поэтапно, на что обращать внимание при разработке и запуске конкурса.

Шаг 1. Убедитесь, что в конкурсе нет признаков лотереи

Один из главных рисков с конкурсами и рекламными акциями — случайно или намеренно провести розыгрыш среди покупателей с признаками лотереи. По закону их может проводить только государство (п. 6 ст. 2 закона о лотереях). 

Чтобы не нарваться на проблемы с госорганами, недостаточно убрать из правил конкурса слово «лотерея». Вот чего нельзя делать:

Не продавайте билеты. Условием для участия в розыгрыше можно делать покупку конкретного товара, нельзя продавать участникам билеты.

Сами оплачивайте подарки. Нельзя формировать призовой фонд за счёт участников, например из выручки от продажи билетов. Все подарки для победителей покупает организатор конкурса или спонсоры.

Не используйте лототрон. Не используйте для розыгрыша призов специальное лотерейное оборудование наподобие лототрона.

На практике вас могут оштрафовать за проведение лотереи, если обнаружат сразу несколько признаков, но лучше не рисковать. Штраф за проведение незаконной лотереи — от 250 000 до 350 000 ₽ (ст. 14.27 КоАП РФ).

Шаг 2. Составьте и опубликуйте правила конкурса

Подробно пропишите в правилах все основные условия и опубликуйте их в свободном доступе, например на странице сайта, посвящённой акции.

Общие положения. Укажите, что проводите стимулирующее мероприятие.

Цель акции. Повышение узнаваемости, стимулирование продаж.

Территория проведения розыгрыша. Российская Федерация.

Информация об организаторе. Юридический адрес, полное и сокращённое название компании, ОГРН, ИНН, КПП.

Сроки проведения розыгрыша. Укажите, с какой по какую дату будет проходить конкурс и когда будете вручать призы.

Условия участия. Покупка определённого товара или услуги. Укажите, что одно из условий участия в конкурсе — согласие участников розыгрыша на обработку и хранение персональных данных.

Кто может участвовать в конкурсе. Например, только совершеннолетние граждане РФ. Укажите, что в конкурсе не принимают участие сотрудники компании-организатора.

Фонд розыгрыша. Сколько и каких подарков могут получить участники, выполнившие условия конкурса. Обязательно укажите, что подарки оплачивает организатор или спонсор, — один из ключевых факторов отличия от лотереи.

Порядок определения победителей. Каким способом будете определять победителей розыгрыша: прямым подсчётом или с помощью специальных сервисов соцсетей.

Порядок вручения призов. Как будете передавать призы победителям розыгрыша. Обязательно пропишите механизм уплаты налога с выигрыша.

Шаг 3. Дайте рекламу розыгрыша

По закону в рекламе стимулирующего конкурса или акции нужно указать (ст. 9 закона о рекламе):

  • Сроки проведения мероприятия и розыгрыша призов.
  • Правила проведения конкурса. Если публикуете записи об акции в соцсетях, ориентируйтесь на правила площадок — можно указать основные условия в записи и дать ссылку на полные правила. Если планируете рассказывать про акцию на радио или по телевидению, в рекламе нужно указать, где найти правила: чётко назвать адрес сайта или номер телефона, где можно узнать полные правила конкурса.
  • Количество призов или выигрышей.
  • Сроки, место и порядок получения призов.
  • Источник информации об организаторе мероприятия.

Условия участия в розыгрыше должны быть простыми и понятными для всех участников, без манипуляций и искажений.

Во Владикавказе местный строймаркет «Марио» дал наружную рекламу: «АКЦИЯ ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ от 10 000 ₽ 7% 10% 12%». Мелким нечитаемым шрифтом на рекламном щите разместили текст с подробностями акции: при покупке в строймаркете «Марио» на определённую сумму покупатель получает скидку 7% и бонус на следующую разовую покупку. Так постепенно покупатель может накопить максимальную скидку 12% и получить карту постоянного покупателя. В рекламе была вся необходимая информация, но её было невозможно разобрать невооружённым глазом.

Антимонопольный орган Северной Осетии признал рекламу ненадлежащей и потребовал убрать её. Владельцы строймаркета попытались обжаловать предписание в суде, но проиграли.

Обязательно проверьте соответствие характеристик приза указанным в рекламе — сведения должны быть достоверными. Если вы пообещали победителю электрический чайник Philips, а на деле вручили китайский аналог, высок риск получить штраф за недостоверную рекламу конкурса — до 500 000 ₽ (ст. 14.3 КоАП РФ).

А ещё в 2023 году все рекламные материалы, размещаемые в интернете, подлежат маркировке. Анонс конкурса — не исключение, поскольку содержит признаки рекламы: является информацией для покупателя, привлекает внимание к определённому объекту, поддерживает интерес, способствует продвижению и так далее.

Маркировка применяется вне зависимости от используемого формата: рекламные посты в соцсетях, объявления, видеоэфиры, сторис и так далее. Если вы рекламируете собственный конкурс на своих площадках, используется формат отчёта в ОРД «Самореклама», если договариваетесь о размещении рекламы на других площадках — маркировать рекламу, получать токен и отчитываться за открутку рекламы нужно будет ежемесячно, вплоть до завершения акции.

Какие налоги надо заплатить в связи с проведением конкурса

По закону с любого подарка дороже 4000 ₽ нужно заплатить налог 35% (ч. 2 ст. 224 НК РФ). Налоги всегда платят за счёт победителя, но есть два варианта в зависимости от того, в какой форме вручается приз: денежной или в виде товара.

Приз — деньги. Платёж может провести сам победитель конкурса или организаторы:

  • Если победитель платит сам, организатору нужно будет просто отдать победителю всю сумму выигрыша: победитель сам заплатит налог и отчитается перед налоговиками.
  • Если организатор берёт налоги на себя, ему нужно будет уменьшить выигрыш на сумму налога и перечислить её в налоговую. А до 1 апреля следующего года — заполнить и подать в налоговую справку 2-НДФЛ, в которой указать сумму дохода и удержанного налога физлица.

Приз — товар или услуга. В этом случае победитель всегда сам перечисляет налог — организатору не с чего его платить.

Подытожим

  • Конкурсы и акции среди тех, кто уже купил товар, называются стимулирующими. Понятие закреплено в статье 9 закона о рекламе.
  • Главные задачи стимулирующих конкурсов: повышение продаж определённой группы товаров, привлечение клиентов, повышение узнаваемости бренда.
  • Стимулирующие розыгрыши бывают в виде публичного обещания, конкурса или лотереи. Последнюю вправе проводить только государство.
  • Чтобы компании провести розыгрыш среди покупателей и ничего не нарушить, убедитесь, что в конкурсе отсутствуют признаки лотереи, его реклама достоверна и промаркирована.
  • Правила и условия конкурса должны быть понятны и хорошо читаемы, находиться в свободном доступе весь период действия акции. Объявление должно содержать информацию об организаторе, участниках, сроках, критериях оценки, порядке вручения приза.
  • Пропишите механизм уплаты налога с выигрыша, если его стоимость превышает 4000 ₽.
  • При вручении приза дайте победителю подписать акт передачи или накладную — это подтвердит факт награждения.