Новый закон: маркетплейсы будут сильнее контролировать маркировку товаров
Законы

Новый закон: маркетплейсы будут сильнее контролировать маркировку товаров

В конце лета официально опубликовали постановление, которым Правительство меняет правила маркировки товаров. Там много изменений и правок, но все говорят об одном: с 1 марта 2023 года маркетплейсы будут маркировать товары.

На самом деле не будут, а просто усилят контроль за маркировкой и станут жёстче следить за контрафактом — есть несколько новых инструментов. Иначе их будут штрафовать, как и предпринимателей, которые продают подделки.

Что случилось

Помогли разобраться эксперты Эвотора

Своим постановлением Правительство уточнило перечень тех, кто считается участником оборота товаров в контексте правил маркировки. Теперь все маркетплейсы, даже небольшие, — участники оборота. Для предпринимателей это значит, что они больше не смогут продавать немаркированные товары, вообще нигде.

Как сейчас. Участники оборота — это организации и ИП, которые выпускают, ввозят в страну и продают товары в России (п. 2 правил). Тут есть несколько исключений, и одно из них — предпродажная подготовка, сборка, упаковка, доставка товаров и приём денег от имени продавца по агентским договорам и договорам комиссии. Кто оказывает такие услуги, тот не участник оборота. 

Для многих категорий товаров нужна обязательная маркировка и регистрация товаров в системе «Честный знак». Сейчас это обувь, одежда, фотоаппараты, шины, молоко и табак, парфюмерия и много чего ещё. Маркировкой занимаются участники оборота. Сначала они запрашивают генерацию кодов у оператора системы, потом наносят на упаковку и регистрируют в системе. Если этого не делать, есть риск попасть на штраф. 

Некоторые маркетплейсы думали так: «Мы только принимаем товары, собираем, доставляем и принимаем платежи от имени продавца. Мы занимаемся логистикой и доставкой. Это исключение, значит, мы не участники оборота, за маркировку не отвечаем. Пусть об этом думают продавцы». 

Как будет с 1 марта. Лазейку прикрыли. В правилах сделали специальное уточнение: исключение не касается агрегаторов информации о товарах, организаций и ИП, которые оказывают услуги предпродажной подготовки товара, сборки и упаковки для доставки потребителю. То есть теперь любой сайт, который размещает товары сторонних продавцов, — участник оборота. Всё.

Новый закон: маркетплейсы будут сильнее контролировать маркировку товаров, фото 2

Фрагмент постановления Правительства, в котором сказано, что маркетплейсы теперь — участники оборота

Это значит, что теперь маркетплейсы будут наносить маркировку

Нет. Маркетплейсы только проверяют, что маркировка есть. Маркировать товар — обязанность производителя, так и было, и никто это не отменял. 

Участник оборота действительно отвечает за нанесение маркировки на конкретный товар и передачу данных в «Честный знак» (п. 7 Правил, утв. Постановлением Правительства № 515). Но кроме маркетплейсов, оборотом управляют и другие участники: производители, импортеры, продавцы. 

Если хотите начать торговать на маркетплейсах, вам может помочь сервис GoMarket от Эвотора. GoMarket возьмёт на себя всё, что обычно вызывает трудности: поможет разобраться в площадке, заведёт карточки товаров, разместит вашу продукцию и подскажет, как доставить заказы.

GoMarket сейчас работает с Яндекс.Маркетом, Озоном, СберМаркетом, а скоро добавится Вайлдберрис.

Узнать о сервисе

Роль маркета — регулировать условия размещения товаров на сайте. Одним из таких условий и должно быть нанесение маркировки, регистрация товаров в системе «Честный знак» и вывод из оборота в случае реализации. Нет кода — товара не должно быть на сайте. 

Крупные площадки уже берут товары продавцов только при условии нанесения маркировки. Например, Ozon не принимает немаркированные товары на баланс и считает их неопознанными. По похожей схеме работает Wildberries, Яндекс Маркет и Ламода. Они не занимаются маркировкой сами, а заставляют это делать продавцов. Постановление Правительства в этом смысле ничего не меняет.

Новый закон: маркетплейсы будут сильнее контролировать маркировку товаров, фото 3

По регламенту поставки товаров в Озон, маркировку должны наносить продавцы. Иначе товар не примут

Будут ли маркетплейсы поднимать комиссию

Нет. Механизмы работы на маркетах останутся прежними. Большинство крупных площадок уже проверяет маркировку, дополнительных наценок с их стороны не будет. Представители маркетплейсов уже подтвердили это. Вероятно, есть площадки, для которых потребуется серьёзная перестройка системы и внедрение поштучного контроля товаров. Но это не касается крупных ритейлеров. 

То же касается и продавцов. Наносить маркировку должны организации или ИП, которые вводят товар в оборот. Это производители или импортёры. Если продавец не завозит партию из-за границы и не производит товары своими силами, он вообще не тратит усилий на маркировку — цифровой код наносят ещё до него. 

Получается, задача продавца и маркетплейса сводится к контролю: надо проверять, есть ли на товарах маркировка. Почти все это уже делают, никаких дополнительных расходов и повышения цен не будет.

Зачем тогда маркетплейсы признали участниками оборота

Чтобы контролировать небольшие площадки. Пользуясь лазейкой в правилах, те размещали товары без маркировки и неизвестного происхождения. В результате люди покупали контрафакт, и никто за это не отвечал. А новое постановление обязывает все площадки более тщательно следить за своими поставщиками. Это делается, чтобы на маркетплейсах любой величины было меньше контрафактной продукции.

Маркетплейсы и раньше попадали на деньги за контрафакт. Например, Lamoda еще в 2015 году заплатила 50 000 ₽ «патентному троллю» за то, что продавец разместил обувь Highlander без товарного знака. В похожей ситуации оказывался и Вайлдберриз — разместил контрафактные пазлы, за что заплатил правообладателю 568 410 ₽

Теперь же маркетплейсы смогут наказывать ещё и за отсутствие маркировки и несоблюдение требований к ней, как и предпринимателей.

За что могут оштрафовать продавца и маркет Штраф для должностных лиц Штраф для юрлиц Статья
На товаре нет кода маркировки  5000–10 000 ₽ 50 000–300 000 ₽ ч. 2 ст. 15.12 КоАП
Товар не зарегистрирован в системе «Честный знак»  1000–10 000 ₽ 50 000–100 000 ₽ ст. 15.12.1 КоАП
Товары не введены в оборот 1000–10 000 ₽ 50 000–100 000 ₽ ст. 15.12.1 КоАП
Товары проданы, но не выведены из оборота 1000–10 000 ₽ 50 000–100 000 ₽ ст. 15.12.1 КоАП
В «Честный знак» внесли данные с ошибками 1000–10 000 ₽ 50 000–100 000 ₽ ст. 15.12.1 КоАП

При чём тут контрафакт

Чиновники считают, что отсутствие маркировки — признак контрафакта. Контрафактом называют товары, которые выпустили или ввезли в страну под брендом без разрешения и ведома правообладателя. Маркировка на товаре говорит, что товар не поддельный и интеллектуальные права владельца не нарушены. 

Если товар произведён в России, маркировку наносит производитель ещё на заводе, тут проблем быть не должно. С импортными товарами иначе: 

  1. Чтобы получить код маркировки, продавец отправляет запрос в «Честный знак» с данными о товаре. Тут же уточняет информацию о товарном знаке, если он есть. 
  2. Оператор системы проверяет происхождение товара и смотрит, насколько он легальный. 
  3. Если товар легальный — оператор генерирует и передаёт код маркировки.
  4. Продавец наносит этот код на товар и только потом продаёт. 

Логика такая: если товар контрафактный, «Честный знак» не выдаст на него код маркировки. Тогда товар не получится разместить на маркетплейсах, и в обороте будет меньше контрафакта. Раньше некоторые маркетплейсы вообще не смотрели на маркировку, поэтому подделки легко попадали на рынок. Сейчас так не выйдет.

Тут надо уточнить. Маркировка обязательна не для всех категорий товаров. То есть на деле маркировка помогает бороться с контрафактом только там, где её требуют по закону — онлайн-маркеты не смогут игнорировать это. В категориях, где маркировка добровольная или вообще отсутствует, новое постановление ничего не меняет. Но площадки работают и с этим — как, рассказываем дальше.

Как маркетплейсы будут бороться с контрафактом

Почти сразу маркеты начали анонсировать решения для борьбы с контрафактом. Инфоповоды запущены на фоне новости про постановление, только они никак не связаны с маркировкой.  

Реестр контрафакта от Озона, Яндекс.Маркета и Вайлдберриз. Крупные площадки договорились обмениваться информацией про выявленные подделки. Должно получиться что-то вроде реестра контрафакта. Туда попадут все случаи, когда маркетплейс обнаружил подделки, информация о продавцах-нарушителях и доказательства их вины. Подключиться к системе смогут и другие маркеты.

Как будет работать сервис: 

  1. Ритейлер будет проверять на контрафакт предложения продавцов. Заявить о нарушении сможет правообладатель, госорган или кто угодно другой. 
  2. Если маркет выявил подделку — предложения продавца блокируют, а данные о нём заносятся в общий реестр. 
  3. Если в базу попал новый поставщик, маркетплейсы проверяют, нет ли предложений этого продавца у них на сайтах. 
  4. Если предложения есть — остальные маркеты запрашивают у продавца документы на товары, а если с ними что-то не так, тоже блокируют предложение. 

По запросу пользоваться реестром разрешат и госорганам — чтобы суды, ФАC, прокуратура и полиция могли расследовать случаи контрафакта. 

Механизм приостановки работы продавцов. Озон, Яндекс.Маркет и Вайлдберриз совместно с ФАС разрабатывают схему, как будут прекращать работу продавцов подделок. Обещают, что в первый раз поставщик поймает блокировку на три месяца. При повторном нарушении продавца заблокируют навсегда на всех площадках, подключённых к реестру. 

Сервис «Цифровой арбитраж» от Вайлдберриз. В начале июля в Минпромторге сказали, что Вайлдберриз становится крупным каналом сбыта подделок. Ритейлер тут же заявил о готовности решать проблему и уже в августе запускает сервис для правообладателей, который поможет им проверять подлинность продукции других поставщиков. 

Если правообладатель заподозрил, что кто-то нарушает права на товарный знак, то сам запрашивает у продавца документы в сервисе и проверяет их. Когда продавец не показывает документы или подлинность товара не подтверждается, Вайлдберриз автоматически скрывает товар с сайта.

Может выясниться, что продавец продавал контрафакт неоднократно. Тогда площадка приостанавливает сотрудничество насовсем. Если правообладатель решает идти в суд — переписка внутри сервиса используется как доказательство.

Специалисты сервиса GoMarket помогут разобраться в площадке, заведут карточки товаров за вас, разместят вашу продукцию на витрине маркетплейса и подскажут, как организовать доставку.

Узнать о сервисе

Что в итоге

  1. В правительстве изменили правила маркировки в системе «Честный знак» и сделали маркетплейсы участниками оборота. Маркетплейсы не будут маркировать товары сами, а просто усилят контроль продавцов.
  2. К повышению комиссии это не приведёт. Все, что нужно для контроля, — система поштучной приёмки товаров. Она и так работает почти везде. 
  3. Маркетплейсы станут участниками оборота, поэтому их смогут штрафовать за продажу немаркированных товаров. Эта мера для площадок, которые до сих пор продают товары неизвестного происхождения. 
  4. Про контрафакт в постановлении вообще ни слова. Маркетплейсы будут отвечать за подделки, как и раньше. Новые правила маркировки ничего не меняют. Взяться за контрафакт крупные ритейлеры решили сами.
  5. Крупные площадки запустят свой реестр подделок, в котором будут обмениваться информацией о продавцах-нарушителях. Если продавца поймают первый раз, его заблокируют на три месяца. Если проштрафится повторно, обещают заблокировать навсегда и везде.   
Опубликовали 21 сентября 2022 года

Что скажете?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Ваш комментарий

Как продавать на маркетплейсах