Чем навязывание дополнительных услуг отличается от предложения

Помогли разобраться эксперты Эвотора

Определения, что именно считать навязыванием, в законе нет. Главный критерий, на который ориентируются Роспотребнадзор и суды, — это возможность клиента отказаться от дополнительных товаров и услуг. Если в обувном магазине покупателю советуют крем для новых сапог — это предложение, если без покупки крема отказываются продавать сапоги — это навязывание.

Акцию, когда при покупке одного товара предлагают скидку на второй, нельзя считать навязыванием — в этом случае у покупателя есть выбор: второй товар приобретать он не обязан.

В Новоалтайске Роспотребнадзор провёл контрольную закупку мобильного телефона. На ценнике была указана стоимость 1190 ₽, ещё продавец положил в подарок две сим-карты. В чеке цена оказалась другой — 1210 ₽: 610 ₽ за телефон и ещё по 300 ₽ за подключение услуг мобильной связи к каждой сим-карте. Роспотребнадзор посчитал, что услуги связи включены в договор купли-продажи обманным путём, и оштрафовал магазин на 10 000 ₽.

Магазин попытался обжаловать штраф. Ответчик уверял, что проводил акцию: купить телефон со скидкой можно было при оплате услуг мобильной связи. Доказательство — имейл-рассылка клиентам с условиями акции. Суд обратил внимание, что в самом магазине об акции ничего не написано, а значит, не все покупатели о ней знали. Штраф остался без изменений.

Как наказывают за навязывание дополнительных товаров сейчас

Ситуация, когда один товар или услугу можно купить только вместе с другим, считается ущемлением прав покупателя — это нарушение закона (ст. 16 закона «О защите прав потребителей»). Договоры, заключённые на таких условиях, недействительны.

Если покупатель обратится в Роспотребнадзор и докажет, что товар навязали, продавца оштрафуют на сумму до 20 000 ₽. А если в суд — магазин должен будет полностью возместить ущерб, например, вернуть деньги за навязанный товар.

В Красноярском крае покупатель купил в кредит у дилера Nissan Qashqai. По дополнительному соглашению вместе с машиной он приобрёл ещё видеорегистратор, антирадар и набор автомобилиста — всего на 300 000 ₽. Оплатить оборудование он должен был в течение пяти дней, иначе штрафы за просрочку.

В договоре была ещё одна деталь: вместо оплаты оборудования можно заключить договор страхования с компаниями-партнёрами продавца. Так получилось бы выгоднее: страховка стоила 250 000 ₽, и покупатель мог сэкономить 50 000 ₽ на оборудовании. Но если бы покупатель захотел отказаться от страховки, то снова остался бы должен продавцу — в течение пяти дней он был бы обязан выплатить полную стоимость дополнительного оборудования.

Покупатель обратился в Роспотребнадзор, где посчитали, что компания навязывает дополнительные услуги, и назначили штраф — 10 000 ₽. Компания попыталась оспорить решение, но суд согласился с Роспотребнадзором.

В этой истории Роспотребнадзор и суд посчитали, что оплата дополнительного оборудования напрямую связана с договором страхования, а значит, компания нарушила п. 2 ст. 14.8 КоАП — включила в договор условия, которые ущемляют права потребителя.

Что хотят изменить в законах

Навязывание дополнительных товаров и услуг происходит, как правило, на сумму от 100 000 ₽ до 500 000 ₽, отмечают в Госдуме. При этом максимальный размер штрафа — 20 000 ₽. Депутаты считают, что этого недостаточно, учитывая, что подобных обращений в суды и Роспотребнадзор множество. Выход из ситуации — повышение штрафов.

Депутаты предложили дополнить статью 14.8 КоАП ещё одним пунктом: «2.1 — навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату». Если законопроект примут, за нарушение компаниям придётся платить штрафы в размере двукратной стоимости навязанного товара. Это серьёзное увеличение, с учётом того что чаще всего навязывание встречается в автосалонах, утверждают авторы законопроекта.

Какие товары и услуги чаще всего навязывают:

  • дополнительное оборудование и услуги в автосалонах;
  • страховки при оформлении кредитов;
  • сервисы мобильных операторов;
  • услуги в сфере ЖКХ.

Шансы на то, что законопроект примут, велики. Антимонопольная служба считает, что из-за навязывания дополнительных товаров растут цены на основные товары. Роспотребнадзор неоднократно выступал за увеличение штрафов, так как по многим статьям они не повышались с 2001 года.

Как продавать дополнительные услуги, чтобы не получить штраф за навязывание

Если вы предлагаете клиентам дополнительные услуги и опасаетесь, что это можно посчитать навязыванием, вот как можно обезопасить себя:

  • Не включайте в образец договора дополнительные услуги.
  • Если в договоре есть дополнительные услуги, обратите на них внимание клиента и будьте готовы исключить их из договора по его просьбе.
  • Не отказывайте клиенту в покупке или обслуживании, если он не согласен на дополнительные услуги.
  • Если клиент отказывается от дополнительного товара, не повышайте цену на основной.
  • Не предлагайте покупателям приобретать товары только в определённом количестве. У покупателя должен быть выбор: приобрести одну вещь или несколько.

Если вы продаёте наборы товаров, однозначно отличить предложение от навязывания можно только в том случае, если набор составил производитель. Продажу наборов косметики, упакованных производителем, или чайного сервиза никто не посчитает навязыванием.

Для тех, кто с Эвотором

Покупайте сервисы для товарного учёта, маркировки, ЕГАИС, управления кафе и интеграции с 1С. Они помогут наладить складской учёт, контролировать и анализировать продажи, вести КУДиР, а ещё рассчитывать налоговые платежи и взносы.

На правах рекламы ООО “Эвотор” 2Ranyn3S3Tn

Подытожим

  1. Ситуация, когда один товар можно купить только вместе с другим, считается навязыванием дополнительных товаров. Это касается и услуг. 
  2. За навязывание дополнительных товаров или услуг могут оштрафовать. Сейчас максимальный штраф — 20 000 ₽.
  3. Норму хотят ужесточить. Депутаты предлагают вынести нарушение в отдельный пункт КоАП и установить штраф в размере двукратной стоимости товара. 
  4. Такая необходимость связана прежде всего с ситуацией на авторынке, где покупатели часто не могут купить автомобиль по цене автосалона, не доплатив за другие товары или услуги. Это в том числе приводит к росту цен на основные товары. 
  5. Важно отличать навязывание от предложения. Если клиент может отказаться от дополнительного товара и цена на основной при этом не изменится — это предложение, и за него не штрафуют.