- Ошибка № 1: начать расширять бизнес, который не готов к масштабированию
- Ошибка № 2: пытаться сделать каждую новую точку уникальной
- Ошибка № 3: набрать в команду людей с улицы
- Ошибка № 4: управлять всем бизнесом в одиночку
- Ошибка № 5: сразу автоматизировать все процессы
- Пять распространённых ошибок при масштабировании бизнеса
Владелец «Жизньмарт»: пять распространённых ошибок при масштабировании бизнеса
Если точка достигает потолка по прибыли, предприниматель может задуматься о масштабировании. Это большой шаг, при котором важно всё взвесить и не наделать ошибок.
О том, какие ошибки можно допустить при расширении бизнеса, узнали у Ивана Зайченко, владельца сети магазинов «Жизньмарт». Сеть существует пять лет, и сейчас в неё входит 243 магазина, открытых по франшизе. За 2023 год выручка компании составила 8 400 000 000 ₽.
Ошибка № 1: начать расширять бизнес, который не готов к масштабированию
Самая очевидная ошибка — начать открывать новые точки, если бизнес нестабилен, нерегулярно приносит прибыль. Если точек будет больше, риски уйти в минус только вырастут.
Бывает, предприниматель масштабирует бизнес в отрасли, которая не развивается: люди всё меньше хотят в ней работать, а спрос на товары и услуги падает. Расширяться в таком случае тоже рискованно: можно просто вложиться в заведомо провальное дело.
Ещё момент: трудно масштабировать бизнес, если в нём проблемно передавать навыки другим сотрудникам. Например, репетитору будет трудно расширить своё дело до микробизнеса, потому что его услуга — передача уникального знания. А знание вложено в конкретного человека, и его непросто перенять. Значит, с масштабированием будут сложности.
Если бизнес расширяется, без автоматизации не обойтись. Power-POS от Эвотора поможет предпринимателям экономить на оборудовании, ускорить обслуживание, вести учёт товаров и следить за франчайзи.
На правах рекламы ООО «Эвотор» 2RanymUG7hJ
Ошибка № 2: пытаться сделать каждую новую точку уникальной
Если вы открываете новую точку и делаете её уникальной — под отдельным брендом, со своими технологиями и стандартами работы, — придётся вкладывать в масштабирование много ресурсов.
Выгода же сетевых форматов в том, что можно взять разработанную изначально технологию и перенести её на остальные точки. Поэтому при расширении бизнеса выгоднее внедрять одинаковые стандарты работы на всех точках.
Ошибка № 3: набрать в команду людей с улицы
Если расширяешь бизнес и у тебя в команде непроверенные или неопытные люди — скорее всего, будет много проблем. Такие сотрудники вряд ли справятся, если поручить им контроль работы на новых точках или обучение новых сотрудников. А эти задачи наверняка нужно будет кому-то делегировать.
Поэтому вам нужны надёжные проводники стандартов: учителя, которые объяснят другим руководителям или сотрудникам, как пользоваться прописанными технологиями.
На мой взгляд, самый простой способ создать хорошую команду — выращивать сотрудников внутри компании. При этом важно давать людям самим принимать решения и нести за них ответственность. Так за три-четыре месяца вы сможете понять, подходит ли вам человек и будет ли он долго и плодотворно сотрудничать с вами.
Ошибка № 4: управлять всем бизнесом в одиночку
Чтобы начать управлять не одной, а, например, сразу пятью точками, нужно изменить свою роль в ведении бизнеса.
Ведь как бывает: сначала предприниматель привыкает очень много работать и контролировать все процессы. А потом нужно делегировать задачи — обычно это момент, когда предприниматель перегружен и бизнес из-за этого не может развиваться. Тут и наступает главная ломка в жизни предпринимателя.
Делегировать задачи — сильный стресс для владельца бизнеса. Это как с ребёнком: ты за ним присматриваешь, беспокоишься, а в какой-то момент он становится самостоятельным и говорит: «Я могу сам». Но всё равно очень страшно отпускать ребенка на улицу одного. Так вот, когда масштабируется бизнес, испытываешь те же ощущения: понимаешь, что бизнес уже «может сам» и нужно осмелиться отпустить его.
Ошибка № 5: сразу автоматизировать все процессы
Бывает, предприниматели хотят автоматизировать процессы, ещё не обкатав их, не разобравшись, как в реальности всё работает, какие есть нюансы и подводные камни. Так человек может вложить деньги, например, в разработку полезного в теории приложения, которое после внедрения будет только мешать.
У меня была история: мы автоматизировали систему выдачи автомобилей курьерам. По задумке, менеджеру нужно было только принимать машины, проверять их состояние и вносить данные в систему. Мы рассчитывали, что с системой у нас на руках всегда будут подробные сведения о каждой машине и, если с авто будет что-то не так, мы легко вычислим виновных.
Когда начали внедрять систему, возник миллион нюансов: например, часто менеджеры были заняты и не выходили на проверку, а курьеры скрывали повреждения. Проблемы были связаны не с системой, а с тем, что процесс её использования было сложно построить. Мы поняли, что система нерабочая, и отказались от неё.
Поэтому теперь мы автоматизируем только налаженные процессы и делаем это экспериментально, шаг за шагом. Сначала учимся работать без автоматизации. Если в процессе постоянно возникает ошибка или задача требует больших трудозатрат, тогда разрабатываем систему в помощь сотруднику.
В целом малый бизнес может пользоваться уже готовыми системами автоматизации. Но если в бизнесе много специфических процессов, лучше разрабатывать отдельные программы — именно под ваше дело.
Пять распространённых ошибок при масштабировании бизнеса
- Начать расширять бизнес, который не готов к масштабированию. Лучше не открывать новые точки, если доход нестабилен, а отрасль — неперспективная.
- Пытаться сделать новые точки уникальными. Это сложнее и дороже, чем переносить на точки уже налаженные процессы.
- Работать с непроверенными людьми. Если расширять бизнес, ответственных задач будет всё больше и вам понадобятся надёжные люди.
- Управлять бизнесом в одиночку. Нагрузка будет расти, если не делегировать дела. Научитесь выдыхать — даже если очень захочется взять все задачи на себя.
- Автоматизировать процессы, в которых вы не разобрались. Может быть много подводных камней, из-за которых автоматизация будет только мешать.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Что скажете?