Бизнес под конкретные задачи или проекты может привлекать самозанятых исполнителей по договору ГПХ. Самозанятые сами платят за себя налог, и их не оформляют в штат. Налоговая следит за таким сотрудничеством, чтобы бизнес не прикрывал договором ГПХ трудовые отношения.
Эксперты платформы Консоль.Про помогли разобраться, как заключать договоры, оформлять задания и акты, проводить выплаты самозанятым исполнителям. Рассказываем, на что обратить внимание компании с самозанятыми, чтобы защитить себя от штрафов.
Чем отличается самозанятый от сотрудника в штате
На что обращать внимание бизнесу, который сотрудничает с самозанятыми
Терминология в объявлениях, договорах и дополнительных соглашениях
Документы: договоры, задания, акты
Чеки: как собирать и что проверять
Как понять, когда взять самозанятого, а когда — сотрудника в штат
Когда самозанятый исполнитель сотрудничает с компанией, он оказывает конкретные услуги по заданию: развозит еду по городу, пишет тексты, рисует баннеры. В задании определяется период и конкретный объём услуг: сколько заказов необходимо выполнить, какой текст какого объёма следует написать, какое количество баннеров по какой тематике нужно нарисовать.
Компания не платит за самозанятого налоги и взносы, он сам платит налог на профессиональный доход — НПД.
С самозанятым заключают договор гражданско-правового характера — ГПХ, а не трудовой договор. Основные отличия — в одной таблице.
Договор ГПХ | Трудовой договор |
---|---|
Заключается на период выполнения работ или оказания услуг | Как правило, заключается на неопределённый срок |
Стороны договора: заказчик и исполнитель | Стороны договора: работодатель и работник |
Возможно расторжение договора: условия прописаны в самом договоре | Возможно увольнение по Трудовому кодексу РФ |
По договору ГПХ исполнитель может привлечь субисполнителя | По трудовому договору сотрудник выполняет работу лично |
В договоре ГПХ размер вознаграждения определяют стороны, он зависит от объёма работы | В трудовом договоре оплата труда — это зарплата, которая выплачивается сотруднику не реже чем дважды в месяц |
Исполнитель по договору ГПХ связан только условиями договора и самостоятельно определяет процесс и способы оказания услуг | Сотрудник подчиняется работодателю: правилам внутреннего трудового распорядка, локальным актам |
Если налоговая решит, что по договору ГПХ в компании работает сотрудник в штате, возможен штраф — от 50 000 ₽ до 100 000 ₽ в первый раз и от 100 000 ₽ до 200 000 ₽ во второй. Ещё компанию обяжут выплатить все взносы и налоги за всё время сотрудничества — это называется переквалификация.
Переквалификация не происходит на пустом месте: проверку может спровоцировать как исполнитель, недовольный отношениями с работодателем, так и налоговая или трудовая инспекция, заподозрившие подмену вида трудовых отношений. Для выявления таких историй у налоговой есть скоринговая система, с помощью которой она оценивает, как компания сотрудничает с самозанятыми.
Если налоговая увидит что-то подозрительное, она может инициировать проверку — дело обычное, это часть жизни любой компании, работающей с исполнителями. Если что-то неладно, по итогам проверки может прийти уведомление и штраф.
Решение налоговой можно оспорить в суде и доказать, что отношения с самозанятым на самом деле гражданско-правовые, а не трудовые. Суд принимает во внимание все факторы: терминологию в договоре и других документах, акты, чеки, задания, суммы и периодичность выплат.
Чтобы снизить риски переквалификации, нужно обращать внимание на:
Для компании важен статус исполнителя: если компания сотрудничает с самозанятым, за него не нужно платить налоги и взносы, он сам платит налог на профессиональный доход. Если компания сотрудничает с физлицом без статуса, за него компания заплатит 13% НДФЛ и страховые взносы.
Статус исполнителя можно проверить на сайте налоговой. Достаточно ввести ИНН исполнителя и дату, на которую нужно узнать статус.
При сотрудничестве с самозанятыми следует избегать трудовой терминологии — это может послужить маркером для налоговой. Это касается любых текстов, в которых описано сотрудничество с самозанятыми: объявления о поиске исполнителей, договоры, тексты дополнительных соглашений и актов.
Какую терминологию использовать, а какой лучше избегать, когда пишете о самозанятых:
Составить финансовый прогноз на год, посчитать точку безубыточности и узнать, сколько реально зарабатывает бизнес, поможет курс Жизы по финансовой грамотности .
Если условия сотрудничества компании и самозанятых будут похожи на трудовые, налоговая заметит это при проверке. Вот что мы рекомендуем:
В документах не должно быть трудовой терминологии — об этом мы уже рассказали выше. Теперь коротко, что учесть в договорах, актах и заданиях для самозанятых.
Договоры с самозанятыми могут быть только гражданско-правового характера — ГПХ. В договоре или в заданиях к нему следует прописать конкретный результат деятельности самозанятого. Например, не «написание текстов», а «написание текста на такую-то тему объёмом 5000 символов, уникальностью не менее 90%, в период с такого-то по такое-то число».
Ещё в договоре стоит прописать, что у исполнителя есть статус самозанятого, то есть он сам платит за себя налоги. Не забудьте указать, что исполнитель обязуется предоставлять чеки и уведомить компанию, если потеряет статус самозанятого или начнёт применять другой налоговый режим.
Задания на оказание услуг или выполнение работ исполнителю следует давать в письменном виде. Задание подтверждает, что исполнитель выполняет конкретные задачи, а компания требует конкретный результат. В нём прописывают, какие услуги будут оказаны, какие к ним требования, период оказания услуг и стоимость.
Акты формируют после того, как исполнитель оказал услуги или выполнил работы. Акты помогают доказать, что заказчику важен конечный результат, а не сам процесс сотрудничества, и что стороны согласны с объёмом оказанных услуг и их стоимостью. В акте указывают, что конкретно сделал самозанятый и за какой период времени, какую сумму выплат в итоге получил или получит.
Если регулярно формировать акты на одну и ту же сумму, налоговая может посчитать это признаком трудовых отношений. Однако, как мы говорили выше, все решения принимаются по совокупности факторов. Если стоимость услуг прописана в заданиях и актах и самозанятый получает вознаграждение за услуги, а не за время, почти одинаковые суммы выплат — не проблема.
Шаблон акта
По закону самозанятый должен предоставить чек:
Самозанятый формирует чек в приложении «Мой налог» и отправляет ссылку на чек или изображение чека компании.
Так выглядит чек самозанятого: компании стоит проверить наименование услуги, дату выплаты, её размер и ИНН компании
Проверять чеки от самозанятых лучше перед каждой сдачей отчётности. Так в налоговую уйдут подлинные чеки, и вы избежите проблем. Вот что нужно проверить в чеке самозанятого:
Если в чеке будет ошибка, можно попросить самозанятого аннулировать чек и выбить новый, правильный.
Если же самозанятый аннулировал чек или просто отказывается его выдавать, можно обратиться в налоговую. На сайте или в отделении нужно заполнить заявление и приложить документы о сотрудничестве: договор, акты, платёжное поручение, аннулированный чек, переписку с самозанятым. Налоговая заставит исполнителя выбить чек, и компании не придётся платить штрафы.
Самозанятого стоит привлекать, когда у вас есть конкретные задачи на конкретный период времени. Например, если вам нужно написать десять статей для блога на сайт. Если нужен человек, который будет систематически писать статьи, новости на сайт, готовить рекламные тексты неопределённый период времени, и ему нужно работать по графику, лучше оформить сотрудника в штат.
Ещё одно ограничение: если исполнитель был штатным сотрудником меньше двух лет назад, компания не может привлекать его как самозанятого. С таким исполнителем можно сотрудничать как с физлицом без статуса самозанятого. За исполнителя нужно будет платить 13% НДФЛ и страховые взносы.
Чтобы всё оформить верно, компании нужно проверять исполнителей, заключать договоры, отправлять задания и формировать акты, а потом проводить оплаты и формировать чеки. Проверять актуальность статуса самозанятого лучше дважды: до заключения договора и перед каждой выплатой.
Есть платформы по автоматизации сотрудничества с исполнителями. Они берут на себя весь документооборот с самозанятыми: шаблонизируют договоры, собирают документы, автоматически формируют акты и собирают чеки, проверяют исполнителей по разным базам. Среди таких платформ и Консоль.Про.
На правах рекламы ООО “Эвотор” 2Ranyo1JN64
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Из книги отзывов предприниматель может узнать, какие сотрудники грубят клиентам, а какие отлично работают. Рассказываем, как оформить и использовать книгу отзывов для развития бизнеса.
Часто мошенники звонят, пугают проверками Роспотребнадзора и предлагают купить стенд для уголка потребителя. Мы разобрались, какой должен быть уголок потребителя и нужен ли он вообще.
Мы узнали, как проходит проверка Роспотребнадзора, какие документы нужно подготовить, на что вы имеете право и как обжаловать результаты.
До 30 июня 2020 года каждый работодатель должен рассказать сотрудникам о новых правилах ведения трудовых книжек. А с 1 января 2021 года новые правила начнут работать. Мы разобрались, что нужно сделать уже сейчас.
Предпринимателя могут оштрафовать на 10 000 ₽, если он вовремя не заполнит анкету для Росстата. В 2020 году её заполняют не все, а только те, кто попал в выборку. Разобрались, кому нужно отчитаться перед Росстатом, и как это сделать.
Владельцы магазинов неправильно оформляют ценники, а цены на них не совпадают с ценами на чеках. Рассказываем, как оформить ценники, чтобы у Роспотребнадзора не возникло вопросов.
Что скажете?