- Законы
- Штрафы за навязывание дополнительных товаров хотят повысить
5 августа 2022
Штрафы за навязывание дополнительных товаров хотят повысить
Предприниматель продаёт зимние сапоги по очень низкой цене. Но купить их можно только вместе с дорогим кремом для обуви, специальной щёткой и водоотталкивающей пропиткой. Ситуация может казаться странной — в жизни такого практически не бывает, но, если представить вместо обувного магазина автосалон, становится понятно, что это не редкость.
На языке юристов это называется навязыванием дополнительных товаров — оно запрещено законом. Разбираемся, чем чревато навязывание и как могут ужесточить наказание за него.
- Автор: Ольга Фёдорова
- Редактор: Дарья Суслова
Определения, что именно считать навязыванием, в законе нет. Главный критерий, на который ориентируются Роспотребнадзор и суды, — это возможность клиента отказаться от дополнительных товаров и услуг. Если в обувном магазине покупателю советуют крем для новых сапог — это предложение, если без покупки крема отказываются продавать сапоги — это навязывание.
Акцию, когда при покупке одного товара предлагают скидку на второй, нельзя считать навязыванием — в этом случае у покупателя есть выбор: второй товар приобретать он не обязан.
В Новоалтайске Роспотребнадзор провёл контрольную закупку мобильного телефона. На ценнике была указана стоимость 1190 ₽, ещё продавец положил в подарок две сим-карты. В чеке цена оказалась другой — 1210 ₽: 610 ₽ за телефон и ещё по 300 ₽ за подключение услуг мобильной связи к каждой сим-карте. Роспотребнадзор посчитал, что услуги связи включены в договор купли-продажи обманным путём, и оштрафовал магазин на 10 000 ₽.
Магазин попытался обжаловать штраф. Ответчик уверял, что проводил акцию: купить телефон со скидкой можно было при оплате услуг мобильной связи. Доказательство — имейл-рассылка клиентам с условиями акции. Суд обратил внимание, что в самом магазине об акции ничего не написано, а значит, не все покупатели о ней знали. Штраф остался без изменений.
Как наказывают за навязывание дополнительных товаров сейчас
Ситуация, когда один товар или услугу можно купить только вместе с другим, считается ущемлением прав покупателя — это нарушение закона (ст. 16 закона «О защите прав потребителей»). Договоры, заключённые на таких условиях, недействительны.
Если покупатель обратится в Роспотребнадзор и докажет, что товар навязали, продавца оштрафуют на сумму до 20 000 ₽. А если в суд — магазин должен будет полностью возместить ущерб, например, вернуть деньги за навязанный товар.
В Красноярском крае покупатель купил в кредит у дилера Nissan Qashqai. По дополнительному соглашению вместе с машиной он приобрёл ещё видеорегистратор, антирадар и набор автомобилиста — всего на 300 000 ₽. Оплатить оборудование он должен был в течение пяти дней, иначе штрафы за просрочку.
В договоре была ещё одна деталь: вместо оплаты оборудования можно заключить договор страхования с компаниями-партнёрами продавца. Так получилось бы выгоднее: страховка стоила 250 000 ₽, и покупатель мог сэкономить 50 000 ₽ на оборудовании. Но если бы покупатель захотел отказаться от страховки, то снова остался бы должен продавцу — в течение пяти дней он был бы обязан выплатить полную стоимость дополнительного оборудования.
Покупатель обратился в Роспотребнадзор, где посчитали, что компания навязывает дополнительные услуги, и назначили штраф — 10 000 ₽. Компания попыталась оспорить решение, но суд согласился с Роспотребнадзором.
В этой истории Роспотребнадзор и суд посчитали, что оплата дополнительного оборудования напрямую связана с договором страхования, а значит, компания нарушила п. 2 ст. 14.8 КоАП — включила в договор условия, которые ущемляют права потребителя.
Навязывание дополнительных товаров и услуг происходит, как правило, на сумму от 100 000 ₽ до 500 000 ₽, отмечают в Госдуме. При этом максимальный размер штрафа — 20 000 ₽. Депутаты считают, что этого недостаточно, учитывая, что подобных обращений в суды и Роспотребнадзор множество. Выход из ситуации — повышение штрафов.
Депутаты предложили дополнить статью 14.8 КоАП ещё одним пунктом: «2.1 — навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату». Если законопроект примут, за нарушение компаниям придётся платить штрафы в размере двукратной стоимости навязанного товара. Это серьёзное увеличение, с учётом того что чаще всего навязывание встречается в автосалонах, утверждают авторы законопроекта.
Какие товары и услуги чаще всего навязывают:
- дополнительное оборудование и услуги в автосалонах;
- страховки при оформлении кредитов;
- сервисы мобильных операторов;
- услуги в сфере ЖКХ.
Шансы на то, что законопроект примут, велики. Антимонопольная служба считает, что из-за навязывания дополнительных товаров растут цены на основные товары. Роспотребнадзор неоднократно выступал за увеличение штрафов, так как по многим статьям они не повышались с 2001 года.
Как продавать дополнительные услуги, чтобы не получить штраф за навязывание
Если вы предлагаете клиентам дополнительные услуги и опасаетесь, что это можно посчитать навязыванием, вот как можно обезопасить себя:
- Не включайте в образец договора дополнительные услуги.
- Если в договоре есть дополнительные услуги, обратите на них внимание клиента и будьте готовы исключить их из договора по его просьбе.
- Не отказывайте клиенту в покупке или обслуживании, если он не согласен на дополнительные услуги.
- Если клиент отказывается от дополнительного товара, не повышайте цену на основной.
- Не предлагайте покупателям приобретать товары только в определённом количестве. У покупателя должен быть выбор: приобрести одну вещь или несколько.
Если вы продаёте наборы товаров, однозначно отличить предложение от навязывания можно только в том случае, если набор составил производитель. Продажу наборов косметики, упакованных производителем, или чайного сервиза никто не посчитает навязыванием.
Для тех, кто с Эвотором
Покупайте сервисы для товарного учёта, маркировки, ЕГАИС, управления кафе и интеграции с 1С. Они помогут наладить складской учёт, контролировать и анализировать продажи, вести КУДиР, а ещё рассчитывать налоговые платежи и взносы.
На правах рекламы ООО «Эвотор» 2Ranyn3S3Tn
Подытожим
- Ситуация, когда один товар можно купить только вместе с другим, считается навязыванием дополнительных товаров. Это касается и услуг.
- За навязывание дополнительных товаров или услуг могут оштрафовать. Сейчас максимальный штраф — 20 000 ₽.
- Норму хотят ужесточить. Депутаты предлагают вынести нарушение в отдельный пункт КоАП и установить штраф в размере двукратной стоимости товара.
- Такая необходимость связана прежде всего с ситуацией на авторынке, где покупатели часто не могут купить автомобиль по цене автосалона, не доплатив за другие товары или услуги. Это в том числе приводит к росту цен на основные товары.
- Важно отличать навязывание от предложения. Если клиент может отказаться от дополнительного товара и цена на основной при этом не изменится — это предложение, и за него не штрафуют.
Подписаться
На правах рекламы ООО «Эвотор» 2Ranyo1JN64
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Избежать штрафов
4444
3882
6210
7922
35319
5887
5247
3888
20873
3611
40179
3491
1443
14102
38495
22954
1801
6265
59312
4919
1666
10471
1960
740
1503
5806
12030
10044
3199
1422
4332
8078
1915
3369
2277
1355
6215
2451
1332
Что скажете?