Пять ситуаций в общепите, когда свои воруют: рассказывают предприниматели
«Хотите эффективную команду — создайте внутри открытые и доверительные отношения», — а ещё не забудьте снять розовые очки и ввести дополнительные инструменты контроля. Увы, никто не застрахован от воровства персонала. Своими историями поделились пять рестораторов.
Просто мимо кассы
Хитрость схемы (от 1 до 5): 😏
Рассказывает Роман, собственник ресторана
Когда управляющего не было на рабочем месте, официант частенько говорил, что касса барахлит и не бьёт чеки. Гостей он просил оплатить счёт наличными или предлагал перевести оплату по номеру телефона — на его карту. Деньги делил между собой и барменом. Такая вот нехитрая воровская схема!
Две продажи, а чек один
Хитрость схемы (от 1 до 5): 😏😏
Рассказывает Антон, управляющий сети пиццерий
Пицца «Ассорти» всегда была у нас самой популярной. Это и использовали в своей махинации повар и официант. Самое обидное, что оба сотрудника работали у нас с самого открытия.
Схема была простой: при первом заказе позиции официант не пробивал фискальный чек, а вместо этого выдавал клиентам пречек — они расплачивались по нему, а оплата, естественно, в кассе никак не фиксировалась. Затем, когда следующий столик заказывал «Ассорти», официант переносил заказ на другой стол и на этот раз пробивал фискальный чек. Так со всех заказов пиццы «Ассорти» половина денег уходила в карман сотрудникам.
Quick Restо советует: как спасти себя от воровства сотрудников.
Просматривайте записи с камер видеонаблюдения. Если в вашей системе учёта или в отчётах кассы вы замечаете, что резко пропали оплаты наличными или появились подозрительные чеки, открытые рано утром и оплаченные поздно вечером, срочно смотрите в камеры и наблюдайте за действиями официантов и кассиров.
Когда устанавливаете камеры наблюдения, обязательно проверьте, чтобы POS-терминал попадал в зону обзора. Одна из камер должна быть установлена таким образом, чтобы хорошо просматривались и терминал, и действия сотрудника при обслуживании на кассе.
Ежедневно смотрите отчёт по опасным операциям: к ним относят отмену пречеков, перенос или удаление блюд, удаление непробитого заказа. Если за день накапливается больше десяти опасных операций, стоит разобраться вместе с официантами или управляющим, что это были за операции. Кроме того, соотнесите по времени операции и записи видеокамер и посмотрите, что в этот момент происходило в зале.
Чтобы контролировать опасные операции:
😎 введите правило — если случается что-то из списка опасных операций, официант должен написать объяснительную и указать причины;
😎 откройте доступ к таким операциям только для сотрудников, которым вы доверяете — роли и доступы, скорее всего, можно настроить в вашей системе управления заведением;
😎 настройте оповещения в вашей системе управления. Если у вас Quick Resto, вы можете получать оповещения на ваш телефон.
Присмотритесь к результатам инвентаризаций. Насторожитесь, если они идеальные. Небольшое расхождение — это норма: где-то что-то пролили или чуть перевесили. А вот идеальные цифры — это тревожный знак. Скорее всего, кто-то колдует с показателями.
Проводите выборочную инвентаризацию по самым дорогим и востребованным позициям — только ничего заранее не обговаривайте с вашими сотрудниками, чтобы они не ожидали проверки.
Повесьте табличку «Нет чека — еда за счёт кассира». Это нехитрый способ контролировать кассиров через покупателей.
Формально это было нормально
Хитрость схемы (от 1 до 5): 😏😏😏
Рассказывает Анна, собственница кофейни
На одном из геосервисов гости стали часто писать, что сотрудник предложил заплатить за заказ переводом на его карту. При этом деньги исправно поступали на счёт заведения. Выглядело всё это очень странно.
Мы стали разбираться и выяснили, что у официанта повышенный кешбэк по карте за категорию «Кафе и рестораны». Он действительно оплачивал все заказы, ничего не оставляя за собой, но получал денежный бонус от банка.
Quick Resto советует: проверяйте отзывы о заведении на геосервисах и в социальных сетях. Ваши гости могут рассказать вам о странностях и подсказать, на что обратить внимание.
Оставьте бонусы мне
Хитрость схемы (от 1 до 5): 😏😏😏😏
Рассказывает Денис, управляющий семейного кафе
Один из официантов создал поддельный аккаунт в бонусной системе и пополнял его за счёт заказов клиентов. Когда клиенты оплачивали счёт без бонусной карты, официант записывал его на свою карту и копил бонусы клиентов — так накопил целых 50 000 ₽!
Quick Resto советует: ограничьте права сотрудников в настройках бонусной программы.
Махинации легче и дешевле предупредить, чем потом долго и мучительно разбираться. Например, вы можете запретить официантам создавать новые аккаунты в бонусной системе и уберечь себя от истории Дениса.
В Quick Resto есть ещё один вариант — мобильное приложение для клиентов, работающее совместно с кассовым терминалом. Клиент скачивает мобильное приложение заведения и автоматически попадает в базу CRM. В приложении есть QR-код — по нему клиент будет авторизовываться на кассовом терминале.
Карта в руках мародёра
Хитрость схемы (от 1 до 5): 😏😏😏😏😏
Рассказывает Ксения, управляющая сети японских бистро
В нашей сети кафе мы предлагаем гостям подарочные карты с депозитом, который они могут потратить за несколько визитов. Как показала практика, не все внимательно читают условия программы. Этим и воспользовался новенький официант: он говорил клиентам, что неиспользованный остаток сгорает, и оставлял карту себе. Накопившимися подарочными картами он оплачивал заказы других гостей, а деньги клиентов забирал себе.
Всё необходимое оборудование для вашего кассира по самой выгодной цене — в Power-POS от Эвотора. Сканер, денежный ящик, устройство для приёма любых видов оплаты, дисплей для покупателя и любое другое оборудование — в одной системе на вашей точке.
А ещё на Power можно установить программу Quick Resto, чтобы управлять кухней, складом, работой зала и доставкой в удобном интерфейсе.
На правах рекламы ООО «Эвотор» 2Ranymz9zmv
Quick Resto советует: камеры видеонаблюдения выручат и при махинациях в бонусной системе.
Чтобы разобраться в ситуации, достаточно сверить отчёты по посещаемости гостей и записи системы видеонаблюдения. Сначала по отчёту посмотрите, кто из гостей приходил чаще всего. Если операций с бонусами было неправдоподобно много, велика вероятность, что аккаунт поддельный. Затем проверьте записи с камер видеонаблюдения в те часы, когда проводились списания и начисления бонусов по гостям с максимальным количеством посещений. Действительно ли приходит тот самый завсегдатай — или нет?
Подытожим: как бороться с воровством сотрудников
👀 Просматривайте записи с камер видеонаблюдения. Одна из камер должна быть установлена таким образом, чтобы хорошо просматривались и терминал, и действия сотрудника при обслуживании на кассе.
👀 Ежедневно смотрите отчёт по опасным операциям: к ним относят отмену пречеков, перенос или удаление блюд, удаление непробитого заказа.
👀 Присмотритесь к результатам инвентаризаций. Небольшое расхождение — это норма: где-то что-то пролили или чуть перевесили. А вот идеальные цифры — это тревожный знак. Скорее всего, кто-то колдует с показателями.
👀 Повесьте табличку «Нет чека — еда за счёт кассира». Это нехитрый способ контролировать кассиров через покупателей.
👀 Ограничьте права сотрудников в настройках бонусной программы. Например, вы можете запретить официантам создавать новые аккаунты в бонусной системе.
Поделитесь вашим опытом в комментариях: вы когда-нибудь ловили ваших сотрудников на воровстве?
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Что скажете?