Категории сотрудников-воров

Условно кассиров-воров можно поделить на три категории:

  • Мелкие воришки. Совершённые ими кражи сложно заметить, их редко расследуют, часто списывая на убытки. В пример можно привести мелкое воровство товаров или весовой продукции.
  • Обманщики покупателей. Действуют системно, реализуя определённые схемы мошенничества: намеренное дублирование товара в чеке, обвес, невыдачу мелочи при сдаче.
  • Коррупционеры. Сотрудники, которые злоупотребляют служебным положением. Могут действовать в сговоре с другими сотрудниками магазина, покупателями или контрагентами. Например, подставной покупатель набирает в корзину дорогих и дешёвых товаров, кассир пробивает только мелочёвку, а остальную продукцию для вида сканирует как на проверку цены или вообще не сканирует. 

Воровство кассиров — не просто неприятность или рабочий момент: это ведёт к снижению прибыли, конфликтам в коллективе, ухудшению репутации. Кроме того, при проверке налоговой есть риск получить штраф за нарушение кассовой дисциплины: 40 000 – 50 000 ₽ для организаций, 4000–5000 Р для ИП (ст. 15.1 КоАП РФ).

Компании важно тщательно контролировать продажи, своевременно выявлять потери и предотвращать нарушения.

Что заставляет сотрудников воровать

Среди основных причин кражи денег кассиром и других мутных схем: 

  • Низкая зарплата. Это самая распространённая причина. Однако даже хорошая зарплата не исключает риск воровства.
  • Безнаказанность. Если кассиры регулярно наблюдают, как кражи сходят с рук коллегам, высока вероятность, что они последуют примеру.
  • Соблазн. Через сотрудника ежедневно проходит большой объём средств, он постоянно ощущает возможность лёгкого заработка.
  • Серьёзные проблемы в жизни. На преступление могут толкнуть финансовые или другие трудности.
  • Недостаточная проверка сотрудников при найме или её отсутствие. В результате работу могут получить люди из группы риска: ранее пойманные на воровстве или иным образом нарушающие трудовую дисциплину.
  • Увольнение, обида, месть руководству. Кража может быть вызвана желанием компенсировать полученный материальный или моральный ущерб.

Борьба с воровством предполагает комплексную работу с возможными причинами: чем меньше провоцирующих факторов, тем ниже риск краж.

Что воруют кассиры и как определить воровство

В ритейле кассиры реализуют мошеннические схемы, связанные с деньгами или с товарами. Чтобы ущерб был незаметен, сотрудники воруют небольшие суммы наличных или мелкие партии продукции.

При выявлении воровства из-за небольшой цены вопроса и нежелания искать новых сотрудников предприниматели часто предпочитают махнуть рукой и не разбираться в проблеме. Или даже заранее закладывать воровство в расходы. В результате безнаказанность порождает новые кражи, а их регулярность наносит ущерб и финансовому состоянию компании, и её имиджу.

Стоит насторожиться и принять меры, если заметили следующие признаки:

  • несоответствия при инвентаризации;
  • недостача денежных средств;
  • несоответствие продаж и выбитых чеков;
  • наличие отрицательных остатков;
  • нарушение периодичности выписки кассовых чеков;
  • наличие необоснованных операций по редактированию, аннулированию чеков, отмене продукции;
  • открытие денежного ящика в конце смены без закрытия;
  • использование кассиром скидок, которые не применяют другие сотрудники;
  • пересортица.

Указать на воровство поможет и обратная связь от клиентов. Если покупатели стали жаловаться на обвесы, неверную сумму в чеке или сдачу, пора искать виновного. Но сначала расскажем, какие вообще бывают схемы мошенничества.

Схемы мошенничества и как их выявить

Способов обмана у кассиров много. Вот самые распространённые схемы краж:

  • Непробитие одного или нескольких товаров.

Деньги за них кассир забирает себе. Выявляется махинация по камерам слежения, а также проверкой чеков покупателей на выходе. Инвентаризация покажет недостаток товара. 

  • Пробитие более дорогого товара по цене дешёвого, подмена штрихкодов.

Покупателю озвучивается цена дорогого товара, он рассчитывается наличными. Чек при этом не предоставляется, а разницу в цене продавец забирает себе. Определить воровство помогут видеонаблюдение, проверка купленных товаров на их соответствие позициям в чеке, ревизия: для этой схемы характерны пересортица, недостача дорогой продукции.

  • Ввод в чек всех позиций, а далее отмена отдельных товаров или чека полностью.

Указывают на мошенничество частые операции по удалению позиций в смену сотрудника, а при пересменке объём проданных товаров и сумма в кассе не совпадают. Борьба с этим — техническое блокирование кассиру доступа к операциям: отмену делает доверенное лицо.

  • Фиктивный возврат товара, когда кассир забирает деньги себе, а продукция фактически не возвращается.

Как вариант, продавец принимает пустую коробку. В этом случае кассир часто привлекает сообщников. Определить воровство поможет выборочная инвентаризация при пересменке — на те группы товаров, которые возвращали.

  • Наклеивание на весовую продукцию штрихкода более дешёвого товара.

В этом случае покупатель и кассир находятся в сговоре, получают дорогой товар по низкой цене. Инвентаризация покажет недостачу товаров и пересортицу. Характерен избыток проданной дешёвой продукции при нехватке дорогой из той же категории.

  • Списание товара.

Кассир договаривается с поставщиками о поставке скоропортящейся или дефектной продукции. Затем её списывает и продаёт по своим каналам. Схему непросто вычислить: должны насторожить частые списания товаров. Необходима проверка качества отгружаемого товара и остатков перед списанием.

  • Махинации с программами лояльности.

Кассир использует в свою пользу бонусы и скидки. Например, пробивает в чеке скидку, а продаёт покупателю товар по полной стоимости — разницу забирает себе. Признаками мошенничества являются повторяющиеся номера скидочных карт в один и тот же день, большое число чеков со скидками.

  • Перезапуск кассы.

Кассир формирует, но не закрывает чек, принимает оплату и отдаёт сдачу, а затем перезапускает кассу. В большинстве случаев клиент не желает ждать чек и уходит. А после перезапуска кассы незакрытый чек часто не сохраняется. В результате продавец может не пробить чек или ввести меньшую стоимость. Инвентаризация покажет недостачу продукции, проверка кассы — операции по перезапуску.

  • Лишний товар в чеке.

При покупке однотипных товаров кассир добавляет несколько штук. Затем забирает продукцию или деньги себе. Часто выявлять подобные схемы помогают сами покупатели, замечающие ошибки в чеке. 

  • Пробивание одного товара несколько раз.

Схема, распространённая в общепите и ресторанном бизнесе. Например, бармен распечатывает клиенту чек на пиво, но не закрывает его. Через несколько минут другой посетитель заказывает то же пиво — бармен перепечатывает чек первого клиента, получает оплату. Затем закрывает чек, а деньги от первого заказа забирает себе.

На практике встречаются и другие, иногда весьма оригинальные схемы. Например, продажа алкоголя ночью. Поскольку в ночное время торговать алкогольной продукцией запрещено, кассир соглашается на это только с наценкой, которую забирает себе, а чек отбивает утром. Потерь магазин в этом случае не испытывает, но можно получить санкции при внезапной проверке. 

Как доказать, что продавец ворует

Итак, у вас есть подозрение, что продавец ворует деньги из кассы. Дальнейшие действия зависят от размера ущерба, а также ваших возможностей и желания. Можно провести расследование самостоятельно или обратиться в полицию.

Обращение в полицию является поводом для заведения уголовного дела по статье 160 УК РФ, если ущерб превышает 2500 ₽. При небольшой сумме кражи в отношении виновника назначают административные санкции по статье 7.27 КоАП РФ.

Как доказать, что продавец ворует:

  • Опросите сотрудников. Сам факт, что руководитель намерен проводить расследование, может остановить систематические кражи.
  • Получите обратную связь от клиентов. Просмотрите книгу жалоб и предложений, отзывы в сети. Свяжитесь с покупателями, оставившими негативные отзывы или претензии. Во-первых, это повысит лояльность клиентов, во-вторых, поможет найти вора.
  • Просмотрите записи с видеокамер. Видеоматериалы являются прямым доказательством нарушения регламента продаж. Важно, чтобы детали кражи были хорошо различимы, вплоть до номинала денег.
  • Автоматизируйте систему учёта и контроля. Это позволяет зафиксировать не только нарушения, но и их обстоятельства: каким было конкретное действие, на каком этапе произошло, кто совершил.

Для тех, кто с Эвотором

В «Управлении ассортиментом» удобно сравнивать реальные остатки с данными в сервисе и проверять, не обманывают ли вас сотрудники. Товары тоже всегда будут в порядке — отчёты помогут найти ошибки: дубли, отрицательные остатки, нулевые цены, товары с низкой наценкой.

На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2RanynDVpMW

Как предотвратить кражу: советы экспертов

Профилактика воровства кассиров — эффективная система контроля и наказания.

Вот что советует Станислав Ананьин, эксперт в области розничных продаж, применения закона о защите прав потребителей:

«Общие требования по профилактике воровства:

  • Запрет бесконтрольного снятия промежуточных отчётов (х-отчёт). Не зная, сколько денег должно быть в кассе, невозможно точно изъять излишек. 
  • Запрет на наличие в кассовой зоне листов бумаги, сотовых телефонов, личных вещей, личных денежных средств. По возможности форма кассира должна быть без карманов. Наличие любого вида записей, не связанных с основной деятельностью, — сигнал для усиления контроля. 
  • Внезапные инвентаризации кассы с составлением акта при любом результате. Расхождение плюс-минус на 30 ₽ допустимо. Во всех остальных случаях нужно попросить кассира объяснить расхождение. Инвентаризации отдельных групп товаров позволят быстро отследить, что и как пропало. 
  • Размещение объявления «Если вам не выдали чек, сообщите по номеру…» в кассовой зоне. Объявление хорошо работает, особенно если пообещать покупателю бонус, например скидку. Случайное падение, отсутствие, завешивание объявления — тревожный звонок. 
  • Использование услуг тайных покупателей — контрольных закупок неизвестными для сотрудника людьми. 
  • Обязательное наличие камеры над кассой. Её ракурс должен обеспечивать видимость всего кассового узла. Камера должна иметь разрешение, позволяющее идентифицировать номинал передаваемых купюр».

Юлия Вешнякова, генеральный директор компании «АРТ-ритейл»:

«Как избежать краж? Ввести контроль кассовых операций. Он включает в себя несколько степеней проверки и мер профилактики: 

  • Нужно регулярно выявлять кассиров с нестандартным количеством возвратов, скидок и прочих специфических операций. Это делается с помощью установки аналитической учётной системы контроля кассовых операций.
  • Необходимо сверять содержание пробитого чека с данными видеокамеры при подозрительном поведении сотрудников.
  • Следует размещать защитную наклейку рядом со штрихкодом или под ним. Такое размещение приведёт к обязательному пробитию товара при деактивации бирки, а значит, продавцы не смогут отпускать товар, не проводя его по кассе.
  • Нужно внести в должностные инструкции и другие документы компании обязанности кассира и меры наказания за недостачу и кражу: материальную ответственность, штрафы.
  • Можно вписать в трудовой договор пункт о коллективной (бригадной) материальной ответственности за причинение ущерба (ст. 245 ТК). Это сведёт к минимуму желание продавцов придумывать разные схемы из серии «ты мне, я тебе, а потом по очереди», потому что ущерб будет равно делиться на всех.

Наконец, регулярно проводите инвентаризацию. И стремитесь проводить такую кадровую политику, при которой и обороты будут расти, и продавцы смогут заработать».

Для тех, кто с Эвотором

«Контроль кассира» записывает и анализирует все события, происходящие на смарт-терминале: корректировку цены, количества товара, удаление позиций, очистку чека, предоставление скидок и другие. В любой момент можно сформировать отчёт за определённый период и оценить действия сотрудника.

На правах рекламы ООО “Эвотор” 2RanyndDcs2

От себя добавим, что важно проводить тщательный отбор сотрудников при найме на работу, разграничить доступ к складским помещениям, ограничить права кассиров на корректировку, аннулирование чеков, возврат, печать. Необходимо производить разбор полётов при любой ситуации, не допуская безнаказанности, а также организовать службу внутренней безопасности, которая будет контролировать не только покупателей, но и персонал.

Подытожим

  • Причинами воровства могут быть низкая зарплата кассиров, соблазн лёгкого заработка, ощущение безнаказанности, увольнение, тяжёлое материальное положение и другие проблемы.
  • К распространённым схемам мошенничества относятся непробитие одного или нескольких товаров, отмена отдельных позиций или чека полностью, фиктивный возврат, махинации с программами лояльности, внесение лишнего товара в чек и другие.
  • Доказать кражу позволяют опросы сотрудников и клиентов, запись с видеокамер, данные систем контроля кассовых операций.
  • Для предотвращения мошенничества необходимо внедрять системы учёта кассовых операций, видеонаблюдения, проводить внезапные инвентаризации, внести в локальные документы предприятия меры наказания за нарушения кассовой дисциплины, кражу, проверять сотрудников при найме, организовать службу внутренней безопасности.
  • Иногда помогает более тщательный наём персонала, обучение и введение системы мотивации.