Кассир может случайно нарушить кассовую дисциплину, например неправильно сдать сдачу или забыть закрыть денежный ящик. Но чаще всего ущерб компании наносится умышленно. Рассказываем, как не стать жертвой преступления собственных работников и как поймать продавца или кассира на воровстве.
Условно кассиров-воров можно поделить на три категории:
Воровство кассиров — не просто неприятность или рабочий момент: это ведёт к снижению прибыли, конфликтам в коллективе, ухудшению репутации. Кроме того, при проверке налоговой есть риск получить штраф за нарушение кассовой дисциплины: 40 000 – 50 000 ₽ для организаций, 4000–5000 Р для ИП (ст. 15.1 КоАП РФ).
Компании важно тщательно контролировать продажи, своевременно выявлять потери и предотвращать нарушения.
Среди основных причин кражи денег кассиром и других мутных схем:
Борьба с воровством предполагает комплексную работу с возможными причинами: чем меньше провоцирующих факторов, тем ниже риск краж.
В ритейле кассиры реализуют мошеннические схемы, связанные с деньгами или с товарами. Чтобы ущерб был незаметен, сотрудники воруют небольшие суммы наличных или мелкие партии продукции.
При выявлении воровства из-за небольшой цены вопроса и нежелания искать новых сотрудников предприниматели часто предпочитают махнуть рукой и не разбираться в проблеме. Или даже заранее закладывать воровство в расходы. В результате безнаказанность порождает новые кражи, а их регулярность наносит ущерб и финансовому состоянию компании, и её имиджу.
Стоит насторожиться и принять меры, если заметили следующие признаки:
Указать на воровство поможет и обратная связь от клиентов. Если покупатели стали жаловаться на обвесы, неверную сумму в чеке или сдачу, пора искать виновного. Но сначала расскажем, какие вообще бывают схемы мошенничества.
На правах рекламы Эвотор
Способов обмана у кассиров много. Вот самые распространённые схемы краж:
Деньги за них кассир забирает себе. Выявляется махинация по камерам слежения, а также проверкой чеков покупателей на выходе. Инвентаризация покажет недостаток товара.
Покупателю озвучивается цена дорогого товара, он рассчитывается наличными. Чек при этом не предоставляется, а разницу в цене продавец забирает себе. Определить воровство помогут видеонаблюдение, проверка купленных товаров на их соответствие позициям в чеке, ревизия: для этой схемы характерны пересортица, недостача дорогой продукции.
Указывают на мошенничество частые операции по удалению позиций в смену сотрудника, а при пересменке объём проданных товаров и сумма в кассе не совпадают. Борьба с этим — техническое блокирование кассиру доступа к операциям: отмену делает доверенное лицо.
Как вариант, продавец принимает пустую коробку. В этом случае кассир часто привлекает сообщников. Определить воровство поможет выборочная инвентаризация при пересменке — на те группы товаров, которые возвращали.
В этом случае покупатель и кассир находятся в сговоре, получают дорогой товар по низкой цене. Инвентаризация покажет недостачу товаров и пересортицу. Характерен избыток проданной дешёвой продукции при нехватке дорогой из той же категории.
Кассир договаривается с поставщиками о поставке скоропортящейся или дефектной продукции. Затем её списывает и продаёт по своим каналам. Схему непросто вычислить: должны насторожить частые списания товаров. Необходима проверка качества отгружаемого товара и остатков перед списанием.
Кассир использует в свою пользу бонусы и скидки. Например, пробивает в чеке скидку, а продаёт покупателю товар по полной стоимости — разницу забирает себе. Признаками мошенничества являются повторяющиеся номера скидочных карт в один и тот же день, большое число чеков со скидками.
Кассир формирует, но не закрывает чек, принимает оплату и отдаёт сдачу, а затем перезапускает кассу. В большинстве случаев клиент не желает ждать чек и уходит. А после перезапуска кассы незакрытый чек часто не сохраняется. В результате продавец может не пробить чек или ввести меньшую стоимость. Инвентаризация покажет недостачу продукции, проверка кассы — операции по перезапуску.
При покупке однотипных товаров кассир добавляет несколько штук. Затем забирает продукцию или деньги себе. Часто выявлять подобные схемы помогают сами покупатели, замечающие ошибки в чеке.
Схема, распространённая в общепите и ресторанном бизнесе. Например, бармен распечатывает клиенту чек на пиво, но не закрывает его. Через несколько минут другой посетитель заказывает то же пиво — бармен перепечатывает чек первого клиента, получает оплату. Затем закрывает чек, а деньги от первого заказа забирает себе.
На практике встречаются и другие, иногда весьма оригинальные схемы. Например, продажа алкоголя ночью. Поскольку в ночное время торговать алкогольной продукцией запрещено, кассир соглашается на это только с наценкой, которую забирает себе, а чек отбивает утром. Потерь магазин в этом случае не испытывает, но можно получить санкции при внезапной проверке.
Итак, у вас есть подозрение, что продавец ворует деньги из кассы. Дальнейшие действия зависят от размера ущерба, а также ваших возможностей и желания. Можно провести расследование самостоятельно или обратиться в полицию.
Обращение в полицию является поводом для заведения уголовного дела по статье 160 УК РФ, если ущерб превышает 2500 ₽. При небольшой сумме кражи в отношении виновника назначают административные санкции по статье 7.27 КоАП РФ.
Как доказать, что продавец ворует:
Для тех, кто с Эвотором
В «Управлении ассортиментом» удобно сравнивать реальные остатки с данными в сервисе и проверять, не обманывают ли вас сотрудники. Товары тоже всегда будут в порядке — отчёты помогут найти ошибки: дубли, отрицательные остатки, нулевые цены, товары с низкой наценкой.
Профилактика воровства кассиров — эффективная система контроля и наказания.
Вот что советует Станислав Ананьин, эксперт в области розничных продаж, применения закона о защите прав потребителей:
«Общие требования по профилактике воровства:
Юлия Вешнякова, генеральный директор компании «АРТ-ритейл»:
«Как избежать краж? Ввести контроль кассовых операций. Он включает в себя несколько степеней проверки и мер профилактики:
Наконец, регулярно проводите инвентаризацию. И стремитесь проводить такую кадровую политику, при которой и обороты будут расти, и продавцы смогут заработать».
Для тех, кто с Эвотором
«Контроль кассира» записывает и анализирует все события, происходящие на смарт-терминале: корректировку цены, количества товара, удаление позиций, очистку чека, предоставление скидок и другие. В любой момент можно сформировать отчёт за определённый период и оценить действия сотрудника.
От себя добавим, что важно проводить тщательный отбор сотрудников при найме на работу, разграничить доступ к складским помещениям, ограничить права кассиров на корректировку, аннулирование чеков, возврат, печать. Необходимо производить разбор полётов при любой ситуации, не допуская безнаказанности, а также организовать службу внутренней безопасности, которая будет контролировать не только покупателей, но и персонал.
На правах рекламы Эвотор
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Малый и средний бизнес можно перевести на удалённую работу, если позволяет сфера деятельности. Мы узнали, как правильно это сделать и зачем это нужно.
До 30 июня 2020 года каждый работодатель должен рассказать сотрудникам о новых правилах ведения трудовых книжек. А с 1 января 2021 года новые правила начнут работать. Мы разобрались, что нужно сделать уже сейчас.
Что скажете?