- Истории
- Сеть прачечных: «Сложно смириться с тем, что управляющий профессиональнее тебя»
3 сентября 2018
Сеть прачечных: «Сложно смириться с тем, что управляющий профессиональнее тебя»
Давид Папаскири, основатель Prachka.сom, о том, как и зачем создал свой бизнес
- Автор: Анна Лобанова
- Беседовала: Анна Лобанова
Как появилась идея
Идея возникла давно, еще в студенческие годы. Я путешествую, наблюдаю, как как живут студенты в соседних странах, в частности в Финляндии и Швеции.
Увидели, что у студентов в общежитиях стоят профессиональные машинки, и это абсолютно нормально — стирать не в тазике, а в профессиональной прачечной. Началось с того, что захотелось открыть студенческую прачечную. Изначально казалось, что в принципе такая услуга может пользоваться спросом именно у студентов. Примерно через год после того как запустились, поняли, что в прачечную, которую мы открыли для студентов — хорошо что она была со свободным доступом — ходят обычные жители. Причем их число составляет не меньше половины клиентской базы. Дальше мы уже стали развивать нашу сеть, ориентируясь не только на студентов, но и на местных жителей.
Прачечная — это доступно. К нам ходят и пенсионеры, и холостяки
Есть клиенты, для которых в принципе вся стирка происходит в наших прачечных. И пенсионеры такие есть, и холостяки. Особенно если прачечная в шаговой доступности — они уже привыкли, что можно зайти в прачечную, услуга доступна по цене. Более чем доступна, я бы сказал. На сегодняшний день стандартная стирка у нас в прачечных стоит около 100-120 рублей.
Это мы стараемся сделать также какими-то инструментами ценовой политики. У нас в будние дни по утрам, например, льготная цена. Есть клиенты, для которых 30-40 рублей разницы в цене играют роль. Они приходят пораньше, загружают прачечную уже с утра. И часто в большинстве наших прачечных с 10 до 11 утра выстраивается очередь, и машинки уже начинают работать.
Отталкиваться от того, что нужно клиенту
Мы часто отталкиваемся от того, что нужно клиентам. И с подачи клиентов мы что-то меняем. К примеру, запустив прачечные и принимая какие-то крупногабаритные вещи — одеяла, пледы, пуховики — мы не принимали старые большие пуховые подушки. Такие, знаете, бабушкины подушки, которые могут развалиться в стирально-сушильной машине. У нас уже были такие случаи.
Поэтому мы их не принимали. Клиенты были, естественно, недовольны этим. И это сподвигло нас на то, что один из партнеров одной из прачечной предложил: «Давай я открою мини-производство по чистке с заменой наперника вот таких пуховых подушек».
И благодаря тому, что сеть достаточно большая — в рамках одной прачечной таких подушек нам в месяц приносят немного — мы почти тысячу подушек в месяц на сегодня в Петербурге обрабатываем. И клиенты остаются довольны, они не уходят домой с непостиранной подушкой грустные. Они просто ее сдают и через пять дней приходят за чистой и продезинфицированной.
Это был интересный эксперимент, было просто интересно попробовать такой формат. Интересно сделать то, чего нет на рынке. А дальше где-то год я наблюдал за первой прачечной, чтобы понять. И что-то корректировал в плане ценовой политики, набора услуг, подхода к клиентскому обслуживанию. И дальше уже на основе того первого примера, который был, открыли вторую.
Что с конкурентами
Конкуренции в тот момент на рынке вообще не было. Я бы сказал, что и сейчас какой-то острой конкуренции не наблюдается. Мы выбрали интересную нишу и научились очень многому. Вроде бы бизнес очень простой, и кажется, что стоит его скопировать? Но на самом деле есть очень много маленьких секретов и наработок. Много ошибок, которые сами допускали. То есть открывая восьмую, девятую, десятую прачечную, мы каждый раз все равно использовали опыт и ошибки, которые были допущены при открытии предыдущих прачечных.
Финансовый и бизнес-план у меня были
Хоть это был и эксперимент, все равно какой-то бизнес-план был нарисован, был нарисован и финансовый план. Именно тогда я понял, что, конечно, на таком микробизнесе в масштабе одной прачечной каких-то заметных денег заработать нельзя. Это было, с одной стороны, таким экспериментом и развлечением, а с другой — поглощало достаточно много личного времени, потому что я в багажнике своей машины возил стиральный порошок в эту прачечную. Потому что я же не мог нанять управляющего с одной прачечной. Когда у нас уже 5-6 прачечных было, понятно, что на доходы этих прачечных можно позволить себе штатного бухгалтера и управляющего. На сегодняшний день у нас в городе уже 40 прачечных, тут уже большая служба. И инженерная служба своя есть, и управляющий не один.
Сначала я делал всё сам
Я с самого начала делал практически всё сам кроме бухгалтерии. Потом было проще, поняв этот бизнес изнутри, поняв, как он работает. В чем-то помогло и образование. Уже проще было ставить задачи впоследствии, когда появился управляющий, появился директор по персоналу. Когда ты знаешь бизнес изнутри и сам уже испробовал какие-то методы поиска и отбора персонала и оценки его работы, сам выстраивал систему мотивации. Тогда гораздо проще сработаться с наемным работником, который делает это для тебя в рамках сети.
Часто сложно смириться с тем, что он может быть профессиональнее тебя в этом вопросе, этот момент тоже присутствует. Но удалось себя убедить в том, что не во всем можно быть лучшим.
Как развивались
Развивались не очень быстро в первые годы, потому что хотелось нащупать и найти правильный путь, как этот бизнес должен работать, как должен быть налажен бизнес-процесс, чтобы в итоге не только клиентам удовольствие приносили наши прачечные — клиенты у нас очень довольные — но чтобы и собственнику деньги какие-то капали. Поэтому открывались неспеша. Изначально доходы от уже существующих объектов — у меня были другие источники дохода на тот момент — то есть всю зарабатываемую прибыль я тратил и инвестировал в новые объекты. Кроме того, конечно, были частные инвесторы. То есть в качестве партнеров привлекались частные инвесторы, которым этот бизнес был интересен.
Были инвесторы на конкретную прачечную, где мы на определенных долях открывали данную прачечную. На сегодняшний день, наверное, в половине прачечных есть инвесторы, то есть я не являюсь единственным собственником.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
История одного бизнеса
122
806
1765
2874
5919
5321
5295
3004
2185
8166
1868
1298
4640
1325
2183
919
776
987
742
430
647
678
1015
8737
1477
1510
823
397
2830
558
375
405
1172
663
430
483
379
605
524
343