Массажная студия по франшизе: как посчитать, когда она окупится
Алексей вложил 2,5 миллиона, рассчитывая на окупаемость через полтора года. Мы разобрали расходы салона, чтобы понять, стоит ли на это рассчитывать. Спойлер: шансы есть.
Предприниматель купил франшизу студии заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы» летом 2021 года, а уже в сентябре открыл двери для клиентов. Формально это массажный салон, а по факту — уютное место, куда приходят расслабляться целыми семьями. Конкурентных преимуществ у него три: во-первых, название, которое вызывает воспоминания о детстве, во-вторых — это моноуслуга, в студии нет никаких посторонних услуг вроде депиляции и маникюра, а в-третьих, оплата идёт за время, а не за вид или локацию массажа.
Мы взяли у Алексея данные по движению денежных средств за месяц и вместе с Дмитрием Фурье из «Нескучных финансов» сделали экономическую модель его бизнеса.
Что обещает франшиза
- Стартовые инвестиции: от 900 000 ₽ на открытие, стартовый маркетинг и закупку косметики.
- Срок окупаемости: от 11 месяцев.
- Роялти: 7% от выручки.
- Паушальный взнос: 450 000 ₽ (использование бренда, подключение и настройка CRM-системы, маркетинг-план, предварительное оформление соцсетей, постоянная поддержка персонального менеджера).
- Чистая прибыль: от 200 000 ₽ в месяц.
Выходит, что для открытия нужно потратить не менее 1,35 миллиона рублей.
Стартовая сумма инвестиций может быть и больше 900 000 ₽— в зависимости от региона и от того, сколько рабочих мест будет в студии. При этом чем больше вложено на старте, тем дольше срок окупаемости.
Что получилось по факту
На старте Алексей потратил 2,5 миллиона рублей. Часть из этих денег — расходы: паушальный взнос, ремонт, реклама, аренда помещения. Остальное — вложение: покупка мебели, запасов материалов, расходников.
В чём разница:
Трата считается вложением, если у компании в результате сформировался какой-то ресурс. Например, запасы, средства производства, станки, мебель. В будущем их можно продать и превратить опять в деньги. Расходы же просто уходят из кармана предпринимателя.
Персонал Алексей нанял быстро: франшиза дала готовые регламенты, как нужно выбирать сотрудников, какие собеседования проводить, какие задавать вопросы. Рекламу он запустил заранее, поэтому первые клиенты появились сразу.
Сейчас в штате у Алексея работает десять человек: это мастера и администраторы. Управляющего как такового пока нет: часть обязанностей берёт на себя старший мастер, часть Алексей выполняет сам.
Советует Дмитрий Фурье:
Когда владелец салона выполняет задачи сотрудника — например, если эта вакансия пока не заполнена, — он должен платить себе зарплату, как нанятому сотруднику. Эта сумма должна фигурировать в расчётах сразу, чтобы затраты сходились. Когда сотрудник будет нанят, не случится резкого падения прибыли из-за неучтённой зарплаты.
За первый неполный месяц работы удалось выручить больше 230 000 ₽, за второй — более 500 000 ₽. Казалось бы, отличный результат! Но если посчитать постоянные и переменные расходы, то чистая прибыль получается не такой уж и большой.
Алексей планирует окупить вложения примерно за 18 месяцев. Для этого ему нужно, чтобы каждый месяц чистая прибыль составляла примерно 130 000 ₽. Чтобы посчитать, сколько салон приносит сейчас, надо пройтись по пунктам и учесть все расходы.
Зачем считать так сложно?
Базовые финансовые знания помогают управлять бизнесом осознанно. Когда вы просто считаете, сколько пришло, сколько ушло, и снимаете со счёта деньги на глаз, однажды может случиться неприятная нехватка денег на необходимые выплаты.
Не все деньги на вашем счёте одинаковые. У вас может быть кредит — это вообще не ваши деньги, их придётся вернуть банку. Есть выручка, её вы заработали, а вот предоплату ещё предстоит отработать. Расходы тоже различаются: часть денег вы отдаёте регулярно, вне зависимости от выручки, другие затраты зависят от того, сколько клиентов обслужили в этом месяце.
Если не понимать, как приходят и уходят деньги, вы не сможете принимать решения: нужно ли вам больше рекламы, стоит ли нанять ещё одного мастера или уволить кого-то, можете ли вы себе позволить расширить салон или открыть вторую точку.
Так что давайте разбираться. Мы взяли данные за один месяц и сейчас разложим их по полочкам.
1. Выручка: 674 391 ₽
Выручка — то, что Алексей получает от непосредственной продажи услуг и товаров, то есть то, что клиент оставляет на кассе.
В этом месяце сумма выручки составила 674 391 ₽. Примерно 5% из неё — продажа средств по уходу за телом. Ещё 10% приходится на оказание дополнительных услуг, так называемых спа-плюшек: обёртываний, скрабирования, масок. Получается, что на чистом массаже салон заработал 573 232 ₽. Это 339 часовых сеансов в месяц.
Используйте сервис «Управление ассортиментом» от Эвотора, чтобы анализировать ежемесячную выручку от разных услуг и товаров.
Для трёх неполных месяцев работы начало неплохое, но что с этими деньгами происходит дальше?
2. Маржинальный доход: 555 867 ₽
Маржинальный доход — деньги, которые остаются после вычитания переменных расходов. Это затраты непосредственно на производство и оказание услуг.
«Какие затраты у массажа, это же не товар?» — спросите вы. На каждого клиента нужны расходные материалы: масло для массажа, шапочки, нижнее бельё, бумажные салфетки. На них было потрачено 17 197 ₽. Часть расходников уйдёт в этом месяце, часть останется на следующий, либо, наоборот, придётся закупать ещё. В этом суть переменных расходов: они меняются пропорционально выручке. Больше выручка — больше переменные расходы.
Простыни и халаты в салоне выдаются не одноразовые, а хлопковые. Так что в переменные расходы входят и услуги химчистки — 22 424 ₽. После сеанса клиентов угощают чаем. На закупку самого чая, бутилированной воды и сладостей ушло 6744 ₽.
В переменные расходы входит закупка косметики на продажу и для уходовых процедур — 15 511 ₽. Кроме того, Алексей платит процент с выручки администраторам. Этот показатель тоже сильно зависит от продаж. В последнем месяце он составил 9441 ₽.
А ещё Алексей отчисляет 7% с выручки каждый месяц собственникам франшизы — 47 207 ₽.
Итого 118 524 ₽ — это 17,6%.
Считаем: 674 391 — 118 524 = 555 867 ₽.
555 867 ₽ — маржинальный доход салона. Довольно много, но эта сумма не считается чистой прибылью.
3. Операционная прибыль: 26 867 ₽
Это количество денег, которое остаётся после вычета переменных затрат на производство или оказание услуг и на содержание прочих бизнес-процессов.
О переменных расходах мы написали выше. Постоянные же расходы нужны на обеспечение работы бизнеса. Они не зависят от количества клиентов и продаж, это те деньги, которые собственник платит в обязательном порядке: арендная плата, зарплата сотрудников, услуги связи, оплата онлайн-кассы. Это административные расходы.
Алексей снял помещение в центре города и платит за него 90 000 ₽ в месяц. На зарплату администраторам и мастерам уходит 334 000 ₽, ещё 24 000 ₽ Алексей платит за интернет, ПО, клининг и охрану. 6000 ₽ уходит на оплату эквайринга, обслуживание счёта и онлайн-кассу. Всего набежало 454 000 ₽ (67,3%).
Считаем: 555 867 — 454 000 = 101 867 ₽.
Кроме административных есть ещё и коммерческие расходы — реклама. В этом месяце Алексей потратил на неё 25 000 ₽. Эти деньги ушли на таргетинг и рекламу на Яндекс.Картах. Ещё 50 000 ₽ он платит таргетологу. Итого 75 000 ₽ (11,1%).
Вычитаем расходы на рекламу: 101 867 — 75 000 = 26 867 ₽.
Так обязательные платежи съели почти всю прибыль. Но положительный показатель операционной прибыли — уже хороший результат для небольшого бизнеса, особенно через два месяца после открытия.
4. Чистая прибыль: −13 596 ₽
Вот мы и подошли к самому интересному. Чистая прибыль — итоговая сумма, которая останется после вычета всех остальных платежей. Это могут быть проценты по кредиту, налоги, амортизация оборудования.
Оборудования, на которое нужно считать амортизацию, у Алексея нет, кредита тоже.
Налоги, в отличие от процентов по кредиту, платят раз в квартал, так что в этом месяце их платить не придётся. Но отложить эти деньги из текущей выручки было бы разумно. Это ещё 40 463 ₽ — 6% на УСН.
Целиком сумму отложить не удастся: 26 867 — 40 463 = -13 596 ₽.
Но хочется напомнить:
Чистая прибыль ≠ деньги на расчётном счёте.
В банке может быть больше или меньше — зависит от поступлений и расходов. Например, предприниматель может закупить наперёд расходники в большем количестве либо получить предоплату за товары.
Точка безубыточности: выручка = 692 000 ₽.
Если не учитывать налоговую нагрузку и не откладывать в этом месяце деньги, то Алексей в этом месяце вышел в плюс. С учётом налоговой нагрузки выручка должна составлять примерно 692 000 ₽ в месяц, чтобы выйти на ноль. И больше, если хочется всё-таки заработать.
Так когда же бизнес окупится?
Алексей планирует выйти на окупаемость за 18 месяцев работы. Впереди у него ещё 15 месяцев. Но с таким показателем чистой прибыли сделать это не получится. Нужно зарабатывать хотя бы один миллион рублей выручки, тогда, при сохранении расходов примерно на том же уровне, через 10–12 месяцев бизнес окупится при условии, что всю чистую прибыль Алексей будет забирать себе.
В реальной жизни так получается редко: по крайней мере половину приходится вкладывать обратно — в развитие бизнеса. В этом случае ожидаемый результат Алексей получит только через 20–24 месяца.
Но не стоит забывать, что это только третий месяц работы. И предпринимателю помогают эксперты, которые открыли уже не один салон. Так что будем верить, что у Алексея всё получится.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Что скажете?