- Истории
- «Проблемы нарастали как снежный ком, и встал вопрос о том, чтобы закрыть ресторан»
22 октября 2018
«Проблемы нарастали как снежный ком, и встал вопрос о том, чтобы закрыть ресторан»
Наталья Тепеницкая одновременно открывала два ресторана с разными партнерами. Один ресторан — «Полный балет» — открыли вовремя, а со вторым — затянули до середины декабря. Деньги закончились, прибыли не было, и партнеры захотели продать ресторан. Чтобы спасти бизнес, Наталья рассталась с ними и нашла новых партнеров. Она рассказала, почему со вторым проектом все пошло не по плану.
- Автор: Анна Лобанова
- Беседовала: Анна Лобанова
Ресторанный бизнес: с партнёрами мы расстались
В любом бизнесе, неважно, в каком — ресторанном, не ресторанном, — нужно смотреть всегда из глубины частных обстоятельств, не только своих, но и твоих партнеров. Что там как может вообще сложиться. Рассматривать всегда разные сценарии, потому что, как всем известно, каждый момент — это множество сценариев, вариантов, как может всё развиваться. На самом деле, при построении вот этого бизнеса, этого заведения в самом начале у меня были такие опасения. Я думала, что, может быть, не стоит вообще в это идти, но не прислушалась к своей интуиции… И всё равно получилось так, что мы расстались с этими партнерами.
Да, случается и такое. Тут сыграли роль как раз, скажем так, частные обстоятельства моих партнеров. Это всё наложило отпечаток на бизнес-отношения. И, конечно, не последнюю роль сыграли финансы: деньги никто не отменял. Очень большое влияние оказало то, что это было два проекта за очень короткий период. Мы серьезно вложились и силами, и финансами в «Балет» и, конечно, к открытию этого проекта мы были измотаны, у нас не было практически никакой финансовой подушки безопасности. Конечно, в ресторанном бизнесе есть необходимость этой финансовой подушки, потому что редко когда он сразу выходит в ноль. Всегда есть затратная часть в виде аренды, в виде зарплаты сотрудникам. То, что вы не можете отсрочить, потому что это сразу влечет за собой обстоятельства. И в общем-то, в моем случае случилось именно так. И вот эта усталость еще плюс, физическая даже, и эмоциональная, и моральная — она не позволила нам как-то выстроить эти бизнес-процессы. То есть на одной харизме тоже далеко не уедешь.
Мы открылись в самое неудачное время, которое вообще только можно было придумать
Это было 15 декабря, открылись мы с большим опозданием, это повлекло за собой, естественно, финансовые потери, потому что заведение не работало, не приносило денег, а у нас закончился период каникул. Соответственно, мы платили всё время аренду — аренда здесь немаленькая, сами понимаете. В общем, вот так, как снежный ком, стало нарастать, нарастать, нарастать, и в какой-то момент просто финансы стали заканчиваться, развития не происходило и встал вопрос о том, чтобы заведение закрывать и как-то его реализовывать.
Мои партнеры были за реализацию, за продажу, я не хотела продаваться, я была намерена остаться здесь, в бизнесе, но при этом силы уже тоже закончились, поэтому за достаточно короткий промежуток времени я нашла новых партнеров, компаньонов, составила с ними договорные отношения, и сейчас мы уже вышли на финишную прямую. Я думаю, что месяца через полтора мы здесь откроемся, просто с новым форматом, с новыми компаньонами.
Зимне-весенний период — это не сезон для ресторана
Действительно, в зимний период люди живут буквально несколькими датами, в которые могут быть какие-то сверхприбыли. Это Новый год, безусловно, потом у нас есть 23 февраля, которое такой условный очень праздник, есть 14 февраля, к которому обычно все готовятся. Дело в том, что к Новому году рестораны и гости ресторанов начинают готовиться в октябре или даже в сентябре. И обычно к ноябрю всё уже спланировано, гости уже знают, в какие рестораны они пойдут отмечать это событие. Корпоративы уже все намечены, даже в большинстве случаев оплачены. Это уже кусок пирога, который распределен между участниками рынка — это раз.
У людей тоже. Остальная часть людей, которые не попадают под эту категорию, — у них всё равно есть свои планы. Очень большая часть людей уезжает из города, то есть гости отсутствуют. 15 декабря гости, которые приезжают, еще не приехали. Они все приезжают ближе к концу декабря или в начале января. Но те гости, которые приезжают, — они должны про вас знать.
Если вы открылись 15 декабря, про вас эти гости еще не знают. Новый год прошел, потом наступает январь. Часть гостей, которые могли бы знать и знают, отсутствуют, вторая часть гостей просто не знает, люди свои деньги уже потратили на отпуска, подарки, на всё-всё-всё и, в общем-то, ждут зарплаты.
Зарплата обычно после новогодних праздников случается не раньше 15 января, а то и 20. Соответственно, у людей просто нет денег, чтобы позволить себе что-то лишнее, тем более в условиях настоящей экономики. Средний чек в ресторанах снизился, во всех абсолютно, снизилась и активность людей, и средний чек. Это такое вот не очень хорошее явление для ресторанного бизнеса. Поэтому в январе, понятно, гостей не было по другим причинам: у гостей не было денег. В феврале началось немножко какое-то движение, но тут пришел весенний грипп, авитаминоз и просто усталость. Все просто устали. Ресторанный бизнес вообще очень чувствителен к внешним факторам, к погоде. Плохая погода — плохо, никто не пришел. Хорошая погода — тоже плохо, и тоже никто не пришел: кто уехал за город, кто пошел гулять… Это всё настолько условно, и на самом деле бессмысленно прогнозировать и даже думать о том, почему к тебе никто не пришел. Это как когда ты общаешься, например, с человеком и что-то происходит, то, что неподконтрольно тебе, но при этом ты всё равно относишь это на свой счет — что с тобой что-то не так, но при этом ты понимаешь, что с тобой всё в порядке. Это вот из этой области. То есть тут просто бывает и так, и так. Гости непредсказуемо приходят и так же непредсказуемо не приходят. Иногда бывает такое, что просто пришла электричка и все высадились и зашли к тебе в ресторан. Как-то энергетика, наверное, так распределяется, что вот раз — и всем надо. А потом, например, у нас может быть два часа полная посадка, потом час вообще никого. И как вот это регулировать, конечно, непонятно.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
История одного бизнеса
759
1719
2823
5867
5319
5290
2988
2183
8116
1868
1295
4635
1324
2181
917
775
986
742
429
646
678
1015
8694
1471
1508
821
395
2826
557
374
361
405
1171
662
430
377
604
524
342