- Лайфхак № 1: чтобы клиенты не уходили вслед за мастером — храните всю информацию в CRM-системе
- Как CRM-система удерживает клиентов
- Лайфхак № 2: чтобы справиться с хаосом записей, используйте лист ожидания
- Как заполнить запись на 100% с листом ожидания
- Лайфхак № 3: чтобы не терять выручку, отправляйте опозданцев в чёрный список
- «Задержали на совещании!»
- Клиентки, которые перенесли запись несколько раз подряд
- Клиентки, с которыми «ну слишком сложно»
- Подытожим
Три лайфхака для сферы услуг: как работать с клиентами, чтобы не терять выручку
Клиент предательски бросил салон и ушёл вслед за мастером? А другой в пятый раз отменяет запись за час до назначенного времени? Не спешите насылать на них порчу. Владелица салонов красоты Ольга поделилась лайфхаками, как подружиться с такими клиентами и увеличить доход с их помощью.
Лайфхак № 1: чтобы клиенты не уходили вслед за мастером — храните всю информацию в CRM-системе
На рынке услуг есть проблема: обычно клиенты ходят не в салон, а к конкретному мастеру. Клиенту так удобнее: у них со знакомым мастером есть общие темы для разговора, мастер запомнил предпочтения клиента, особенности кожи или волос. Но такая привязанность вредит бизнесу.
Если мастер заболеет, то клиент не придёт в салон — будет его дожидаться. Если мастер уйдёт в другой салон — клиент пойдёт за ним. Для предпринимателей это головная боль: они не знают, как привязать клиентов к салону, а не к мастерам.
У Ольги два салона в Москве, в день каждый принимает в среднем по 120 клиентов. Она решила проблему незаменимости мастеров с помощью CRM-системы.
Как CRM-система удерживает клиентов
Когда посетитель приходит в салон впервые, админ спрашивает его имя, телефон, дату рождения. Гость попадает в базу: его можно поздравить с днём рождения или отправить смс с рекламой. Но главное не это. Важно, что карточка клиента пополняется после каждого визита: админ или мастер фиксируют, когда клиент приходил, какой услугой воспользовался, каким средством, остался ли доволен результатом. База постоянно пополняется, салон знает о госте всё больше.
Для сотрудников ведение системы обязательно: по каждому визиту должны быть зафиксированы услуга, средство, комментарии клиента. Сначала сотрудники были недовольны, но быстро поняли, что это играет и им на руку: они могут взять любого клиента салона, и не придётся работать с ним вслепую — в системе хранятся все подсказки.
Предпринимателю CRM-система помогает делать мастеров взаимозаменяемыми. Когда по каждому клиенту есть полная история посещений, любой мастер может заглянуть туда и понять, как лучше построить работу с клиентом. Так что теперь админы на вопрос «К какому мастеру вас записать?» часто слышат: «Неважно, у вас все хорошие». Это показатель того, что CRM-система работает.
Какие CRM-системы подойдут:
Лайфхак № 2: чтобы справиться с хаосом записей, используйте лист ожидания
В салоне красоты трудно управлять расписанием: клиенты переносят, отменяют записи или просто не приходят. Зарабатывает только тот предприниматель, который научился справляться с этим хаосом. А кто не научился, тот работает на 60% загрузки.
У Оли небольшой салон: работают две мастерицы, каждая берёт по три-пять заказов в день. И вот типичная ситуация. Вчера позвонила девушка — хотела записаться на татуаж бровей. Но на этой неделе все мастера уже заняты, пришлось отказать. Сегодня позвонила другая клиентка и отменила свою запись. Теперь у мастера освободилось время, но уже поздно: девушку на татуаж упустили. Теперь мастер будет три-четыре часа сидеть без дела.
Как заполнить запись на 100% с листом ожидания
1. Заведите программу, в которой удобно делать заметки о клиентах. Лучше, если вы храните всю информацию в одном месте: расписание мастеров, клиентов, их записи и платежи. Тогда администратор не запутается и не потеряет важную запись.
Какие программы подойдут:
2. Если вам звонит клиент, запишите его имя, телефон, услугу и подходящее ему время. Если для него нет места в расписании, занесите его в лист ожидания. Например: «Оксана, снятие и наращивание ресничек, будние дни до 19:00 на этой неделе».
3. Если у вас освободилось время в расписании, загляните в лист ожидания — наверняка там найдётся клиент, которому это время подходит.
4. Просматривайте лист ожидания каждый день: вдруг можно что-то подвинуть, переставить, оптимизировать, чтобы принять клиента из листа.
5. Если времени для клиента так и не нашлось, попробуйте перенести запись на другой день. Вдруг он согласится изменить планы и подстроиться под вас — такое случается довольно часто.
Лист ожидания — классный инструмент для салонов, где большинство клиентов постоянные. У Оли лояльные клиенты: они готовы ждать своего мастера два дня, а иногда и две недели. Благодаря листу ожидания у неё в расписании не бывает дыр.
Лайфхак № 3: чтобы не терять выручку, отправляйте опозданцев в чёрный список
«Задержали на совещании!»
Обычная проблема для салонов красоты: клиентка записалась на стрижку, но её задержали на совещании. Она звонит за час до записи и отменяет или — того хуже — просто не приходит. В любом случае салон проиграет: срочно закрыть слот другим клиентом не получится, поэтому мастер будет сидеть без дела, а салон потеряет деньги. Такие отказники сильно портят выручку.
Владелица салона Ольга относится к отказникам лояльно: «Я всё понимаю, случается разное. У меня же тоже не всегда всё по расписанию. Однажды было: я записала на себя четырёх клиенток, но с утра вдруг у дочки температура. Поехали в больницу, а по дороге обзванивала клиенток, извинялась, переносила. Если у меня и мастеров бывают форс-мажоры, то мы понимаем, что и у клиенток такое бывает. Другое дело, если одна и та же клиентка переносит запись пять раз подряд».
Клиентки, которые перенесли запись несколько раз подряд
Для рецидивистов у Ольги есть чёрный список: если постоянная клиентка переносит запись три-пять раз подряд, то дальше с ней работают только по предоплате. Она вносит 50% стоимости услуги и только тогда получает запись. Новые клиентки попадают в чёрный список ещё быстрее: если отношения начались с отказов и переносов, лучше сразу очертить границы — начать работать по предоплате.
Клиентки, с которыми «ну слишком сложно»
Кроме чёрного списка у Ольги есть ещё один — чёрный-чёрный. Туда попадают клиентки, с которыми ну слишком сложно: «То говорит переделать, то говорит „оставьте“. Ей холодно, ей жарко, ей неудобно, ей не подходит ни одно время, она всегда уходит с недовольным лицом, но потом всегда возвращается — и снова всем недовольна». С такой клиенткой проще распрощаться: проблем от неё больше, чем прибыли.
Чёрные списки помогают развивать бизнес. Если клиент приносит больше проблем, чем денег, Ольга не держится за него и переводит на другие условия. В итоге салон работает с надёжными клиентами, контролировать загрузку становится легче, а сотрудникам не приходится постоянно выслушивать жалобы.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Что скажете?