Приём оплаты товаров или услуг банковской картой в удобном для покупателя месте — весомое конкурентное преимущество продавца. Такую возможность предоставляет мобильный эквайринг. С помощью mPOS-терминала можно принимать оплату картой где угодно, а не только в стационарной точке торговли.
Рассказываем, как работает мобильный эквайринг, каковы его преимущества и недостатки, какие есть критерии выбора терминала.
Эквайринговые терминалы можно разделить на две большие группы: стационарные и мобильные устройства. Первые предназначены для работы в конкретном помещении, функционируют от электросети, но могут иметь и маломощный аккумулятор. С кассовым оборудованием соединяются с помощью кабеля либо беспроводным способом. К интернету подключаются через Ethernet, редко — по GPRS.
Мобильные терминалы допускают перемещение, способны работать без электросети за счёт встроенного аккумулятора. К интернету они подключаются по Wi-Fi или с помощью GSM. В эту группу входят несколько разновидностей: портативные mPOS, смарт-терминалы, имеющие сенсорный экран, фискальный накопитель, принтер чеков, вендинговые устройства, встраиваемые в торговые аппараты.
Мобильный платёжный терминал — это компактный прибор, картридер, который подключается к смартфонам или планшетам на базе ОС iOS или Android. Он позволяет принимать оплату банковскими картами не только в стационарных торговых точках, но и на выезде к клиенту. Для этого на смартфон или планшет устанавливается специальное приложение — таким образом, мобильные устройства выступают модулями для считывания карт и ввода данных.
Важно понимать, что mPOS-терминал не может заменить онлайн-кассу, которая выдаёт чек и передаёт сведения об операциях в ФНС. Её наличие — обязанность предпринимателя, регламентированная ФЗ № 54. Мобильный терминал, как и стационарные устройства, используется на добровольной основе с целью улучшения качества обслуживания клиентов.
Терминалы mPOS поддерживают практически все существующие форматы связи — 3G, 4G, Edge и другие — и совместимы с различными видами банковских карт: от устаревших с магнитной полосой до бесконтактных. У компактного прибора такой же функционал, как у обычного терминала торгового эквайринга: он сканирует данные карты, поддерживает NFC, может принимать платежи со смартфона и смарт-часов.
Можно подключить mPOS к онлайн-кассе для синхронизации данных или интегрировать с облачной кассой. В последнем случае покупать дополнительное оборудование не нужно, достаточно приобрести доступ к облачному сервису со специализированным ПО — это позволит формировать и отправлять электронные фискальные чеки, вести торговый учёт.
Альтернатива mPOS-терминалу — приложение на смартфоне.
Сервис Эвотора «Мобильный кассир» поможет принимать оплату на выезде без закупки дополнительного оборудования. К оплате принимаются наличные, переводы по QR-коду от SberPay, банковские карты на Андроиде, возможна оплата телефоном.
mPOS-устройства нужны бизнесу, у которого нет привязки к определённому месту расчётов:
Операции через мобильный терминал безопасны — устройство использует те же каналы передачи данных и принципы кодирования, что и стационарные приборы.
Отдельные составляющие экосистемы mPOS должны соответствовать стандартам, утверждаемым Советом PCI SSC. Например, ПО для смартфона или планшета — стандарту PA-DSS, считыватели без клавиатур — PCI PTS SRED, с пинпадами — PCI PTS для EPP, платёжный шлюз, эквайринговая система — PCI DSS и так далее.
Комплексным стандартом безопасности является PCI P2PE, который не ограничивается информационной инфраструктурой. Если платёжное решение имеет сертификацию по PCI P2PE, это гарантирует соответствие утверждённым стандартам всех его компонентов: от считывателя до эквайринговой системы. Это обеспечивает высокий уровень безопасности: данные карт покупателей на всех этапах платежа зашифрованы.
Для приёма платежей в любом месте, где есть доступ в интернет, понадобятся:
Компактный прибор с аккумулятором подключается к смартфону или планшету по проводному или беспроводному интерфейсу.
На устройства устанавливается специальное приложение — например, 2can, PayMe, — функционал которого позволяет вводить сумму к оплате, проводить и подтверждать платёж, отправлять чеки, формировать перечень реализуемых товаров.
Сотрудничество возможно как с банками, так и с платёжными сервисами. Клиент получает один или несколько терминалов в аренду или собственность. Также предоставляется специальное программное обеспечение для смартфона или планшета. Процесс подключения занимает около 3–5 дней. Абонентской платы в данном случае нет, с каждого проведённого платежа взимается комиссия — от 1,3 до 3%.
Тарифы на мобильный эквайринг зависят от вида бизнеса, выручки, платёжной системы. Например, при большом ежемесячном обороте эквайер может пересмотреть размер комиссии в сторону уменьшения.
Принимать платежи через мобильный терминал так же легко, как и через стационарный. Как это делать:
Слип-чек является подтверждением успешного проведения платежа, но он не заменяет кассового — последний выдаётся отдельно (п.3.1 положения Банка России № 266-П).
Что грозит за невыдачу кассового чека или работу без онлайн-кассы, читайте в нашей статье «Как будут проверять онлайн-кассы в 2023 году».
После оплаты продавец получает деньги не сразу — сначала они поступают к эквайеру. Начисление на счёт продавца осуществляется в течение срока, обозначенного в договоре, обычно это 1–3 дня.
Отслеживать проведённые транзакции можно через стандартный интернет-банк: по каждому или всем используемым терминалам. Также история операций сохраняется в приложении, установленном на смартфон.
Среди достоинств mPOS-терминала:
У терминалов mPOS имеются и недостатки:
К неудобствам использования mPOS также можно отнести необходимость запрашивать у покупателя номер телефона или адрес электронной почты для отправки чека.
Сервис Эвотора «Мобильный кассир» поможет принимать оплату на выезде без закупки дополнительного оборудования. К оплате принимаются наличные, переводы по QR-коду от SberPay, банковские карты на Андроиде, возможна оплата телефоном.
При выборе mPOS прежде всего оценивают способ его подключения к мобильному устройству:
Терминал подключается через проводной интерфейс, который есть в большинстве моделей. В этом случае не требуется отдельная зарядка встроенного аккумулятора. Но безопасность считывателя достаточно низкая, поскольку данные передаются в виде аналоговых сигналов. Плюс есть риск износа порта.
Вариант имеет те же преимущества, что и предыдущий. Безопасность считывателя при таком подключении выше, поскольку данные передаются в цифровом формате. Также возможен износ порта.
Устройства с таким способом подключения обойдутся дороже. Но у них более высокий уровень безопасности за счёт обмена данными в цифровом формате и они не зависят от наличия разъёмов в смартфоне или планшете. Они часто оснащаются панелью для ввода пинкода. При таком варианте подключения допускается отдельное использование считывателя и смартфона или планшета. Требуют подзарядки аккумулятора.
Могут функционировать обособленно как POS-терминалы без взаимодействия со смартфоном или планшетом, имеют панель для ввода пинкода. Часто оснащены несколькими дополнительными интерфейсами — Wi-Fi, Bluetooth, — характеризуются высоким уровнем безопасности. Цена таких устройств выше в сравнении с моделями с проводным подключением. Также они требуют подзарядки аккумулятора.
По технологии считывания mPOS-карты могут быть:
Среди ведущих производителей мобильных терминалов — компании PayMe, 2can, Ingenico Group, Inpas, Cassby, Payneteasy. Наиболее популярны в России PayMe и 2can. Например, Альфа-Банк при подключении мобильного эквайринга предлагает приобрести терминал PayMe, а ВТБ — 2can.
Для тех, кто с Эвотором
Пользователям терминалов Эвотора не нужно покупать дополнительное оборудование. Достаточно скачать на смартфон приложение «Мобильный кассир» и принимать оплату картами, наличными или по QR-коду.
При выборе мобильного устройства ориентируются на формат торговой деятельности, экономическую целесообразность:
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Сооснователь студии видеопроизводства Пётр рассказал, как не тратить время на поток вопросов от сотрудников.
Владелец продуктового магазина в Владимире Александр рассказал, как научился продавать товары, на которые никто не обращает внимания.
Что скажете?