Классический пример допродаж — соус к картошке фри: кассир его предлагает опционально к основному заказу и клиент может отказаться. Но без соуса жевать картофель фри не так вкусно, поэтому многие клиенты соглашаются на дополнительную покупку. 

Допродажа может быть не только в виде товара. Кассир может предложить клиенту услугу — например, расширенную гарантию, установку программного обеспечения, сборку мебели.

Для чего нужны допродажи

Помогли разобраться эксперты Эвотора

С помощью дополнительных продаж на кассе можно значительно увеличить средний чек. При правильном подходе этот инструмент способен приносить вплоть до трети от общей выручки магазина. 

Кроме того, сопутствующие товары продаются проще, чем основные. И если человек уже готов расстаться с определённой суммой, ему легче добавить в чек что-то ещё. Естественно, если это будет выгодно для покупателя, а не только для продавца. 

Третье преимущество — забота о покупателе. Дополнительно продавать стоит именно полезные предметы или услуги, которые будут расширять возможности купленного товара. Это положительно сказывается не только на чеке, но и на репутации магазина. 

Управляйте товарами и продажами легко с помощью «Управления ассортиментом». Следите за остатками, редактируйте карточки товаров, смотрите аналитику продаж там, где вам удобно.

На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2Ranymes5nY

Виды допродаж

На кассе и рядом с ней часто расположен товар, который сотрудники могут предлагать покупателям непосредственно перед расчётом. В зависимости от того, что именно предлагают клиенту, допродажи делятся на два вида.

Кросс-сейл (Cross Sell) — продажа дополнительных товаров к тому, что уже выбрал клиент. Например, кассиры в магазинах электроники могут предложить защитный чехол и стекло к смартфону, сумку для ноутбука или установку ПО на новый компьютер.

Ап-сейл (Upsell) — увеличение суммы продажи за счёт предложения более дорогого аналога или товара в большем количестве, чем взял клиент. Например, кассир в супермаркете может предложить вместо баночки кофе в 95 граммов упаковку на 190 граммов, которая прямо сейчас предлагается по акции и стоит на кассе. 

Если подходить строго, то именно кросс-сейл является допродажей в чистом виде, поскольку ап-сейл не добавляет дополнительные товары в чек, а увеличивает стоимость конкретной позиции. И именно кросс-сейл чаще используют на кассах.

Что и как продавать на кассе

Не стоит предлагать будущему владельцу холодильника антивибрационные ножки для стиральной машинки. Да, они полезны в быту, и клиент, может быть, даже скажет за них спасибо. Но прямо сейчас эти ножки ему не нужны: мысли заняты холодильником и сопутствующими товарами. Поэтому логичнее предложить формочки для льда, дополнительные лотки, специальное чистящее средство или антибактериальный коврик. 

Аналогично для других видов продукции: предложенный товар должен дополнять основную покупку. В любой сфере можно подобрать целый список позиций, которые имеет смысл предложить к той или иной вещи. Например, в супермаркетах самый часто покупаемый дополнительный товар — обычный пакет. А с учётом наценки на пакетах можно сделать неплохую прибыль. 

Илья, продавец-кассир магазина бытовой техники и электроники: «К товару на кассе мы предлагаем сопутствующие товары или услуги. Например, к телефону это могут быть чехлы, стёкла, зарядные устройства, наклейка полиуретанового покрытия или расширенный сервис для обмена техники, а также подписки на интернет-сервисы и ресурсы».  

Важно обустроить кассовую зону таким образом, чтобы она сама продавала самые популярные или распространённые доптовары. Поставьте стеллажи, витрины, выставьте на них привлекательные для покупателя предметы. Пока клиент скучает в очереди, он может изучить содержимое полок и решить, что это ему нужно. Размещать такие позиции лучше всего на уровне глаз и в пределах досягаемости покупателя. 

👶Отдельная история — доптовары, рассчитанные на детей. Их нужно размещать на уровне детских глаз, на нижних полках. А дальше — это уже вопрос семейной дисциплины и стойкости родителей.

Среди товаров в кассовой зоне должны быть наиболее универсальные предметы с учётом ассортимента магазина. Например, для магазинов электроники — батарейки, для продуктовых — жвачка, батончики и мелочи постоянного спроса вроде бритв или средств контрацепции. Бутики одежды часто выкладывают на витрины аксессуары — ремни, кошельки, брелоки и прочую мелочь, которую легко предложить клиенту, а обувные — средства для ухода, шнурки и стельки.

Как научить кассиров продавать дополнительные товары

Кроме подготовки прикассовой зоны важно подготовить к продажам кассиров.  Нельзя просто сказать сотруднику: «Теперь ты должен предлагать что-нибудь ещё». Его нужно обучить и замотивировать. 

Если вы вводите ассортимент дополнительных товаров, дайте сотрудникам время изучить их и научиться предлагать. Помните, что кассир не робот, он не может запомнить сразу весь ассортимент, и сходу разобраться, что для чего предназначается. Вводите дополнительные товары постепенно: сначала по самым популярным направлениям, затем — по всем остальным, когда кассиры освоят часто приобретаемые вещи. 

Подготовьте для сотрудников шпаргалки, в которых указано, какой товар к чему предлагать. Кассир сможет вовремя свериться с рекомендациями и предложить лучшее клиенту. В идеале стоит разделить все товары на две категории: основные — костяк ассортимента магазина — и дополнительные — расходники и сопутствующие товары.

Попробуйте программу «Управление ассортиментом» бесплатно — есть семь дней на тестирование. Принимайте товар быстро на терминале или в приложении на компьютере. Несколько минут — и сотни новых позиций в товарной базе с ценой. Отсюда же печатаете ценники, и товар уже на полке.

На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2RanyoAP3Bv

В идеале стоит подобрать ассортимент товаров на кассе и около кассы таким образом, чтобы кассир мог вовремя найти дополнительную позицию к любой категории покупок. Как минимум, неподалеку от кассовой зоны должны находиться доптовары к самым частым и основным категориям продукции.

Правильная мотивация кассира

Чтобы сотрудник показывал хорошие результаты от продаж доптоваров, нужно его правильно подготовить. Вот основные правила, которые позволят вам получить заинтересованного в допродажах кассира: 

  • Не давить. 

Если просто заставить работника выполнять работу, от которой он не будет получать выгоды, это приведёт к сформализму и предложению товаров нудной скороговоркой. Клиенты пропускают такое мимо ушей. Дополнительные продажи не должны нависать над кассиром дамокловым мечом — будет лучше, если они станут пряником, который будет манить их. На первом месте должны быть прямые обязанности кассира по приёму оплаты и отпуску товара. И только затем уже — допродажи. 

  • Стимулировать. 

В идеале кассир должен сам захотеть сделать дополнительную продажу, потому что это приносит ему деньги и признание начальства. Если сотрудник сидит на голом окладе и ничего не получает от лишних обязанностей, он не будет заинтересован в их качественном выполнении. Поэтому за эффективность в допродажах важно начислять премии, бонусы, процент от суммы продажи. При этом размер вознаграждения должен быть достойным. Если кассир захочет зарабатывать больше — будет стремиться к допродажам. Нет — значит, будет сидеть на своей стандартной зарплате.

Мотивировать можно не только с помощью денежной награды. Хвалите сотрудников, выделяйте самых успешных — например, можно сделать доску почёта или назначать кассира месяца. Важно только не создать в коллективе токсичную атмосферу из зависти к лучшим. В идеале стоит организовать сотрудников так, чтобы они не злились на самых успешных, а стремились за ними. 

Илья, продавец-кассир магазина бытовой техники и электроники: «Мотивация самая простая: чем больше допродаж, тем больше заработок. Доски почёта у нас нет, но по всем показателям ведётся региональный отчёт, где видны сотрудники, которые попадают в топы из всех продавцов по региону в компании. При попадании в топ-десять и топ-один есть отдельные призы и поощрения.

С основного товара процент продавцу идёт 1–3% в зависимости от бренда и товара. С допродаж процент выше — 2–5%, но из-за меньшей стоимости в деньгах это всё равно меньше. Но для бизнеса мелкие и сопутствующие товары маржинальнее».

  • Обучать. 

Желание без умения не позволит эффективно продавать доптовары. Займитесь обучением кассиров — разрабатывайте скрипты, организуйте курсы повышения квалификации. Если у вас сеть магазинов, то пусть самые успешные в дополнительных продажах сотрудники дают остальным мастер-классы и рассказывают, как повысить эффективность. 

Общие методики из учебников полезны, но могут оказаться неэффективны конкретно в вашем случае из-за особенностей торговой точки или целевой аудитории, поэтому важно давать кассирам именно живой опыт сотрудников этой же торговой сети. 

При обучении важна не только теория, но и практика. Устраивайте тренинги для кассиров: например, отрабатывайте диалог клиента и продавца со всеми возможными исходами, включая отказ от допродажи. Во время тренинга покупатель должен приходить на кассу с товаром, а кассир — предлагать к нему дополнительные позиции. Важно прорабатывать не только позитивные, но и негативные ситуации, чтобы сотрудник не терялся при любом развитии событий и не скатывался во впаривание.

Особенности предложения дополнительных товаров на кассе

  • Быстро 

Время контакта кассира с покупателем очень мало. Как правило, клиент уже мечтает о том, чтобы поскорее расплатиться и уйти. Поэтому важно сделать ему предложение быстро, не задерживая и не вызывая раздражение. 

Илья, продавец-кассир магазина бытовой техники и электроники: «Допродажи проще совершать, когда помогаешь и ориентируешь на покупку товара в зале, в отличие от случаев, когда клиент сам выбрал товар и пришёл с ним на кассу. Ты уже наладил связь, и клиент тебе доверяет».

  • Коротко 

Чтобы покупатель успел воспринять и обработать предложение, оно должно быть максимально коротким и понятным. Клиент не станет долго раздумывать, он торопится побыстрее уйти с кассы. 

  • Не впаривать 

Несмотря на краткость, нельзя предлагать товар в лоб в стиле «купите ещё это». Клиенты очень не любят, когда им навязывают товар. Важно не просто предложить товар, но и очень коротко сказать, зачем он нужен и почему полезен. Например, при продаже пульта для телевизора напомните, что в него нужны батарейки: часто о таких мелочах забывают, поэтому клиент будет благодарен. 

  • Не задерживать очередь

Работа кассира в первую очередь — отпускать товар и принимать деньги. Поэтому, если в очереди несколько человек, лучше не увлекаться допродажами, а просто делать свою работу. Если же кассир уже консультирует заинтересовавшегося клиента по доптоварам, а в это время подошли другие покупатели, можно сказать: «Подождите, сейчас я быстро пробью товар и вернусь к вам». Это позволяет не только сохранить контакт, но и не уронить репутацию магазина в глазах других покупателей. 

Илья, продавец-кассир магазина бытовой техники и электроники: «Первое и самое главное, что нужно знать и понимать, — ты должен стараться продать, а не впарить. Чтобы это сделать, нужно, во-первых, знать методику продаж и уметь работать с возражениями. Во-вторых, войти в доверие к клиенту и понять, что ему может понадобиться к основному товару. В-третьих, доказать значимость дополнительных товаров. И самое важное — предлагать всё без исключения, не бояться спрашивать, но чувствовать грань допустимой настойчивости, и  тогда будет 100% результат».

Управляйте товарами и продажами легко с помощью «Управления ассортиментом». Следите за остатками, редактируйте карточки товаров, смотрите аналитику продаж там, где вам удобно.

На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2Ranymes5nY

Подытожим

  • Допродажи — эффективный способ увеличить прибыль магазина, и касса — последняя точка контакта покупателя с торговой точкой. Иногда продажи на кассе доходят до трети от общего объёма продаж в магазине. 
  • Допродавать стоит товары, которые могут дополнить основную покупку клиента, заинтересовать его, принести пользу. В первую очередь это сопутствующие товары и расходники — например, чехлы для смартфонов, пакеты для продуктов и так далее. 
  • Своевременная и правильная допродажа не только принесёт больше денег магазину, но и хорошо скажется на его репутации: действительно полезный товар улучшит покупательский опыт клиента, сделает его счастливым. А счастливые клиенты чаще возвращаются. 
  • Для эффективных допродаж важно обустроить кассовую зону: выставить популярные дополнительные товары на уровне глаз, подобрать их согласно ассортименту магазина.
  • Чтобы кассиры были заинтересованы в допродажах, важно правильно их обучать и стимулировать. Кроме того, в пределах досягаемости кассира должны быть те товары, которые он продает — это позволит быстро обслужить клиента и показать ему товар лицом. 
  • Эффективность продаж могут повысить тренинги и скрипты. А ещё — приёмы, которыми могут пользоваться кассиры для предложения доптоваров.