Категории сотрудников-воров

Условно кассиров-воров можно поделить на три категории:

Мелкие воришки. Совершённые ими кражи сложно заметить, их редко расследуют, часто списывая на убытки. Например, мелкое воровство товаров или весовой продукции.

Обманщики покупателей. Действуют системно, реализуя определённые схемы мошенничества: намеренное дублирование товара в чеке, обвес, невыдачу мелочи при сдаче.

Коррупционеры. Сотрудники, которые злоупотребляют служебным положением. Могут действовать в сговоре с другими сотрудниками магазина, покупателями или контрагентами. Например, подставной покупатель набирает в корзину дорогих и дешёвых товаров, кассир пробивает только мелочёвку, а остальную продукцию для вида сканирует как на проверку цены или вообще не сканирует. 

Воровство кассиров — не просто неприятность или рабочий момент: это ведёт к снижению прибыли, конфликтам в коллективе, ухудшению репутации. Кроме того, при проверке налоговой есть риск получить штраф за нарушение кассовой дисциплины: 40 000 – 50 000 ₽ для организаций, 4000–5000 ₽ для ИП (ст. 15.1 КоАП РФ).

Компании важно тщательно контролировать продажи, своевременно выявлять потери и предотвращать нарушения.

Что заставляет сотрудников воровать

Среди основных причин кражи денег кассиром и других мутных схем: 

Низкая зарплата. Это самая распространённая причина. Однако даже хорошая зарплата не исключает риск воровства.

Безнаказанность. Если кассиры видят, что коллеги воруют и остаются безнаказанными, есть риск, что они тоже начнут так делать.

Соблазн. Через сотрудника ежедневно проходит большой объём средств, он постоянно ощущает возможность лёгкого заработка.

Серьёзные проблемы в жизни. На преступление могут толкнуть финансовые или другие трудности.

Недостаточная проверка сотрудников при найме или её отсутствие. В результате работу могут получить люди из группы риска: те, кто уже попадался на воровстве, или регулярно нарушают трудовую дисциплину.

Увольнение, обида, месть руководству. Кража может быть вызвана желанием компенсировать полученный материальный или моральный ущерб.

Борьба с воровством предполагает комплексную работу с возможными причинами: чем меньше провоцирующих факторов, тем ниже риск краж.

Схемы мошенничества и как их выявить

В ритейле кассиры реализуют мошеннические схемы, связанные с деньгами или с товарами. Чтобы ущерб был незаметен, сотрудники воруют небольшие суммы наличных или мелкие партии продукции.

При выявлении воровства из-за небольшой цены вопроса и нежелания искать новых сотрудников предприниматели часто предпочитают махнуть рукой и не разбираться в проблеме. Некоторые даже заранее закладывают воровство в расходы. В результате безнаказанность порождает новые кражи, а их регулярность наносит ущерб как финансовому состоянию компании, так и её имиджу.

Стоит насторожиться и принять меры, если заметили следующие признаки:

  • несоответствия при инвентаризации;
  • недостача денежных средств;
  • несоответствие продаж и выбитых чеков;
  • наличие отрицательных остатков;
  • нарушение периодичности выписки кассовых чеков;
  • наличие необоснованных операций по редактированию, аннулированию чеков, отмене продукции;
  • открытие денежного ящика в конце смены без закрытия;
  • использование кассиром скидок, которые не применяют другие сотрудники;
  • пересортица.

Указать на воровство поможет и обратная связь от клиентов. Если покупатели стали жаловаться на обвесы, неверную сумму в чеке или сдачу, пора искать виновного. Но сначала расскажем, какие вообще бывают схемы мошенничества.

Для тех, кто с Эвотором

На правах рекламы ООО «ТУ СОФТ» 2Ranyn1QDTv

Самые распространённые схемы краж

Схема мошенничества Описание Как выявить
Непробитие товаров Кассир не пробивает один или несколько товаров, деньги забирает себе Камеры видеонаблюдения, проверка чеков покупателей, инвентаризация покажет недостачу
Пробитие дорогого товара по цене дешёвого Покупатель платит за дорогой товар, чек не дают, разницу забирает кассир Видеонаблюдение, проверка соответствия товаров чеку, ревизия — пересортица и недостача дорогой продукции
Ввод и отмена товаров в чеке В чек вводят все позиции, потом отменяют некоторые или весь чек полностью Частые удаления позиций в смену, несоответствие объёма и суммы при пересменке, техническая блокировка отмены кассиру
Фиктивный возврат товара Кассир забирает деньги за возврат, но товар не возвращается Выборочная инвентаризация групп товаров, по которым были возвраты
Наклеивание штрихкода дешёвого товара на дорогой В сговоре с покупателем получают дорогой товар по цене дешёвого Инвентаризация показывает пересортицу. Характерен избыток проданной дешёвой продукции при нехватке дорогой из той же категории
Списание товара Кассир списывает дефектную продукцию и продаёт её через свои каналы Частые списания, проверка качества и остатков товара перед списанием
Махинации с программами лояльности Использование бонусов и скидок в свою пользу. Например, скидка в чеке, продажа без неё Повторяющиеся номера скидочных карт в один день, большое число чеков со скидками
Перезапуск кассы без закрытия чека Кассир принимает оплату, не закрывает чек, перезапускает кассу, чек теряется Инвентаризация покажет недостачу, проверка операций перезапуска кассы
Лишний товар в чеке Добавление в чек лишних товаров, которые кассир забирает себе Покупатели замечают ошибки в чеке
Пробивание одного товара несколько раз Распространённая схема в общепите. Бармен пробивает чек, но не закрывает его. Позже перепечатывает тот же чек для другого клиента с аналогичным заказом, а деньги с первого заказа кладёт в карман Анализ чеков, контроль за закрытием чеков, видеонаблюдение

На практике встречаются и другие, иногда весьма оригинальные схемы. Например, продажа алкоголя ночью. Поскольку в ночное время торговать алкогольной продукцией запрещено, кассир соглашается на это только с наценкой, которую забирает себе, а чек отбивает утром. Потерь магазин в этом случае не испытывает, но можно получить санкции при внезапной проверке.

Как доказать, что продавец ворует

Итак, у вас есть подозрение, что продавец ворует деньги из кассы. Дальнейшие действия зависят от размера ущерба, а также ваших возможностей и желания. Можно провести расследование самостоятельно или обратиться в полицию.

Обращение в полицию является поводом для заведения уголовного дела по статье 160 УК РФ, если ущерб превышает 2500 ₽. При небольшой сумме кражи в отношении виновника назначают административные санкции по статье 7.27 КоАП РФ.

Как доказать, что продавец ворует:

  1. Опросите сотрудников. Сам факт того, что руководитель намерен проводить расследование, может остановить систематические кражи.
  2. Получите обратную связь от клиентов. Просмотрите книгу жалоб и предложений, отзывы в сети. Свяжитесь с покупателями, которые оставили негативные отзывы или претензии. Во-первых, это повысит лояльность клиентов, во-вторых, поможет найти вора.
  3. Просмотрите записи с видеокамер. Видеоматериалы являются прямым доказательством нарушения регламента продаж. Важно, чтобы детали кражи были хорошо различимы, вплоть до номинала денег.
  4. Автоматизируйте систему учёта и контроля. Это позволяет зафиксировать не только нарушения, но и их обстоятельства: каким было конкретное действие, на каком этапе произошло, кто совершил.

Контролировать остатки и вовремя докупать товары помогает сервис «Управление ассортиментом». А ещё с ним точка может вычислить ходовые и неходовые товары, избежать пересортицы, быстро напечатать ценники и загрузить товары на кассу прямо из накладной.

Подключите сервис бесплатно на 7 дней, чтобы оценить возможности.

На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2RanymYdUak

Как предотвратить кражу: советы экспертов

Мошенничество со стороны кассиров — не редкость. Даже при самой доброжелательной атмосфере и правильной мотивации всегда найдутся те, кто решит воспользоваться ситуацией. Особенно если нет контроля, наказания или чёткого понимания последствий.

Профилактика краж — это не про тотальный надзор, а про выстроенную систему: прозрачные правила, регулярные проверки, технические инструменты и ясные меры ответственности. Мы собрали советы от двух экспертов — Станислава Ананьина, специалиста по розничной торговле, и Юлии Вешняковой, директора компании «АРТ-ритейл». Они рассказали, какие меры помогают уберечь бизнес от потерь.

Советы Станислава Ананина, эксперта по розничным продажам и защите прав потребителей

Контроль снятия промежуточных отчётов. Нужен запрет бесконтрольного снятия промежуточных отчётов (х-отчёт). Не зная, сколько денег должно быть в кассе, невозможно точно изъять излишек. 

Запрет посторонних предметов в кассовой зоне. Листы бумаги, телефоны, личные вещи и деньги запрещены. Желательно, чтобы форма кассира была без карманов. Любые записи вне работы — повод усилить контроль.

Внезапные инвентаризации с обязательным составлением акта. Расхождение плюс-минус на 30 ₽ допустимо. Во всех остальных случаях нужно попросить кассира объяснить расхождение. Инвентаризации отдельных групп товаров позволят быстро отследить, что и как пропало.

Объявления для покупателей о выдаче чеков. Размещение в кассовой зоне заметного объявления «Если вам не выдали чек, сообщите по номеру…» особенно хорошо работает, если пообещать покупателю бонус, например скидку. Пропажа, повреждение или завешивание объявления — тревожный сигнал.

Использование тайных покупателей. Контрольные закупки неизвестными для сотрудников людьми покупателями помогают выявлять нарушения.

Видеонаблюдение над кассой. Камера должна иметь разрешение, которое позволяет идентифицировать номинал передаваемых купюр, а её ракурс должен обеспечивать видимость всего кассового узла.

Для тех, кто с Эвотором

«Контроль кассира» записывает и анализирует все события, происходящие на смарт-терминале: корректировку цены, количества товара, удаление позиций, очистку чека, предоставление скидок и другие. В любой момент можно сформировать отчёт за определённый период и оценить действия сотрудника.

На правах рекламы ООО «Эвотор» 2RanyndDcs2

Юлия Вешнякова, генеральный директор компании «АРТ-ритейл»

Как избежать краж? Ввести контроль кассовых операций. Он включает в себя несколько степеней проверки и мер профилактики: 

Контроль кассовых операций. Установите аналитическую систему, которая будет отслеживать аномалии — возвраты, скидки, отмены чеков. Это поможет выявлять сотрудников, работа которых выбивается из общей статистики.

Сверка чеков с видеозаписями. При подозрительном поведении сравнивайте данные чека с записью с камеры: всё ли пробито, всё ли отдано покупателю.

Защита на уровне товаров. Размещайте защитные наклейки рядом со штрихкодом — это вынуждает продавца провести товар через кассу, иначе бирка не деактивируется.

Материальная ответственность. Пропишите в должностных инструкциях, трудовых договорах и правилах внутреннего распорядка чёткие меры наказания за недостачу и кражу: штрафы, материальная ответственность.

Коллективная ответственность. Можно вписать в трудовой договор пункт о коллективной (бригадной) материальной ответственности за причинение ущерба (ст. 245 ТК). Это сведёт к минимуму желание продавцов придумывать разные схемы из серии «ты мне, я тебе, а потом по очереди», потому что ущерб будет равно делиться на всех.

От себя добавим, что важно проводить тщательный отбор сотрудников при найме на работу, разграничить доступ к складским помещениям, ограничить права кассиров на корректировку, аннулирование чеков, возврат, печать. Необходимо производить разбор полётов при любой ситуации, не допуская безнаказанности, а также организовать службу внутренней безопасности, которая будет контролировать не только покупателей, но и персонал.

Подытожим

👉 Почему кассиры воруют. Причинами воровства могут быть низкая зарплата кассиров, соблазн лёгкого заработка, ощущение безнаказанности, увольнение, тяжёлое материальное положение и другие проблемы.

👉 Какие схемы используют. К распространённым схемам мошенничества относятся непробитие одного или нескольких товаров, отмена отдельных позиций или чека полностью, фиктивный возврат, махинации с программами лояльности, внесение лишнего товара в чек и другие.

👉 Как доказать факт хищения. Доказать кражу позволяют опросы сотрудников и клиентов, запись с видеокамер, данные систем контроля кассовых операций.

👉 Что делать, чтобы не воровали. Для предотвращения мошенничества необходимо внедрять системы учёта кассовых операций и видеонаблюдения, проводить внезапные инвентаризации, внести в локальные документы предприятия меры наказания за нарушения кассовой дисциплины и кражу, проверять сотрудников при найме, организовать службу внутренней безопасности.