- Категории сотрудников-воров
- Что заставляет сотрудников воровать
- Схемы мошенничества и как их выявить
- Как доказать, что продавец ворует
- Как предотвратить кражу: советы экспертов
- Советы Станислава Ананина, эксперта по розничным продажам и защите прав потребителей
- Юлия Вешнякова, генеральный директор компании «АРТ-ритейл»
- Подытожим

Как кассиры воруют на кассах: найти и обезвредить
Кассир может случайно нарушить кассовую дисциплину, например, неправильно сдать сдачу или забыть закрыть денежный ящик. Но в большинстве случаев вред компании наносят вполне осознанно. Рассказываем, как не стать жертвой собственных работников и поймать продавца или кассира на воровстве.
Категории сотрудников-воров
Условно кассиров-воров можно поделить на три категории:
Мелкие воришки. Совершённые ими кражи сложно заметить, их редко расследуют, часто списывая на убытки. Например, мелкое воровство товаров или весовой продукции.
Обманщики покупателей. Действуют системно, реализуя определённые схемы мошенничества: намеренное дублирование товара в чеке, обвес, невыдачу мелочи при сдаче.
Коррупционеры. Сотрудники, которые злоупотребляют служебным положением. Могут действовать в сговоре с другими сотрудниками магазина, покупателями или контрагентами. Например, подставной покупатель набирает в корзину дорогих и дешёвых товаров, кассир пробивает только мелочёвку, а остальную продукцию для вида сканирует как на проверку цены или вообще не сканирует.
Воровство кассиров — не просто неприятность или рабочий момент: это ведёт к снижению прибыли, конфликтам в коллективе, ухудшению репутации. Кроме того, при проверке налоговой есть риск получить штраф за нарушение кассовой дисциплины: 40 000 – 50 000 ₽ для организаций, 4000–5000 ₽ для ИП (ст. 15.1 КоАП РФ).
Компании важно тщательно контролировать продажи, своевременно выявлять потери и предотвращать нарушения.
Что заставляет сотрудников воровать
Среди основных причин кражи денег кассиром и других мутных схем:
Низкая зарплата. Это самая распространённая причина. Однако даже хорошая зарплата не исключает риск воровства.
Безнаказанность. Если кассиры видят, что коллеги воруют и остаются безнаказанными, есть риск, что они тоже начнут так делать.
Соблазн. Через сотрудника ежедневно проходит большой объём средств, он постоянно ощущает возможность лёгкого заработка.
Серьёзные проблемы в жизни. На преступление могут толкнуть финансовые или другие трудности.
Недостаточная проверка сотрудников при найме или её отсутствие. В результате работу могут получить люди из группы риска: те, кто уже попадался на воровстве, или регулярно нарушают трудовую дисциплину.
Увольнение, обида, месть руководству. Кража может быть вызвана желанием компенсировать полученный материальный или моральный ущерб.
Борьба с воровством предполагает комплексную работу с возможными причинами: чем меньше провоцирующих факторов, тем ниже риск краж.
Схемы мошенничества и как их выявить
В ритейле кассиры реализуют мошеннические схемы, связанные с деньгами или с товарами. Чтобы ущерб был незаметен, сотрудники воруют небольшие суммы наличных или мелкие партии продукции.
При выявлении воровства из-за небольшой цены вопроса и нежелания искать новых сотрудников предприниматели часто предпочитают махнуть рукой и не разбираться в проблеме. Некоторые даже заранее закладывают воровство в расходы. В результате безнаказанность порождает новые кражи, а их регулярность наносит ущерб как финансовому состоянию компании, так и её имиджу.
Стоит насторожиться и принять меры, если заметили следующие признаки:
- несоответствия при инвентаризации;
- недостача денежных средств;
- несоответствие продаж и выбитых чеков;
- наличие отрицательных остатков;
- нарушение периодичности выписки кассовых чеков;
- наличие необоснованных операций по редактированию, аннулированию чеков, отмене продукции;
- открытие денежного ящика в конце смены без закрытия;
- использование кассиром скидок, которые не применяют другие сотрудники;
- пересортица.
Указать на воровство поможет и обратная связь от клиентов. Если покупатели стали жаловаться на обвесы, неверную сумму в чеке или сдачу, пора искать виновного. Но сначала расскажем, какие вообще бывают схемы мошенничества.
Самые распространённые схемы краж
Схема мошенничества | Описание | Как выявить |
---|---|---|
Непробитие товаров | Кассир не пробивает один или несколько товаров, деньги забирает себе | Камеры видеонаблюдения, проверка чеков покупателей, инвентаризация покажет недостачу |
Пробитие дорогого товара по цене дешёвого | Покупатель платит за дорогой товар, чек не дают, разницу забирает кассир | Видеонаблюдение, проверка соответствия товаров чеку, ревизия — пересортица и недостача дорогой продукции |
Ввод и отмена товаров в чеке | В чек вводят все позиции, потом отменяют некоторые или весь чек полностью | Частые удаления позиций в смену, несоответствие объёма и суммы при пересменке, техническая блокировка отмены кассиру |
Фиктивный возврат товара | Кассир забирает деньги за возврат, но товар не возвращается | Выборочная инвентаризация групп товаров, по которым были возвраты |
Наклеивание штрихкода дешёвого товара на дорогой | В сговоре с покупателем получают дорогой товар по цене дешёвого | Инвентаризация показывает пересортицу. Характерен избыток проданной дешёвой продукции при нехватке дорогой из той же категории |
Списание товара | Кассир списывает дефектную продукцию и продаёт её через свои каналы | Частые списания, проверка качества и остатков товара перед списанием |
Махинации с программами лояльности | Использование бонусов и скидок в свою пользу. Например, скидка в чеке, продажа без неё | Повторяющиеся номера скидочных карт в один день, большое число чеков со скидками |
Перезапуск кассы без закрытия чека | Кассир принимает оплату, не закрывает чек, перезапускает кассу, чек теряется | Инвентаризация покажет недостачу, проверка операций перезапуска кассы |
Лишний товар в чеке | Добавление в чек лишних товаров, которые кассир забирает себе | Покупатели замечают ошибки в чеке |
Пробивание одного товара несколько раз | Распространённая схема в общепите. Бармен пробивает чек, но не закрывает его. Позже перепечатывает тот же чек для другого клиента с аналогичным заказом, а деньги с первого заказа кладёт в карман | Анализ чеков, контроль за закрытием чеков, видеонаблюдение |
На практике встречаются и другие, иногда весьма оригинальные схемы. Например, продажа алкоголя ночью. Поскольку в ночное время торговать алкогольной продукцией запрещено, кассир соглашается на это только с наценкой, которую забирает себе, а чек отбивает утром. Потерь магазин в этом случае не испытывает, но можно получить санкции при внезапной проверке.
Обращение в полицию является поводом для заведения уголовного дела по статье 160 УК РФ, если ущерб превышает 2500 ₽. При небольшой сумме кражи в отношении виновника назначают административные санкции по статье 7.27 КоАП РФ.
Как доказать, что продавец ворует:
- Опросите сотрудников. Сам факт того, что руководитель намерен проводить расследование, может остановить систематические кражи.
- Получите обратную связь от клиентов. Просмотрите книгу жалоб и предложений, отзывы в сети. Свяжитесь с покупателями, которые оставили негативные отзывы или претензии. Во-первых, это повысит лояльность клиентов, во-вторых, поможет найти вора.
- Просмотрите записи с видеокамер. Видеоматериалы являются прямым доказательством нарушения регламента продаж. Важно, чтобы детали кражи были хорошо различимы, вплоть до номинала денег.
- Автоматизируйте систему учёта и контроля. Это позволяет зафиксировать не только нарушения, но и их обстоятельства: каким было конкретное действие, на каком этапе произошло, кто совершил.
Контролировать остатки и вовремя докупать товары помогает сервис «Управление ассортиментом». А ещё с ним точка может вычислить ходовые и неходовые товары, избежать пересортицы, быстро напечатать ценники и загрузить товары на кассу прямо из накладной.
Подключите сервис бесплатно на 7 дней, чтобы оценить возможности.
На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2RanymYdUak
Как предотвратить кражу: советы экспертов
Мошенничество со стороны кассиров — не редкость. Даже при самой доброжелательной атмосфере и правильной мотивации всегда найдутся те, кто решит воспользоваться ситуацией. Особенно если нет контроля, наказания или чёткого понимания последствий.
Профилактика краж — это не про тотальный надзор, а про выстроенную систему: прозрачные правила, регулярные проверки, технические инструменты и ясные меры ответственности. Мы собрали советы от двух экспертов — Станислава Ананьина, специалиста по розничной торговле, и Юлии Вешняковой, директора компании «АРТ-ритейл». Они рассказали, какие меры помогают уберечь бизнес от потерь.
Советы Станислава Ананина, эксперта по розничным продажам и защите прав потребителей
Контроль снятия промежуточных отчётов. Нужен запрет бесконтрольного снятия промежуточных отчётов (х-отчёт). Не зная, сколько денег должно быть в кассе, невозможно точно изъять излишек.
Запрет посторонних предметов в кассовой зоне. Листы бумаги, телефоны, личные вещи и деньги запрещены. Желательно, чтобы форма кассира была без карманов. Любые записи вне работы — повод усилить контроль.
Внезапные инвентаризации с обязательным составлением акта. Расхождение плюс-минус на 30 ₽ допустимо. Во всех остальных случаях нужно попросить кассира объяснить расхождение. Инвентаризации отдельных групп товаров позволят быстро отследить, что и как пропало.
Объявления для покупателей о выдаче чеков. Размещение в кассовой зоне заметного объявления «Если вам не выдали чек, сообщите по номеру…» особенно хорошо работает, если пообещать покупателю бонус, например скидку. Пропажа, повреждение или завешивание объявления — тревожный сигнал.
Использование тайных покупателей. Контрольные закупки неизвестными для сотрудников людьми покупателями помогают выявлять нарушения.
Видеонаблюдение над кассой. Камера должна иметь разрешение, которое позволяет идентифицировать номинал передаваемых купюр, а её ракурс должен обеспечивать видимость всего кассового узла.
Для тех, кто с Эвотором
«Контроль кассира» записывает и анализирует все события, происходящие на смарт-терминале: корректировку цены, количества товара, удаление позиций, очистку чека, предоставление скидок и другие. В любой момент можно сформировать отчёт за определённый период и оценить действия сотрудника.
На правах рекламы ООО «Эвотор» 2RanyndDcs2
Юлия Вешнякова, генеральный директор компании «АРТ-ритейл»
Как избежать краж? Ввести контроль кассовых операций. Он включает в себя несколько степеней проверки и мер профилактики:
Контроль кассовых операций. Установите аналитическую систему, которая будет отслеживать аномалии — возвраты, скидки, отмены чеков. Это поможет выявлять сотрудников, работа которых выбивается из общей статистики.
Сверка чеков с видеозаписями. При подозрительном поведении сравнивайте данные чека с записью с камеры: всё ли пробито, всё ли отдано покупателю.
Защита на уровне товаров. Размещайте защитные наклейки рядом со штрихкодом — это вынуждает продавца провести товар через кассу, иначе бирка не деактивируется.
Материальная ответственность. Пропишите в должностных инструкциях, трудовых договорах и правилах внутреннего распорядка чёткие меры наказания за недостачу и кражу: штрафы, материальная ответственность.
Коллективная ответственность. Можно вписать в трудовой договор пункт о коллективной (бригадной) материальной ответственности за причинение ущерба (ст. 245 ТК). Это сведёт к минимуму желание продавцов придумывать разные схемы из серии «ты мне, я тебе, а потом по очереди», потому что ущерб будет равно делиться на всех.
От себя добавим, что важно проводить тщательный отбор сотрудников при найме на работу, разграничить доступ к складским помещениям, ограничить права кассиров на корректировку, аннулирование чеков, возврат, печать. Необходимо производить разбор полётов при любой ситуации, не допуская безнаказанности, а также организовать службу внутренней безопасности, которая будет контролировать не только покупателей, но и персонал.
Подытожим
👉 Почему кассиры воруют. Причинами воровства могут быть низкая зарплата кассиров, соблазн лёгкого заработка, ощущение безнаказанности, увольнение, тяжёлое материальное положение и другие проблемы.
👉 Какие схемы используют. К распространённым схемам мошенничества относятся непробитие одного или нескольких товаров, отмена отдельных позиций или чека полностью, фиктивный возврат, махинации с программами лояльности, внесение лишнего товара в чек и другие.
👉 Как доказать факт хищения. Доказать кражу позволяют опросы сотрудников и клиентов, запись с видеокамер, данные систем контроля кассовых операций.
👉 Что делать, чтобы не воровали. Для предотвращения мошенничества необходимо внедрять системы учёта кассовых операций и видеонаблюдения, проводить внезапные инвентаризации, внести в локальные документы предприятия меры наказания за нарушения кассовой дисциплины и кражу, проверять сотрудников при найме, организовать службу внутренней безопасности.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на получение сообщений рекламного характера
Что скажете?