Как кассиры воруют на кассах: найти и обезвредить
Кассир может случайно нарушить кассовую дисциплину, например неправильно сдать сдачу или забыть закрыть денежный ящик. Но чаще всего ущерб компании наносится умышленно. Рассказываем, как не стать жертвой преступления собственных работников и как поймать продавца или кассира на воровстве.
Категории сотрудников-воров
Условно кассиров-воров можно поделить на три категории:
- Мелкие воришки. Совершённые ими кражи сложно заметить, их редко расследуют, часто списывая на убытки. В пример можно привести мелкое воровство товаров или весовой продукции.
- Обманщики покупателей. Действуют системно, реализуя определённые схемы мошенничества: намеренное дублирование товара в чеке, обвес, невыдачу мелочи при сдаче.
- Коррупционеры. Сотрудники, которые злоупотребляют служебным положением. Могут действовать в сговоре с другими сотрудниками магазина, покупателями или контрагентами. Например, подставной покупатель набирает в корзину дорогих и дешёвых товаров, кассир пробивает только мелочёвку, а остальную продукцию для вида сканирует как на проверку цены или вообще не сканирует.
Воровство кассиров — не просто неприятность или рабочий момент: это ведёт к снижению прибыли, конфликтам в коллективе, ухудшению репутации. Кроме того, при проверке налоговой есть риск получить штраф за нарушение кассовой дисциплины: 40 000 – 50 000 ₽ для организаций, 4000–5000 Р для ИП (ст. 15.1 КоАП РФ).
Компании важно тщательно контролировать продажи, своевременно выявлять потери и предотвращать нарушения.
Что заставляет сотрудников воровать
Среди основных причин кражи денег кассиром и других мутных схем:
- Низкая зарплата. Это самая распространённая причина. Однако даже хорошая зарплата не исключает риск воровства.
- Безнаказанность. Если кассиры регулярно наблюдают, как кражи сходят с рук коллегам, высока вероятность, что они последуют примеру.
- Соблазн. Через сотрудника ежедневно проходит большой объём средств, он постоянно ощущает возможность лёгкого заработка.
- Серьёзные проблемы в жизни. На преступление могут толкнуть финансовые или другие трудности.
- Недостаточная проверка сотрудников при найме или её отсутствие. В результате работу могут получить люди из группы риска: ранее пойманные на воровстве или иным образом нарушающие трудовую дисциплину.
- Увольнение, обида, месть руководству. Кража может быть вызвана желанием компенсировать полученный материальный или моральный ущерб.
Борьба с воровством предполагает комплексную работу с возможными причинами: чем меньше провоцирующих факторов, тем ниже риск краж.
Что воруют кассиры и как определить воровство
В ритейле кассиры реализуют мошеннические схемы, связанные с деньгами или с товарами. Чтобы ущерб был незаметен, сотрудники воруют небольшие суммы наличных или мелкие партии продукции.
При выявлении воровства из-за небольшой цены вопроса и нежелания искать новых сотрудников предприниматели часто предпочитают махнуть рукой и не разбираться в проблеме. Или даже заранее закладывать воровство в расходы. В результате безнаказанность порождает новые кражи, а их регулярность наносит ущерб и финансовому состоянию компании, и её имиджу.
Стоит насторожиться и принять меры, если заметили следующие признаки:
- несоответствия при инвентаризации;
- недостача денежных средств;
- несоответствие продаж и выбитых чеков;
- наличие отрицательных остатков;
- нарушение периодичности выписки кассовых чеков;
- наличие необоснованных операций по редактированию, аннулированию чеков, отмене продукции;
- открытие денежного ящика в конце смены без закрытия;
- использование кассиром скидок, которые не применяют другие сотрудники;
- пересортица.
Указать на воровство поможет и обратная связь от клиентов. Если покупатели стали жаловаться на обвесы, неверную сумму в чеке или сдачу, пора искать виновного. Но сначала расскажем, какие вообще бывают схемы мошенничества.
Способов обмана у кассиров много. Вот самые распространённые схемы краж:
- Непробитие одного или нескольких товаров.
Деньги за них кассир забирает себе. Выявляется махинация по камерам слежения, а также проверкой чеков покупателей на выходе. Инвентаризация покажет недостаток товара.
- Пробитие более дорогого товара по цене дешёвого, подмена штрихкодов.
Покупателю озвучивается цена дорогого товара, он рассчитывается наличными. Чек при этом не предоставляется, а разницу в цене продавец забирает себе. Определить воровство помогут видеонаблюдение, проверка купленных товаров на их соответствие позициям в чеке, ревизия: для этой схемы характерны пересортица, недостача дорогой продукции.
- Ввод в чек всех позиций, а далее отмена отдельных товаров или чека полностью.
Указывают на мошенничество частые операции по удалению позиций в смену сотрудника, а при пересменке объём проданных товаров и сумма в кассе не совпадают. Борьба с этим — техническое блокирование кассиру доступа к операциям: отмену делает доверенное лицо.
- Фиктивный возврат товара, когда кассир забирает деньги себе, а продукция фактически не возвращается.
Как вариант, продавец принимает пустую коробку. В этом случае кассир часто привлекает сообщников. Определить воровство поможет выборочная инвентаризация при пересменке — на те группы товаров, которые возвращали.
- Наклеивание на весовую продукцию штрихкода более дешёвого товара.
В этом случае покупатель и кассир находятся в сговоре, получают дорогой товар по низкой цене. Инвентаризация покажет недостачу товаров и пересортицу. Характерен избыток проданной дешёвой продукции при нехватке дорогой из той же категории.
- Списание товара.
Кассир договаривается с поставщиками о поставке скоропортящейся или дефектной продукции. Затем её списывает и продаёт по своим каналам. Схему непросто вычислить: должны насторожить частые списания товаров. Необходима проверка качества отгружаемого товара и остатков перед списанием.
- Махинации с программами лояльности.
Кассир использует в свою пользу бонусы и скидки. Например, пробивает в чеке скидку, а продаёт покупателю товар по полной стоимости — разницу забирает себе. Признаками мошенничества являются повторяющиеся номера скидочных карт в один и тот же день, большое число чеков со скидками.
- Перезапуск кассы.
Кассир формирует, но не закрывает чек, принимает оплату и отдаёт сдачу, а затем перезапускает кассу. В большинстве случаев клиент не желает ждать чек и уходит. А после перезапуска кассы незакрытый чек часто не сохраняется. В результате продавец может не пробить чек или ввести меньшую стоимость. Инвентаризация покажет недостачу продукции, проверка кассы — операции по перезапуску.
- Лишний товар в чеке.
При покупке однотипных товаров кассир добавляет несколько штук. Затем забирает продукцию или деньги себе. Часто выявлять подобные схемы помогают сами покупатели, замечающие ошибки в чеке.
- Пробивание одного товара несколько раз.
Схема, распространённая в общепите и ресторанном бизнесе. Например, бармен распечатывает клиенту чек на пиво, но не закрывает его. Через несколько минут другой посетитель заказывает то же пиво — бармен перепечатывает чек первого клиента, получает оплату. Затем закрывает чек, а деньги от первого заказа забирает себе.
На практике встречаются и другие, иногда весьма оригинальные схемы. Например, продажа алкоголя ночью. Поскольку в ночное время торговать алкогольной продукцией запрещено, кассир соглашается на это только с наценкой, которую забирает себе, а чек отбивает утром. Потерь магазин в этом случае не испытывает, но можно получить санкции при внезапной проверке.
Обращение в полицию является поводом для заведения уголовного дела по статье 160 УК РФ, если ущерб превышает 2500 ₽. При небольшой сумме кражи в отношении виновника назначают административные санкции по статье 7.27 КоАП РФ.
Как доказать, что продавец ворует:
- Опросите сотрудников. Сам факт, что руководитель намерен проводить расследование, может остановить систематические кражи.
- Получите обратную связь от клиентов. Просмотрите книгу жалоб и предложений, отзывы в сети. Свяжитесь с покупателями, оставившими негативные отзывы или претензии. Во-первых, это повысит лояльность клиентов, во-вторых, поможет найти вора.
- Просмотрите записи с видеокамер. Видеоматериалы являются прямым доказательством нарушения регламента продаж. Важно, чтобы детали кражи были хорошо различимы, вплоть до номинала денег.
- Автоматизируйте систему учёта и контроля. Это позволяет зафиксировать не только нарушения, но и их обстоятельства: каким было конкретное действие, на каком этапе произошло, кто совершил.
Для тех, кто с Эвотором
В «Управлении ассортиментом» удобно сравнивать реальные остатки с данными в сервисе и проверять, не обманывают ли вас сотрудники. Товары тоже всегда будут в порядке — отчёты помогут найти ошибки: дубли, отрицательные остатки, нулевые цены, товары с низкой наценкой.
На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2RanynDVpMW
Как предотвратить кражу: советы экспертов
Профилактика воровства кассиров — эффективная система контроля и наказания.
Вот что советует Станислав Ананьин, эксперт в области розничных продаж, применения закона о защите прав потребителей:
«Общие требования по профилактике воровства:
- Запрет бесконтрольного снятия промежуточных отчётов (х-отчёт). Не зная, сколько денег должно быть в кассе, невозможно точно изъять излишек.
- Запрет на наличие в кассовой зоне листов бумаги, сотовых телефонов, личных вещей, личных денежных средств. По возможности форма кассира должна быть без карманов. Наличие любого вида записей, не связанных с основной деятельностью, — сигнал для усиления контроля.
- Внезапные инвентаризации кассы с составлением акта при любом результате. Расхождение плюс-минус на 30 ₽ допустимо. Во всех остальных случаях нужно попросить кассира объяснить расхождение. Инвентаризации отдельных групп товаров позволят быстро отследить, что и как пропало.
- Размещение объявления «Если вам не выдали чек, сообщите по номеру…» в кассовой зоне. Объявление хорошо работает, особенно если пообещать покупателю бонус, например скидку. Случайное падение, отсутствие, завешивание объявления — тревожный звонок.
- Использование услуг тайных покупателей — контрольных закупок неизвестными для сотрудника людьми.
- Обязательное наличие камеры над кассой. Её ракурс должен обеспечивать видимость всего кассового узла. Камера должна иметь разрешение, позволяющее идентифицировать номинал передаваемых купюр».
Юлия Вешнякова, генеральный директор компании «АРТ-ритейл»:
«Как избежать краж? Ввести контроль кассовых операций. Он включает в себя несколько степеней проверки и мер профилактики:
- Нужно регулярно выявлять кассиров с нестандартным количеством возвратов, скидок и прочих специфических операций. Это делается с помощью установки аналитической учётной системы контроля кассовых операций.
- Необходимо сверять содержание пробитого чека с данными видеокамеры при подозрительном поведении сотрудников.
- Следует размещать защитную наклейку рядом со штрихкодом или под ним. Такое размещение приведёт к обязательному пробитию товара при деактивации бирки, а значит, продавцы не смогут отпускать товар, не проводя его по кассе.
- Нужно внести в должностные инструкции и другие документы компании обязанности кассира и меры наказания за недостачу и кражу: материальную ответственность, штрафы.
- Можно вписать в трудовой договор пункт о коллективной (бригадной) материальной ответственности за причинение ущерба (ст. 245 ТК). Это сведёт к минимуму желание продавцов придумывать разные схемы из серии «ты мне, я тебе, а потом по очереди», потому что ущерб будет равно делиться на всех.
Наконец, регулярно проводите инвентаризацию. И стремитесь проводить такую кадровую политику, при которой и обороты будут расти, и продавцы смогут заработать».
Для тех, кто с Эвотором
«Контроль кассира» записывает и анализирует все события, происходящие на смарт-терминале: корректировку цены, количества товара, удаление позиций, очистку чека, предоставление скидок и другие. В любой момент можно сформировать отчёт за определённый период и оценить действия сотрудника.
На правах рекламы ООО «Эвотор» 2RanyndDcs2
От себя добавим, что важно проводить тщательный отбор сотрудников при найме на работу, разграничить доступ к складским помещениям, ограничить права кассиров на корректировку, аннулирование чеков, возврат, печать. Необходимо производить разбор полётов при любой ситуации, не допуская безнаказанности, а также организовать службу внутренней безопасности, которая будет контролировать не только покупателей, но и персонал.
Подытожим
- Причинами воровства могут быть низкая зарплата кассиров, соблазн лёгкого заработка, ощущение безнаказанности, увольнение, тяжёлое материальное положение и другие проблемы.
- К распространённым схемам мошенничества относятся непробитие одного или нескольких товаров, отмена отдельных позиций или чека полностью, фиктивный возврат, махинации с программами лояльности, внесение лишнего товара в чек и другие.
- Доказать кражу позволяют опросы сотрудников и клиентов, запись с видеокамер, данные систем контроля кассовых операций.
- Для предотвращения мошенничества необходимо внедрять системы учёта кассовых операций, видеонаблюдения, проводить внезапные инвентаризации, внести в локальные документы предприятия меры наказания за нарушения кассовой дисциплины, кражу, проверять сотрудников при найме, организовать службу внутренней безопасности.
- Иногда помогает более тщательный наём персонала, обучение и введение системы мотивации.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Что скажете?