Задача компании — не только оплачивать труд работников, но и создать для него достойные условия. Рабочее место должно быть безопасным и удобным. Государство контролирует это через законы, санитарные правила и другие нормативные акты. Рассказываем, какие требования к рабочему месту актуальны в 2023 году и как проверяется, выполняет ли их работодатель.
Безопасное рабочее место снижает риски получения травм и развития профессиональных заболеваний. Не позаботитесь об этом заранее — ждите проблем с проверяющими органами. Но гораздо хуже, если неисполнение установленных требований к организации рабочего места действительно приведёт к ухудшению здоровья работников.
А вот ещё один аргумент в пользу создания безопасного и удобного рабочего места. Исследования компании Future Workplace показали, что у людей, удовлетворённых условиями труда, его производительность выше на 16%. Главный же показатель комфорта, по словам опрошенных сотрудников компаний, — доступ к месту работы свежего воздуха и дневного света.
Условия труда — все факторы, влияющие на работоспособность человека и его здоровье (ст. 209 ТК РФ). Некоторые факторы считаются вредными или опасными. Первые способны вызвать профессиональные заболевания, вторые — привести к травме и даже смерти работника. Когда влияние таких факторов на место работы устранено, оно считается безопасным.
Но полностью устранить негативные факторы возможно не всегда, ведь некоторые профессии связаны с риском. Например, на стройке можно получить травму, а при работе в производственном цеху — приобрести профзаболевание из-за воздействия вредных веществ. В таких случаях работодатель обязан сделать всё, чтобы снизить влияние негативных факторов на здоровье сотрудника.
Закон требует от работодателей определить для каждого рабочего места класс условий труда, то есть степень воздействия на здоровье работника вредных и опасных факторов. Для этого компании проводят так называемую специальную оценку условий труда (СОУТ). Она регулируется законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
Для проведения СОУТ приглашаются эксперты из независимой специализированной организации. Они оценивают степень влияния негативных факторов на рабочие места по методике из приказа Минтруда от 24.01.2014 № 33н.
Каждому рабочему месту в итоге присваивается класс — всего их четыре:
Если есть рабочие места 3 или 4 класса, компания должна постараться снизить влияние негативных факторов на работника. Придётся платить за них повышенные отчисления на пенсию и предоставлять им больше гарантий, например дополнительные дни отпуска. Конкретный состав новых обязанностей работодателя зависит от класса условий труда.
Если по итогам СОУТ все места отнесены к 1 и 2 классам, достаточно сформировать декларацию о соответствии условий труда требованиям нормативов (приложение № 1 к приказу Минтруда от 17.06.2021 № 406н). С 2020 года она бессрочная. Провести спецоценку повторно нужно будет, если вдруг произойдёт несчастный случай, у работника выявится профзаболевание или проверка обнаружит несоответствие условий труда установленным нормам.
Для микропредприятий с видами деятельности из сферы услуг с 1 марта 2023 года вводится упрощённый порядок проведения спецоценки (приказ Минтруда РФ от 31.10.2022 № 699н). К микропредприятиям относят организации и ИП с доходом за год не более 120 000 000 ₽ и с числом сотрудников до 15 человек включительно. Такие компании смогут проводить СОУТ самостоятельно, то есть привлекать стороннюю организацию им не придётся.
Принимать участие в оценке будут представители работодателя и сотрудники. Они должны совместно установить, выполняются ли требования к рабочему месту работника. Для этого придётся ответить на вопросы специального чек-листа (приложение № 1 к приказу № 699н). В итоге станет понятно, влияют ли на рабочее место негативные факторы. Если они есть, СОУТ проведут по обычным правилам, то есть силами специальной организации. Если же нет, то компания подпишет бессрочную декларацию о том, что рабочие места соответствуют нормам.
В недавнем прошлом действовали Санитарные нормы и правила (СанПиН) по условиям труда. Но в 2021 году многие документы были отменены, и сейчас отдельных СанПиН с требованиями к рабочему месту нет. Однако действуют правила, установленные в документах:
Кроме того, есть правила для отдельных отраслей. Например, для общепита есть СанПиН 2.3/2.4.3590-20, в котором среди прочего есть и требования к рабочим местам.
Условия труда офисного персонала должны соответствовать общим нормам безопасной среды обитания, а также учитывать специфику работы. Пример общей нормы — уровень загрязнения воздуха вредными веществами. Понятно, что работодатель, скорее всего, повлиять на него не может. Поэтому сосредоточимся на том, что ему под силу.
Современный офис — это всегда компьютерная техника. Посмотрим, что говорят про это документы.
В СанПиН 1.2.3685-21 даются нормативы лишь для детских учреждений. Но на них могут ориентироваться работодатели взрослых людей. Ведь им наверняка подойдут требования, предусмотренные для детей.
Норм, связанных с компьютерной техникой, не так много:
Интерактивная доска | 65/165,1 |
Монитор ПК, ноутбука | 15,6/39,6 |
Ноутбук | 14,0/35,6 |
Планшет | 10,5/26,6 |
Источник: СанПиН 1.2.3685-21
Микроклимат в офисе — важный фактор, влияющий на работоспособность. Он характеризуется температурой воздуха и поверхностей, влажностью и скоростью движения воздуха. Величины этих параметров для помещений, в том числе офисных, установлены в таблице 5.2 СанПиН 1.2.3685-21.
Допустимые величины параметров микроклимата на рабочих местах в помещениях
Таблица параметров микроклимата для рабочих мест. Источник: СанПиН 1.2.3685-21
Хорошо освещённая рабочая зона — необходимое условие для нормальной работы. Это подтверждают результаты опроса, на который мы ссылались в начале статьи.
Параметров у этого показателя несколько: средняя освещённость на рабочей поверхности, коэффициент пульсации, объединённый показатель дискомфорта, коэффициент естественной освещённости, яркость освещения. Значения каждого параметра зависят от типа помещения, ведь офисы могут быть разными. Для кабинета установлены одни показатели, для комнаты с ПК — другие. Это видно из фрагмента таблицы 5.25, приведённой в СанПиН 1.2.3685-21.
Требования к освещению рабочих мест в помещениях общественных зданий, а также сопутствующих им производственных помещениях
Часть таблицы параметров освещённости для некоторых рабочих мест. Источник: СанПиН 1.2.3685-21
Не самые очевидные факторы охраны труда, но они есть всё в том же СанПиН. Шум на рабочем месте помимо оборудования и самого производственного процесса могут создавать лифты, вентиляция, холодильное оборудование, музыка из развлекательных заведений по соседству. Узнать, в норме ли уровень шума, можно с помощью специального оборудования и организации, которая проводит измерения и выдаёт заключение. При уровне шума выше 80 децибелов придётся провести проверку и оценить риск для здоровья работников, а заодно доказать оправданность этого риска.
Рекомендовано, но закреплено только в строительных СНИПах наличие столового помещения из расчёта один квадратный метр на каждого сотрудника. Там должны быть раковина, холодильник, горячая и холодная питьевая вода.
У каждого сотрудника по закону (ст. 108 ТК РФ) должен быть перерыв на обед от 30 минут до двух часов. Если сотрудник покидает рабочее место на время обеда, это время не считается рабочим и не оплачивается. Если работники едят и отдыхают прямо на рабочем месте, то это время вычитать из рабочего нельзя. Правда, распространяется это только на тех, кто по регламенту не может покидать место работы.
Обеспечить пожбезопасность помещений, где работают сотрудники, — тоже обязанность работодателя и часть охраны труда. Помимо планов эвакуации и огнетушителей, нужно установить систему оповещения и систему пожаротушения. Если вы арендуете офис, скорее всего, это всё уже есть, вам остается только проверять работоспособность и проводить инструктаж. Всё о мерах пожарной безопасности написано в N 123-ФЗ от 22.07.2008.
Также в СанПиН фиксируются содержание кислорода и вредных веществ в воздухе, наличие и мощность электромагнитных полей.
После знакомства с некоторыми нормативами становится понятно, что соответствовать требованиям не так уж и просто. Разберёмся, что же грозит, если их игнорировать.
В первую очередь это может негативно повлиять на здоровье персонала. Напомним, что довольный условиям труда человек работает на 16% лучше. Так что работодателю не стоит закрывать глаза на эти факторы.
Кроме того, за нарушения можно получить штрафы. В КоАП есть статья 5.27.1, по которой проверяющие могут наказать организацию, предпринимателя или ответственное за условия труда лицо, обычно директора.
Санкции такие:
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Малый и средний бизнес можно перевести на удалённую работу, если позволяет сфера деятельности. Мы узнали, как правильно это сделать и зачем это нужно.
До 30 июня 2020 года каждый работодатель должен рассказать сотрудникам о новых правилах ведения трудовых книжек. А с 1 января 2021 года новые правила начнут работать. Мы разобрались, что нужно сделать уже сейчас.
Что скажете?