- Истории
- Вернуть интернет-банкинг через суд: реальные истории бизнесменов
14 октября 2021
Вернуть интернет-банкинг через суд: реальные истории бизнесменов
Мы уже рассказывали, как бизнесмены выигрывают у банков, которые полностью блокируют их счета. Но бывает так, что со счётом всё в порядке — банк отключает только онлайн-операции. Вот только четыре примера, когда предприниматели борются за свои права и выигрывают.
- Автор: Виктория Ан
- Редактор: Ирина Ситникова
Дело о липецком ломбарде, который вызвал подозрения у «Сбера»
Что случилось. ИП Ивашов владеет небольшим ломбардом в Липецке. Он занимает четыре квадратных метра в магазинчике на первом этаже пятиэтажки. Ивашов откладывает драгоценности, за которыми не приходят клиенты, и продаёт их компании «Голдтраст». Для ведения бизнеса Ивашов использует банковский счёт, привязанную к нему бизнес-карту «Сбербанка» и систему «Сбербанк бизнес онлайн». На счёт приходят деньги за товар, с помощью приложения Ивашов перекидывает выручку на карту и снимает с неё наличку.
За три месяца «Голдтраст» перечисляет на счёт Ивашова 2,9 млн ₽. Из них 1,8 млн ₽ предприниматель переводит на свою бизнес-карту и в течение месяца снимает оттуда 1 млн ₽ наличкой. Все эти манипуляции кажутся «Сбербанку» подозрительными. Банк, сославшись на закон ФЗ-115, начинает проверку и требует у бизнесмена документы, которые подтверждают, что он законно получил и вывел деньги.
Предприниматель передаёт банку всё, что тот просит:
- договор аренды помещения в Липецке, где находится его ломбард;
- уведомление о постановке на учёт ИП, который покупает и продаёт драгоценные металлы и камни;
- приказ ИП Ивашова, в котором он назначил себя ответственным за соблюдение закона ФЗ-115;
- свою должностную инструкцию;
- платёжные поручения об оплате налогов и сборов;
- счета на арендную плату;
- документы на онлайн-кассу;
- договор с «Голдтраст» и накладные на поставку подержанной ювелирки;
- расходные кассовые ордера о выплате клиентам денег за драгоценности.
Несмотря на это, спустя месяц «Сбербанк» отключает Ивашову онлайн-обслуживание счёта под предлогом того, что предприниматель проводит «операции сомнительного характера». Ивашов больше не может пользоваться бизнес-приложением «Сбербанк бизнес онлайн» и ради каждой операции должен лично приезжать в банк. Предприниматель решает исправить эту несправедливость в суде.
Что решил суд. Судьи рассмотрели доводы и документы Ивашова и решили, что подозрения банка ничем не обоснованы, а значит, отключение интернет-банкинга незаконно. Банк должен восстановить онлайн-обслуживание счёта Ивашова и компенсировать предпринимателю госпошлину за обращение в суд — 6 000 ₽.
Дело о юридической фирме, которую заблокировали без объявления войны
Что случилось. Юридическая компания из Екатеринбурга «ЮФК-Профи» работает с малым и средним бизнесом. Фирма много лет остаётся клиентом «Уральского банка реконструкции и развития»: в 2008 году открыла счёт и сразу заключила договор про интернет-банкинг. Всё это время с банком не было никаких проблем.
И вот, в августе 2019 года банк без предупреждения блокирует «ЮФК-Профи» дистанционный доступ к счёту. Для фирмы это становится полной неожиданностью. Лишь спустя месяц банк присылает запрос, который хоть как-то объясняет происходящее. В запросе руководителям компании предлагают доказать, что они соблюдают требования закона ФЗ-115. Но даже после того, как фирма передаёт в службу безопасности все необходимые документы, онлайн-банкинг ей не восстанавливают. В чём причина такого решения, банк тоже не поясняет. Тогда владельцы бизнеса идут в суд.
Представитель банка на судебное заседание не приходит, но присылает подробное объяснение. Оказывается, летом 2019 года в банк пришла полиция. Сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями изъяли множество документов, в том числе — бумаги о движениях по счёту «ЮФК-Профи». Служба безопасности банка решила, что раз этой компанией заинтересовались полицейские, то она наверняка участвует в отмывании денег. Фирме сразу заблокировали доступ к онлайн-банкингу и начали наблюдать за её расходными операциями по счёту.
Что решил суд. Судья изучил материалы дела и пришёл к выводу, что банк неправ. Документы у компании в полном порядке. В объяснении банка нет конкретных доводов, что «ЮФК-Профи» причастно к незаконным финансовым схемам. Он не смог доказать, что на счёт компании регулярно поступали крупные суммы и что фирма перечисляла деньги на банковские счета, с которых их потом снимали наличкой либо переводили на другие счета. Суд обязал «Уральский банк реконструкции и развития» вернуть дистанционное обслуживания счёта и возместить фирме госпошлину за обращение в суд — 6000 ₽.
Дело о продавце угля, которого заподозрили в незаконных сделках с иностранной компанией
Что случилось. ИП Юрихина из Владивостока занимается оптовой продажей угля. «Сбербанку» кажутся подозрительными деньги, которые ей перечисляет покупатель — кипрская компания «Carbo One Limited». Только за полгода иностранная фирма переводит Юрихиной почти 100,5 млн ₽, а та списывает их со счёта. Этими деньгами она расплачивается с партнёрами: поставщиками и перевозчиками угля и компанией, которая берёт пробы продукции и контролирует её качество перед отгрузкой. Оставшиеся после расчётов с партнёрами деньги Юрихина считает своей чистой выручкой и тратит на себя.
Столь крупные суммы, да ещё и поступающие из-за границы, вызывают у «Сбербанка» подозрение. Банк начинает проверку и трижды требует у женщины различные документы, которые подтверждают законность сделок. В итоге, несмотря на то, что Юрихина предоставляет все необходимые бумаги, ей перекрывают доступ к онлайн-банкингу.
Службе безопасности «Сбербанка» не нравится, что количество товара, которое предприниматель списывает после отгрузки, не всегда совпадает с первичными документами. Кроме того, специалисты находят ошибки в реквизитах первички и выявляют, что оплата за уголь не всегда приходит вовремя. Всё это, по мнению «Сбербанка», является признаком незаконных махинаций и вполне тянет на причину для блокировки онлайн-обслуживания.
Что решил суд. Арбитражный суд Приморского края встал на сторону предпринимателя. По мнению судьи, Юрихина предоставила достаточно доказательств того, что её сотрудничество с Кипром легально, не нарушает ФЗ-115 и валютное законодательство. Все расчёты проводились открыто, деньги, которые поступали с Кипра, прошли валютный контроль. А нарушение сроков оплаты — это внутренние дела бизнеса, в которые «Сбербанк» не имеет права вмешиваться. Суд постановил, что банк действовал незаконно, и обязал его восстановить онлайн-обслуживание и возместить Юрихиной госпошлину за обращение в суд — 6000 ₽.
Почему банк не должен вмешиваться в денежные дела клиента
Банк не имеет права контролировать, как клиент использует деньги, и ограничивать его право распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению (ст. 845 п 3 ГК РФ).
Дело о фирме, которой банк не дал расплатиться с поставщиком
Что случилось. Компания «Промторг» из Екатеринбурга занимается оптовой торговлей. Фирму регистрируют в феврале 2020 года, а уже в июле у неё начинаются проблемы с банком, в котором она обслуживается. Дело дошло до суда.
Как рассказал на суде представитель компании, они планировали закупить продукцию и дали «Уральскому банку реконструкции и развития» поручение перечислить поставщику 2 млн ₽. Но банк внезапно отказывается проводить этот платёж. В этот же день фирма требует перевести деньги на свой расчётный счёт в другом банке, чтобы расплатиться с партнёром. В этой операции им тоже отказывают.
Продукцию, закупленную у поставщика, компания «Промторг» планирует перепродать другой фирме и даже уже взяла предоплату — 2,1 млн ₽. Понимая, что поставка товара срывается, руководитель «Промторга» обращается в банк с новым платёжным поручением, чтобы тот хотя бы вернул деньги несостоявшемуся покупателю. В ответ на это банк блокирует интернет-банкинг «Промторга», а затем и вовсе по собственной инициативе разрывает договор обслуживания.
Сотрудник банка рассказал, что службе безопасности показались подозрительными некоторые операции по счёту недавно созданной компании. После этого они запросили у «Промторга» документы и пришли к выводу, что более 80% денег компания переводит в фирмы, которые очень похожи на однодневки. Подозрение усилилось, когда сотрудники банка заметили, что зарплата сотрудникам «Промторга» выплачивалась лишь однажды: в июне 2020 года. Причём сумма, которую получили сотрудники, явно не соответствовала штатному расписанию фирмы.
Что решил суд. Арбитражный суд встал на сторону «Промторга». Судьи посчитали, что у банка нет никаких конкретных доказательств, только подозрения. Что же касается тёмной истории с зарплатой, то по закону банк не имеет права вмешиваться в эти процессы. Это парафия налоговой или трудовой инспекции.
Суд признал блокировку интернет-банкинга незаконной, а расторжение договора — недействительным. Банк должен полностью восстановить обслуживание «Промторга», в том числе — вернуть фирме возможность пользоваться онлайн-банкингом.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Судебные дела
2453
3044
3215
2688
1565
1533
1657
4061
2320
2048
2381
2646
3452
3389
1937
2548
2274
2610
1804
2030
404
852
314
942
563
301
2138
1630
3673
966
993
1361
439
594
447
974
8978
723
374
554
360
402
474
318
374
275
323
2426
1243
333
374
314
230
876
275
229
298
214
284
691
248
1926
637
516
401
247
Что скажете?