Владелица кондитерского цеха заказала у поставщика продукты для производства, но вместо них ей прислали 224 коробки готового печенья. На вопрос, в чём дело, поставщик ответил, что в данном случае имеет право изменить ассортимент поставки. В нюансах этой истории разбирались три судебные инстанции, а мы подсмотрели и подслушали.
Небольшой кондитерский цех из Минусинска находит нужные ему продукты у поставщика из Новосибирска. Стороны договариваются, что цех будет заказывать продукты партиями. Ассортимент каждой партии будут прописывать в счёте и товарной накладной. Первые две поставки проведут по стопроцентной предоплате, дальше — с отсрочкой платежа. Стороны заключают договор.
Цех делает первый заказ на 63 336 ₽. Поставщик высылает счёт, в котором перечисляет ассортимент заказанных продуктов. Но цех оплачивает только 30 000 ₽, остальные деньги задерживает. Поставщик нанимает транспортную компанию и отправляет заказ из Новосибирска.
Транспортная компания доставляет заказ, а в нём вместо продуктов — 224 коробки печенья из кукурузных хлопьев. Но в цехе не перепродают чужие сладости, а готовят свои — фасованное печенье им не нужно. Покупатель не подписывает товарную накладную и требует вернуть предоплату.
Идёт время, но переговоры и письменные претензии не дают результата. Тогда цех идёт в суд с требованием вернуть 30 000 ₽ за неполученные продукты и 1951 ₽ процентов за задержку возврата денег.
Стороны встречаются в суде, у каждого своё видение проблемы.
Кондитерский цех: мы занимаемся выпечкой хлеба, тортов и пирожных. У этого поставщика мы заказали нужные для нашего бизнеса продукты, а получили готовое печенье. Что нам с ним делать? Пусть вернёт аванс и проценты за задержку.
Поставщик: цех сделал заказ на 63 336 ₽, а перевёл только половину, хотя договор был о стопроцентной предоплате. Мы так и не дождались остальной части денег, поэтому аннулировали заказ в первоначальном ассортименте, но устно договорились, что на полученные 30 000 ₽ пришлём печенье. Цех печенье получил, куда он его денет, не наша забота.
Кондитерский цех: устной договорённости не было.
Суд: прав кондитерский цех. В ассортименте заказа не было печенья, а доказать устную договорённость о замене товара поставщик не может. А раз товара нет, значит, нужно вернуть предоплату и проценты за задержку с возвратом.
Поставщик не соглашается и подаёт на пересмотр в апелляцию.
Поставщик: устная договорённость о поставке печенья была, просто поверьте нам.
Кондитерский цех: никакой устной договорённости не было — не могли кондитеры заказать готовое печенье. Другой товар мы не получали — на товарной накладной нет нашей подписи.
Суд: прав поставщик, ведь по факту поставка состоялась. Поставщик отправил печенье транспортной компанией, а обратно его не получил. Значит, печенье лежит у кондитеров — пусть сами решают, что с ним делать. Аванс в 30 000 ₽ считается отработанным и цеху никто ничего не должен.
Настаёт очередь цеха подавать на пересмотр — он пишет жалобу в кассацию.
Кондитерский цех: поставщик прислал ненужное нам печенье, чтобы не возвращать деньги.
Поставщик: цех сам хотел это печенье — второй суд мы в этом уже убедили.
Суд: всё-таки прав кондитерский цех. Поставщик не мог поменять ассортимент на своё усмотрение, пусть даже цех недоплатил, несмотря на договорённость, — покупатель законно не принял печенье. В товарной накладной нет его подписи, а значит, поставка не состоялась. Поставщик должен вернуть деньги, решение первого суда было правильным.
🥮 Когда в договоре поставки прописан ассортимент товара, поставщик обязан привезти покупателю именно его. Замену ассортимента покупатель вправе не принимать и не платить за товар. Если же ассортимент не обговорили, но поставщик знает, для каких целей покупатель сделал заказ, он вправе сам определить конкретный ассортимент (ч. 2 ст. 467 ГК РФ).
Если у вас Эвотор, управлять ассортиментом можно прямо в личном кабинете с помощью приложения:
Все подробности про приложение «Управление ассортиментом» →
На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2Ranym3J3ui
🥮 О нарушении ассортимента покупатель обязан сообщить поставщику. Обычно срок для такого сообщения есть в договоре поставки. Если нет — сообщить о нарушении нужно в разумный срок. Иначе товары считаются принятыми.
🥮 Покупатель может принять товар и в другом ассортименте. Тогда поставщик обязан пересчитать стоимость поставки (ст. 468 ГК РФ).
На правах рекламы ООО “Эвотор” 2Ranyo1JN64
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Ковалёва открыла свой
Что скажете?